Альфред Шнитке – философ от музыки

Поделиться
Выдающемуся композитору, свободолюбивому человеку, тонкому музыкальному философу, обладающему редчайшим юмористическим даром, Альфреду Шнитке исполнилось бы 24 ноября 70 лет...

Выдающемуся композитору, свободолюбивому человеку, тонкому музыкальному философу, обладающему редчайшим юмористическим даром, Альфреду Шнитке исполнилось бы 24 ноября 70 лет. Его памяти и творчеству был посвящен вечер-концерт в посольстве РФ, где уже второй год проходят традиционные четверги, посвященные выдающимся деятелям мировой культуры.

Композитор родился на Волге, почти всю жизнь прожил в Москве, умер в Германии и упокоился на Новодевичьем кладбище. В его творческом списке более 70 произведений, среди которых оперы «Жизнь с идиотом» и «Одиннадцатая заповедь»; сценическая композиция «Желтый звук»; «Реквием», который, по его словам, «словно подарили ему, так он легко появился», написанный в 1975 году; балеты «Эскизы», «Пер Гюнт», «Лабиринты»; пять симфоний; несколько кантат и много других произведений. Его симфоническую музыку мало, вернее «узко», почитали на родине. Более того, необыкновенного музыканта часто попрекали его широкой международной известностью. Его произведения, многие из которых были с посвящениями, постоянно включали в свои концертные программы Геннадий Рождественский (именно ему посвящено последнее произведение Альфреда Шнитке «Глория») и Юрий Башмет, Владимир Крайнев и Гидон Кремер, Мстислав Ростропович и Курт Мазур…

На родине Альфреда Шнитке широкий круг зрителей знал как автора музыки к фильмам (их более 60), многие из которых вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Достаточно назвать «Ты и я» и «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Прощание», «Агония» и «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова, анимационные работы Андрея Хржановского, «Экипаж», «Сказка странствий» и «Как царь Петр арапа женил» Александра Митты.

«Работа в кино, — говорил композитор в одном из интервью, — была для меня своего рода лабораторией, где я пытался решать какие-то интересные и важные творческие проблемы, где я искал тот сугубо личный «центр», исходя из которого можно было бы разрабатывать нужные мне выразительно-технические приемы, нужную манеру письма. Я много экспериментировал (в хорошем смысле слова), пытался подчас примирить непримиримое. Возможно это тоже оказалось небесполезным…»

Концерт в посольстве РФ вела Юлия Симеонова (внучка знаменитого дирижера), а произведения Шнитке исполняли молодые музыканты — студенты Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского, мастерство которых уже оценили на различных международных конкурсах. С удовольствием играли Шнитке София Сульдина (скрипка) и Оксана Яремчук (фортепиано), исполнившие традиционно-мелодичную «Сюиту в старинном стиле». И шуточный «Моц-арт» для двух скрипок (София Сульдина и Елена Жолдакова). А гвоздем программы стала Соната №1 для виолончели и фортепиано — мудрая, сложная музыка, которую виртуозно технично и с полным проникновением в ее философский смысл исполнили Ольга Заяц (у этой виолончелистки, надеюсь, большое концертное будущее) и Ольга Суворова (фортепиано).

Возникает лишь один вопрос: как можно любить музыку Альфреда Шнитке и не почитать свободу?!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме