Я сказал, что в распоряжении художника — только один миг, но миг этот может быть продлен, если он несет в себе след мгновения предыдущего и предусматривает мгновение следующее.
Дени Дидро
О живописи писать трудно. Как словами передать фактуру мазка, нюансы цветовых сочетаний, гармонию композиции? Задача немного упрощается, если предмет анализа — жанровое полотно, — там есть сюжет, фигуры, действие. Однако и в таком случае обзор произведения может стать похожим на радиотрансляцию футбольного матча: результат знаешь, но картинка игры — только смесь собственного воображения и доверия к комментатору, который не всегда оказывается рупором истины. Как это ни странно, проще всего описывать и препарировать работы, в которые автор пытается втиснуть какую-то весьма закрученную идею. Часто за авангардным покроем скрывается обыкновенное отсутствие мастерства, которое активно компенсируется нескрываемым стремлением быстро заработать деньги, желательно — большие, чтобы забросить подальше и надолго опостылевшие кисти. Как это ни досадно, иногда удается. Для таких случаев, как писал еще в XVIII веке автор «Гражданина мира» англичанин Оливер Голдсмит, существуют «знатоки, которые обычно бывают изысканными льстецами и охотно изображают восторг, совсем его не испытывая». Такие «специалисты» выдумывают премудрые фразы, смысла которых, пожалуй, и сами не понимают. Например, в одном современном академическом комментарии, посвященном итальянской культуре XIII века, сказано, что некоторые произведения тех времен «разрывали эзотерический куртуазный универсум». Постичь глубину этой мысли я не смог, потому, чтобы прочистить универсум своего мозга, взял в руки книгу Дени Дидро, посвященную искусству. И получил настоящее удовольствие: посвященные французским художественным салонам статьи, которые охватывают почти четверть века второй половины далекого XVIII в., прекрасно ложатся на ритм и проблемы современной художественной жизни. Энциклопедический профессионализм в понимании технической стороны создания мраморной скульптуры, масляной живописи или гравюры на меди совмещается с эмоциональностью и даже поэтичностью описаний работ Буше, Фаргонара, Греза, Шардена, Фальконе. И не всегда это только положительные оценки, иногда – жесткая, но вполне аргументированная критика.Как это ни странно, именно у Дени Дидро я нашел много размышлений и точных характеристик, помогающих почувствовать живопись Александра Судакова, известного харьковского художника, который недавно открыл свою очередную и, пожалуй, самую насыщенную выставку в залах Национального союза художников Украины. Этот художник универсален, — ему по силам и экспрессивно-экспериментальные работы, и почти академический реализм. Однако в основе его творчества, — казалось бы, узкая ниша поиска: пейзаж на базе использования не очень распространенной техники левкаса. А ландшафты чаще всего ограничены окрестностями его родины — восточноукраинского городка Старобельска. Хотя слово «ограничены» здесь неуместно — наоборот, рука художника превращает родной край в неисчерпаемую вселенную, преисполненную красоты и какой-то неуловимой светлой грусти. Александр Судаков сопровождает свои выставки книгами. Сборник качественных репродукций с авторским текстом самого художника назвать альбомом или каталогом было бы некорректно. В словах художника глубины не меньше, чем в живописи. Полиграфическое произведение, сопровождавшее предыдущую выставку художника, называется «Портрет земли». У Дидро я нашел фразу, перекликающуюся с сутью творчества Александра Судакова: «Прекрасный пейзаж помогает нам познавать природу подобно тому, как умелый портретист помогает нам познать лицо нашего друга».Мне посчастливилось как-то побывать в харьковской мастерской художника. Это место, в отличие от вернисажных залов, довольно интимное, ведь именно в нем из цветового хаоса создается гармония. Александр Судаков работает одновременно над многими картинами — и масштабными, и небольшими. Некоторые пейзажи дорабатываются годами. Позвольте снова процитировать Дени Дидро. «Перенеситесь, друг мой, в мастерскую художника; посмотрите на него за работой, и, если он симметрично разместит свои краски и их оттенки на палитре, или через четверть часа работы этот порядок не будет нарушен, — можете смело сказать, что этот художник холоден и никогда не создаст ничего значительного... Глаза того, кто обладает живым чувством цвета, прикованы к холсту: рот полуоткрыт, дыхание прерывчато; его палитра — сам хаос. И в хаос он макает свою кисть; он добывает из хаоса свое творение».
Июльская киевская выставка Александра Судакова называется «Я зарастаю памятью...». Как и новая книга, ее сопровождающая. Художник продолжает рассказ о сущности искусства, погружается в воспоминания детства. Правда, несколько неожиданно завершает свой рассказ прозой жизни. «Каждый художник Украины мечтает проснуться однажды в своей стране, в галереях и салонах которой свободно и по доступным ценам будут продаваться художественные материалы отечественного производства в ассортименте, поражающем воображение. Тогда и нас, художников, не будут упрекать в том, что работаем на экономику другой страны...»
Кстати, первые образцы украинской казеиново-масляной темперы, которую использует и Александр Судаков, созданы в Харькове при поддержке руководителя Института монокристаллов Бориса Гринёва, известного мецената, давно и плодотворно помогающего выкристаллизовываться также и таланту наших художников.
Найдите возможность познакомиться с творчеством Александра Судакова, его живопись — достойное достояние нашей культуры!