Аборт как двигатель балета

25 января, 2013, 19:20 Распечатать Выпуск № 3, 25 января-1 февраля 2013г.
Отправить
Отправить

Социальная тематика пробивается в современную украинскую хореографию

Аборт как двигатель балета

Одна из первых киевских премьер 2013 года - современный балет The Door, посвященный актуальной проблеме абортов. Эта постановка хореографа Кристины Шишкаревой в исполнении ее же коллектива Totem Dance Group - безо всяких попыток пафосной борьбы со свободой аборта, но с призывом к осознанным действиям. Отнюдь не детская премьера состоялась на детской сцене - в Киевском муниципальном музыкальном театре.

Сложная тема - да еще и в балете - мягко говоря, не совсем характерная черта наших творческих реалий. Однако для Украины, занимающей одно из первых мест в мире по количеству абортов, более чем важная. Говорить "об этом" со сцены у нас, как правило, не принято. Или - неудобно. Поэтому два разных по лексике и содержанию балета Кристины Шишкаревой - The Door и Tetra - нетипичные или, скорее, непривычные для нас постановки. Хотя на протяжении нескольких десятилетий в мировых балетных постановках артикулируется обширная тематика: затрагиваются и политические и социальные темы…

Основательнице Totem Dance Group - Кристины ШИШКАРЕВОЙ - социальной и творческой активности не занимать. Она служит в Киевском детском музыкальном театре, преподает в театре "Киев модерн-балет", ездит с авторскими мастер-классами…

- Кристина, давайте для начала определимся с жанром. В одних анонсах ваши постановки значились как танцевальные спектакли, в других - как балеты.

- Изначально я заявляла эти постановки как contemporary dance performance. Но в итоге получился современный балет с использованием классической техники и приемов танца модерн. Присутствуют здесь, конечно же, и принципы contemporary dance, и джазовая техника. Это моя гремучая смесь, в которой мне и моим танцовщикам работать очень удобно, так как большинство из них учились у меня. Поэтому, полагаю, постановки можно смело назвать contemporary-балетом: уж очень много особенностей, характерных в первую очередь для балетов, а не танцевальных перформансов.

- Среди множества социальных проблем вы выбрали для своей премьеры одну самых болезненных… Проблема абортов.

- Слава Богу, это не связано с личным опытом, но тема навеяна опытом моей матери, которая недавно ушла из жизни после продолжительной болезни. Она мне говорила, что, наверное, наказана Богом за то, что делала аборты в связи с неблагополучным семейным положением. Я и задумалась: неужели за это человек может так страдать? От этих мыслей стало тяжело, и в конце концов родилась идея данной постановки. На мой призыв к сотрудничеству откликнулись профессионалы, которых я уважаю, и практически без соответствующих материальных средств помогли мне сделать декорации и костюмы. А дирекция театра любезно предоставила возможность репетировать на сцене и показать там результат. На реализацию данного замысла ушел весь мой семейный бюджет: увы, в нашей стране такие проекты никто не спонсирует. Надеюсь эти два балета продать на гастроли, иначе придется снова собирать свои же деньги для следующих постановок.

Приступая к постановке, я сказала своим танцовщикам, чтобы их игра заставила плакать тех, кто когда-либо делал аборты. И следовательно, чтобы после спектакля ни один зритель не посмел в дальнейшем убить нерожденного ребенка. Морализаторство не было самоцелью, однако когда в процессе репетиций я пришла к завершению сюжета, то возникла и мораль. Пожалуй, это сейчас не совсем актуально в рамках искусства, но я решила не отказываться от возможности кого-то поучить. У меня двое дочерей: после рождения первой дочери я и подумать не могла, что смогу погубить следующего ребенка, несмотря на сложные жизненные обстоятельства.

- В прошлом году в парламенте лоббировался законопроект о запрете абортов. Поддержали бы такой закон?

- Я не люблю крайностей и поддержала бы, скорее, закон о контроле рождаемости. Ибо вы данном случае важнее вопрос контроля, а не запрета. Ведь одни семьи имеют по десять детей и держат их в нищете и голоде, а другие семьи, более благополучные, до зрелых лет сомневаются в целесообразности рождения детей. Запрещать аборты нельзя, это мораль каждого, тем более что ситуации бывают неоднозначные - как, например, в случае с беременностью несовершеннолетних.

- В The Door обнаженность эмоций была довольно явной и демонстративной, тогда как Tetra (еще одна ваша работа) - во многом аскетическая постановка.

