Официальный прием по случаю Дня Независимости Израиля проходил в Киевской филармонии. Вместо приветственных речей Чрезвычайный и Полномочный Посол госпожа Анна Азари предложила гостям послушать концерт ведущего флейтиста филармонического оркестра Израиля, профессора академии Рубина Йоси Анхейма и «Киевской камераты», выразив надежду, что дружба наших стран будет столь же гармонична, как звучание музыки, которую нам предстоит услышать.
С появлением в Киеве госпожи Азари посольство много внимания уделяет культурному обмену. В конце прошлого года в Доме кино с успехом прошли Дни кино Израиля, — с которым наш зритель не был «на короткой ноге», — многочисленные выставки, концерты. Последний из которых проходил 18 мая в Доме органной и камерной музыки. В программе концерта — Моцарт и Вивальди, Шостакович и Карабиц, произведения которых исполнили: коллектив солистов «Киевской камераты» (художественный руководитель И.Карабиц) и солисты Нового израильского камерного ансамбля (дирижер Роберт Канетти).
В активизации взаимных культурных интересов не последнюю роль, на мой взгляд, играет госпожа посол и ее команда. Тем более что и язык, и культура нашей страны близки Анне Азари не понаслышке — она уроженка Вильнюса, а одна из ее бабушек — одесситка, ученица знаменитого профессора Столярского.
— Госпожа Азари, людей в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла мы привыкли встречать на обязательных или протокольных мероприятиях. Я была приятно удивлена, постоянно видя вас как рядового зрителя в театре, на выставках и т.д. И хотя так вышло, что наша сегодняшняя встреча совпала с празднованием Дня Независимости Израиля, предлагаю все же сосредоточиться не на политических проблемах, а на вопросах культуры. Государство, народ которого имеет древнейшую историю, только-только перешагнуло во вторую половину своего первого века По своему составу оно невероятно разноплановое, хоть и населено в основном людьми одной национальности. Поколения этих людей жили в других странах, вырастая и впитывая, как родную, другую культуру. Каждый из них, приехав в Израиль, привез с собой тот островок культуры, который ему близок. Каким образом идет эта ассимиляция, взаимопроникновение культур? Как все начиналось, какова была политика государства в этом плане, каков сегодняшний уровень?
— Я очень благодарна вам за этот вопрос. Мне кажется, что из Украины он представляется несколько искаженным — будто нашу страну населяют бывшие российские и украинские граждане и культурная жизнь там кажется калькой здешней культурной ситуации. На самом деле это огромная мозаика, находящаяся в постоянном процессе конструирования. На прошлой неделе мы отметили приезд миллионного эмигранта с начала потока массовой эмиграции еще из Союза. Можете себе представить, как это повлияло на население, которого тогда было приблизительно пять миллионов. Население совмещает, на первый взгляд, не совсем совместимые культурные понятия. Спектр невероятно широк: страны СНГ, Восточной Европы, Америка, Эфиопия, Западная Африка и т.д. Последние десять-пятнадцать лет этот процесс идет очень бурно. Поначалу была идеология «плавильного котла», если учесть при этом, что последние пятьдесят два года мы живем «не совсем в мире». Но оказалось, что «плавиться» хотят далеко не все: в восьмидесятых годах отстаивали свои культурные традиции выходцы из Северной Африки, не говоря уж о русскоязычном населении. Безусловно, налицо взаимовлияние культур.
Если подводить какие-то итоги — это уже моя личная оценка, — не за последние пятьдесят два года, а за сто лет, с тех пор как родился язык, появилась действительно большая литература. У нас есть ряд очень крупных и переводимых на Западе писателей. Все мы ждем не дождемся, когда кто-то из них станет нобелевским лауреатом. Правда, Толстой им не был. Даже статистически у нас сегодня культурный бум — беспристрастные цифры говорят о количестве книг, выпущенных на душу населения, количестве и посещаемости театров и т.д.
— Какова политика государства в области культуры? Поддерживает ли государство культуру чисто экономически и есть ли какие-либо приоритеты в этой области?
— Если говорить с профессионалами от культуры у нас в Израиле, то вам скажут, что денег дается очень мало. Общеизвестно, что содержание оперного, как и любого другого театра, оркестров и пр. — дело не прибыльное, хотя и пользуется все это популярностью у зрителей, попасть на спектакли и концерты довольно трудно. Наиболее бюджетоемкая область — кино. Фильмов, конечно, снимается меньше, чем хотелось бы. Издательская деятельность, имеются в виду книги, живет «за собственный счет», т.е. окупается.
— Существует ли в Израиле фестивальное движение?
— У непосвященных такое впечатление, что все время идет какой-нибудь фестиваль. В конце мая начинается центральный фестиваль, который проходит в основном в Иерусалиме в древнем римском амфитеатре, частично в Тель-Авиве. В этот форум входят почти все виды искусств — музыка, кино, театр, балет и т.д. На него каждый год привозят большие и дорогие проекты из-за рубежа. Не знаю, сколько он существует, но на моей памяти он был всегда. Кроме этого главного фестиваля существует множество — от джазовых до фестиваля авангардного театра, — и публика поддерживает их с огромным энтузиазмом. Так что Израиль — вполне фестивальная страна.
— За счет чего существует бурная фестивальная жизнь — государство, энтузиазм устроителей, спонсоры?
— Я не очень хорошо знаю действие фестивального механизма, но вот центральный, о котором говорила, — бюджетный. К тому же, большая часть бюджетов фестивалей покрывается за счет продажи билетов, потому что они достаточно дорогие, но вполне доступные для среднего зрителя. Очень часто активными спонсорами мелких фестивалей являются мэрии — маленькие города хотят и устраивают у себя фестивали, они повышают интерес к городу. Во всяком случае я не знаю ни одного фестиваля, который закрылся бы из-за отсутствия средств.
— Госпожа Азари, какова перспектива культурного обмена и развития культурных связей наших стран?
— Во-первых, я бы хотела сказать, что любые мероприятия не являются разовыми и не привязаны только к Киеву. И наш флейтист, который выступал на концерте, посвященном Дню Независимости, и дирижер, и оркестр, которые выступали в минувший четверг, ездят по Украине. Не помню весь маршрут, но это и Львов, и Одесса, где они не только выступают, но и проводят мастер- классы. Мы проводим и будем проводить выставки в разных городах Украины, недели кино. Хотим разнообразить программы, привезти сюда и израильский джаз, и труппу современного танца. В стадии переговоров приезд в Киевскую оперу нашей солистки. Главная цель — показать, что Израиль не является каким-то ближневосточным городком культуры Шолом-Алейхема, его культурная палитра разнообразна.
— Все это делается усилиями посольства или существует официальная программа?
— Программа есть, всегда вопрос сводится к бюджетам. Иногда бывают вещи, не имеющие отношения ни к нашим официальным программам, ни к попыткам посольства стимулировать культурный обмен. Например, просто включив телевизор, с удивлением узнала, что Киркоров привозит Дану Интернешнл. Так что кое-что происходит само собой.