Английский чай наиболее популярен в мире. И, тем не менее, до 1662 года сама Англия не знала вкуса этого напитка. Семена чая были частью приданного приехавшей из Португалии будущей королевы Екатерины, жены Чарльза II, которая и ввела церемонию чаепития в социальную и семейную жизнь английского общества.
Сегодня Британия экспортирует чай в 120 различных стран мира, ее доля в мировом экспорте чая составляет примерно 66,5%. В 1995 году только на экспорте 35 тыс. тонн черного чая страна заработала 131 млн. фунтов стерлингов.
Англичане производят приблизительно 1500 различных марок чая, однако, особой популярностью и спросом пользуются приблизительно десять, среди них: Tetley (занимает первое место в мире по популярности), Typhoo (Premier Beverages), Brook Bond PG Tips (Van den Bergh Foods), Twinings, Lyons, Horhimans, Earl Grey, и т. д. Earl Grey, кстати, имя англичанина, в свое время восхитившего китайского мандарина тонким вкусом и изощренной похвалой китайскому чаю. Расчувствовавшийся восточный джентльмен изобрел этот рецепт специально для своего английского друга.
Излюбленное время чаепития в Великобритании - послеобеденное. Ритуал этот завела герцогиня Анна Бедфордская в начале XIX столетия. Послеобеденный чай традиционно состоит из тонких сэндвичей, джема, кекса (возможно торта или печенья), английских булочек с маслом и, конечно же, ароматного дымящегося чая, который наливают в самую любимую чашку. Англичане пьют чай не спеша, обстоятельно, в равной степени наслаждаясь этой процедурой в простой деревенской чайной и в роскошных комнатах отеля Ритц.
Чай продолжает оставаться в Британии напитком №1, составляет 43% всех потребляемых напитков, 80% населения пьет чай каждый день, 87% всего чая, завариваемого в Британии, составляет чай в пакетиках. На что только не идут производители чая, стремясь противостоять конкуренции Soft drinks и привлечь покупателя! Например, компания Tetley потратила четыре года на изобретение пакетика пирамидальной формы, что стало первой крупной инновацией со времен изобретения бумажных пакетиков в 1951 году. А в 1989 году компания представила на рынок круглый пакетик, сразу же подняв тем самым продажу своей продукции на 15%. Tetley утверждает, что такая форма способствует приданию особого аромата напитку, и чай в круглых пакетиках заваривается так же, как в чайничке, сохраняя все богатство вкуса и аромата. Но это уже суждение гурманов. Более широкие массы населения думают проще: чай уже достаточно хорош, если он - английский чай.
Материал предоставлен секретарем по вопросам информации посольства Великобритании в Украине Ларисой КОЛОМИЕЦ