- Я люблю контраст. Не всегда приемлю открытый надрыв, излишнюю рефлексию, но The Door мы ставили прежде всего для украинского зрителя, который привык к показательным эмоциям. В балете Tetra таков изначальный замысел, поскольку все подчинено идее тетраэдра. Я хотела показать историю одной секунды жизни, одного кристалла, на гранях которого находятся Любовь, Разум, Идея и Воля. Безусловно, это механическая история. Многие мне после премьеры говорили о недостатке человеческих чувств. Откровенно говоря, именно этого я и добивалась полгода от танцовщиков, требуя, чтобы не было "человечности", а только лишь наполненность своего героя. Эта постановка хороша тем, что на основе данной структуры она может бесконечно расти, прогрессировать, технически усложняться.

- Есть ли шанс у ваших балетов стать репертуарными?

- Такой балет, как The Door, имеет шанс. В нем есть всем понятная идея и моральная составляющая. Подобные постановки и зрители любят, и худсоветы принимают. Если говорить о балете Tetra, то он предназначен для определенного круга людей, которые разбираются в танце и умеют наслаждаться абстрактным движением. Подобные постановки вряд ли войдут в отечественный театральный репертуар в ближайшие годы, ведь все хотят, чтобы показанное на сцене было понятно и легко считывалось. Потому и свежую постановку мы старались сделать отчасти доступной.

- А есть ли какой-то метод воспитания зрителя, когда открываешь перед ним новую оригинальную социальную тематику?

- А зрителя не нужно воспитывать. Его нужно прикармливать. Постепенно. Ведь нельзя дистрофика сразу кормить жирной наваристой пищей, это опасно для здоровья. Если ты утверждаешь, что ставишь современный спектакль, то несешь ответственность за зрителя, за его ум и душу. И когда ты просто бросаешь ему кость, чтобы он повеселился, - это безответственно. Пусть зрители вначале не понимают, чем ты его накормил, но этот продукт впитается, и в дальнейшем они не позволят себе пойти на плохую постановку.

- Многие утверждают, что в Украине современного танца нет. А как думаете вы?

- Я не согласна с такой позицией и даже спорила по этому поводу. Не всегда видно, что современный танец есть, так как нет поддержки, грантов. Многие сидят по своим норам и пытаются что-то творить исходя из своих скромных возможностей. Но впрочем, я согласна с тем, что проблема нашей страны - полуобразованность. Раньше я думала, что это необходимый этап развития на пути к образованности. Но сейчас вижу, что, став полуобразованными, наши танцоры и хореографы почувствовали себя богами и не стремятся развиваться дальше. В итоге мы топчемся на месте, будучи уверенными в том, что нашли свою нишу и в ней должны работать. Рано или поздно это становится скучным. Есть потенциально умные люди среди танцовщиков, но и они не хотят думать: ничего не читают, кроме журналов, и ничего не смотрят, кроме телевизора. Да и в танце у них соответствующий уровень. К сожалению, сегодняшняя тенденция - это чистое движение. Многие танцуют, не стремясь что-либо донести, и от показательных чувств уже откровенно тошнит. Но есть и другая сторона проблемы: например, в современный танец уходят танцовщики, которых не взяли в классику, тогда как в Европе и Америке современным танцем занимаются отличные классические танцовщики в специальных школах, где данному направлению обучают десятки лет. Естественно, у них уже несколько поколений профессионалов. К нам знания о современных техниках пришли сравнительно недавно. Нужно время, чтобы появилась новая плеяда танцовщиков. О чем можно говорить, если в нашей стране нет полноценных театров танца кроме "Киев модерн-балета". Даже Раду Поклитару говорил, что рад был бы с кем-то конкурировать.

- Не могу не спросить: как вы уживаетесь под одной крышей с худруком театра Раду Поклитару? Возможно ли ваше профессиональное сотрудничество в будущем?

- Раду Витальевич очень своеобразный человек, как и многие творческие люди. Я работаю у него в театре преподавателем, по каким-то вопросам советуюсь с ним, но во многом иду абсолютно отдельно от Поклитару. Разумеется, мы не конкуренты, и наши коллективы разные. Его труппе сейчас очень нелегко, ибо нет первоначального финансирования. Для Раду важно не растерять то, что есть. А ведь ему по-прежнему хочется воплощать новые идеи, которых у него предостаточно. К слову, половина состава "Киев модерн-балета" мои ученики, мы дружим, хорошо общаемся. Раду даже отменил репетицию, чтобы его танцовщики пришли к нам на премьеру.

- Переформулирую традиционный финальный вопрос о творческих планах: любопытно узнать, какие у вас идеи новых балетов?

- Если честно, я уже начала писать либретто к балету про молодого Гитлера… Хочется поставить историю о том, как общество, отвергнув молодого художника, сделало из него диктатора. Конечно, я боюсь поднимать эту тему, так как меня предсказуемо забросают камнями…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК