За несколько лет Taking the Stage стал для многих украинских режиссеров неким маяком и магнитом. В пространство этого проекта стремятся попасть. Причастность к этому бренду уже является знаком престижа и международной статусности. Собственно, программа Taking the Stage появилась в 2015-м как инициатива Британского Совета в Украине. Ее цель - в рамках театрального конкурса помочь украинским мастерам реализовать их творческие замыслы, в частности поставить британские пьесы на украинских сценах.
Программа Taking the Stage даже за короткий период дала заметные результаты. Во всяком случае, в рамках конкурса о спектаклях Максима Голенко ("Кицюня"), Тамары Труновой ("Под небом синим"), Розы Саркисян ("Психоз в 4:48") и других режиссеров - активно говорят и критики, и зрители. Ну и, конечно, указанный проект многим помогает открыть новые пласты британской драматургии - и новой, и классической (которую не все знают).
- Пани Анна, Taking the stage стартовал еще в 2015-м. И вот если бы вам предложили составить условный рейтинг лучших проектов, какие пять-семь спектаклей вы бы отметили прежде всего? И почему?
- По моему мнению, успешные проекты - те, которые после премьерного показа продолжают жить: успешно идут в театрах, собирают свою аудиторию, приглашаются на фестивали. Таких большинство.
Но успешность проекта определяется не только успешностью конечного продукта/спектакля (хотя, не буду лукавить, мы с нетерпением ожидаем премьер). Имеют значение и личные творческие истории, опыт, который получают режиссер и театральные команды, привлеченные в Taking the Stage.
Приведу несколько примеров. Первая победительница конкурса харьковчанка Оля Турутя-Прасолова поставила "Ножи в курах" Дэвида Гарровера на Камерной сцене Национального театра им. И.Франко. Конкурс дал ей опыт работы на сцене большого национального театра; уверенность и узнаваемость, столь необходимые молодому режиссеру. И теперь Ольга - главный режиссер Харьковского театра им. А.Пушкина, она часто говорит, что именно Taking the Stage очень ей помог, дал толчок, открыл те двери, которые до проекта для нее были закрыты.
Или возьмем Евгения Мерзлякова, режиссера Луганского театра украинской драмы (г. Северодонецк), поставившего в рамках Taking the Stage спектакль по пьесе Дункана Макмиллана "Легкие". У него была возможность поработать с одним из самых успешных режиссеров Британии, бывшим директором Уэльского театра Sherman Cymru Рейчел О'Риордан, а также побывать в Уэльсе. Для Евгения "Легкие" были первым самостоятельным проектом, это имело для него большое значение. С этим спектаклем его приглашали на украинские и международные фестивали.
Благодаря Taking the Stage осуществилась мечта Макса Голенко - "Лейтенант с острова Инишмор": проект, который режиссер длительное время вынашивал, реализовался на сцене "Дикого Театра" благодаря победе в конкурсе.
А еще - Дмитрий Захоженко с успешными спектаклями в Новом театре на Печерске, Тамара Трунова и замечательный результат ее сотрудничества с Национальной опереттой: проект "Под небом синим" - в прошлом году был номинирован на премию "ГРА". Или Кира Малинина, абсолютно самостоятельно за выигранный грант реализовавшая камерный проект "Когда Боги упадут, безопасно не будет" по пьесе Сельмы Димитриевич в лучших традициях проектного театра. Для меня все это истории успеха.
- Вопрос, возможно, теоретического и мировоззренческого характера: какие времена, на ваш взгляд, ныне переживает новая британская драма? То есть какие темы, тренды, проблемы прежде всего находит? И какие имена драматургов (кроме тех, которых знаем) достойны большего внимания со стороны медиа и режиссеров?
- Мне трудно определять тренды, ведь я не театральный специалист. Скорее, я опытный зритель. Но, учитывая свой опыт участия в британских шоукейсах, могу сказать, что количество молодых режиссеров, пишущих свои собственные спектакли/тексты, неуклонно растет.
Это можно объяснить экономическими причинами. У молодых режиссеров нет возможности платить роялти, поэтому приходится и писать, и ставить самим.
А вот среди современных британских драматургов хотела бы назвать Джеза Баттерворта (Jez Butterworth), Ника Пейна (Nick Payne), Дэвида Грейга (David Greig), Поли Стэнхэм (Poly Stenham), Люси Преббл (Lucy Prebble). Но это, конечно, не полный перечень. К сожалению, в Украине мало переводят драматургию, поэтому Taking the Stage стал площадкой для первопрочтения многих современных британских пьес.
- Как считаете, нынешний длительный социально-политический кризис вокруг Brexit может быть импульсом к новым драматургическим поискам-текстам? И насколько, в целом, настоящая британская драма остросоциальна - ведь крупные проекты крупных британских театров (которые часто видим в рамках кинотеатральных показов) - это чаще новые режиссерские трактовки больших шекспировских пьес или других классических текстов?
- Обычно британский театр, а скорее - драматурги, режиссеры быстро реагируют на то, что происходит вокруг. Практически все, что имеет резонанс в обществе, проговаривается на сцене. Все темы, от войны в Ираке, проблем сирийских беженцев, проблем бедности, изменений климата - до прав ЛГБТ выносятся и обсуждаются.
Вы правы, большие британские сцены действительно отдают предпочтение материалу, проверенному временем. Но британский театр очень разнообразен - как жанрово, так и тематически.
Например, среди главных претендентов на соискание престижной премии Лоуренса Оливье-2019 за лучшую новую постановку нет ни одного Шекспира, Теннесси Уильямса или Ионеско. Все постановки-претенденты созданы на основе современного материала: спектакль "Misty" написан и сыгран молодым режиссером-драматургом Arinze Kenе. Спектакль о творческой свободе современного Лондона объединяет в себе элементы театра, музыкального гига и поэтической вечеринки.
Второй претендент, "Трилогия Лехманов" - "Lehman Trilogy", - исторический экскурс в жизнь братьев Лехманов, чья империя спустя 165 лет после ее основания вызвала один из мощнейших финансовых кризисов.
Еще один претендент - современная социальная драма "Пот" ("Sweat"), о жизни самых бедных американцев, по пьесе пулитцеровского лауреата Линн Нотедж (Lynn Nottage). И, наконец, - драма "Наследство" ("Inheritance") - современная адаптация книги "Говардс Энд" (Howards End, 1910) английского писателя Форстера (E.M. Forster), в которой действие переносится в Нью-Йорк конца XX века и рассказывает о поколении парней-геев в большом городе.
- Возможно, вы, как никто, очень пристально следите за молодыми украинскими режиссерами, с готовностью откликающимися на инициативы Taking the stage. За кем из них видите интересное будущее в нашем (и не только нашем) театре? Кто из талантливых и перспективных до сих пор не откликнулся на привлекательную программу Taking the stage? И, кстати, возможно, есть идея в рамках программы специально ободрить исключительно режиссеров - тех, кому 60+, ведь некоторые из них сейчас находятся в довольно кризисных сумерках сценической жизни?
- Думаю, в Украине именно сейчас происходят колоссальные изменения в сфере театра. Меняются репертуар, подходы к созданию театра. Театр становится разнообразнее. В него приходят и находят себя многие талантливые люди. Надеюсь, Taking the Stage каким-то образом содействует этим изменениям.
Как вы знаете, в нашем конкурсе нет возрастных ограничений, но мне кажется, что сам формат конкурса/соревнования - история для молодых людей, которым нужны толчок, помощь, чтобы сделать первый шаг, создать себе имя. У кого нет достаточно ресурсов, чтобы поставить то, что хочется, о чем мечтается. Кроме того, и рисковать еще ничем. При этом ежегодно у нас бывают заявки от режиссеров разных возрастов. Попадали они и в финалисты. Но победу жюри всегда отдавало молодежи.
- К сожалению, не все интересные сценические проекты в рамках Taking the stage имеют долгую жизнь. Возможно, исключение - "Ножи в курах" Владимира Кучинского. Может ли быть продолжение такой жизни, например, у спектакля "Психоз" режиссера Розы Саркисян? Или у некоторых других постановок, преждевременно исчезнувших с афиш?
- Действительно, жаль, что не у всех сценических проектов долгая жизнь. Но это уже вопрос менеджмента. Ведь постановка - не спринт, а скорее, бег на среднюю или длинную дистанцию. Надо уметь рассчитать силы, чтобы не только состоялась премьера, но и у спектакля была полноценная жизнь.
В Украине только зарождается такое понятие, как театральный продюсер - то есть специалист, не только хорошо знающий театр, но и обладающий организаторскими, менеджерскими способностями, умеющий работать с финансами и людьми.
В течение всего времени существования конкурса мы, собственно, с коллегами из ОО "Театральная платформа" работали над созданием такого процесса, где у жюри была бы возможность оценить не только качество замысла, но и способности режиссера и его команды довести проект до конца.
- Возможна ли в рамках Taking the stage - в будущем - специальная программа, охватывающая творчество только одного автора? Не обязательно Шекспира. Возможно, Мартина Макдони или других. В целом, какие планы Taking the stage на перспективу?
- Именно замысел такого формата и обсуждаем с прошлогодним членом жюри конкурса и директором Ивано-Франковского национального театра Ростиславом Держипильским. Речь идет о таком спец-edition Taking the Stage, который мог бы быть посвящен Шекспиру.
Хочется создать формат, в котором найдется больше места для обмена опытом между теми, кто создает театр в Британии и в Украине. Мне кажется, есть чем обмениваться.
- Вы вспомнили в разговоре Евгения Мерзлякова... Уточните, пожалуйста, есть ли другие украинские режиссеры, ранее задействованные в Taking the stage, которым все же удалось попасть на стажировку в один из британских театров, а возможно, и заинтересовать собой кого-то из британских продюсеров - то есть хотя бы попытаться стать перспективным игроком на британском театральном рынке?
- Да, скорее, были ознакомительные визиты - Евгения Мерзлякова, режиссера Луганского драматического театра в Уэльс; Киры Малининой, независимого режиссера/драматурга из Харькова, в Галл (Hull).
А вот буквально две недели назад из Великобритании вернулись Дмитрий Захоженко, Макс Голенко, Ярослава Кравченко, Роза Саркисян, Надя Соколенко. Они принимали участие в программе IETM. Благодаря своему участию в программе Тамара Трунова получила приглашение в Манчестер, где выпустила новую постановку в одном из самых больших британских театров Royal Exchange Theatre.