Развлекательная программа телеканала СТБ «Україна має талант» (вчера, наконец, и узнали имя победителя-миллионера!) возымела на страну полезное воздействие. Не только «талантами», которых — прорва, которых — пруд пруди в каждом колхозе, и хоть сразу их всех на Евровидение за победой вслед за Лободой. А другим — сугубо оздоровительным — влиянием. Этот медицинский «вектор» выводит передачу об аматорах в иную — общественно-гуманитарную — плоскость…
Для меня по сей день загадка, почему «на дороге валявшийся» формат America’s got talent не оказался вовремя на украинских каналах-титанах (или «титаниках»?). Которые уже локоны друг другу радостно повырывали, соревнуясь в контрпрограммировании и в имиджевой самоидентификации. А тут пришел третий «лишний» — и кое-кого легонько победил.
А почему? «Бо…родянский…», — якобы подшучивает Виктор Михайлович (Пинчук), утрированно перефразируя фамилию своего СТБшного теледеятеля (на манер некогда креативно-успешного капитана «1+1»).
Незатейливый формат (знали уж и «Алло, мы ищем таланты!» и другое самодеятельное), вовремя приобретенный Бородянским and company, обнажил программное убожество каналов-конкурентов, все их ленивые завлекательные потуги.
Те, как всегда, «не просчитали», что будет интересно «пиплу хавать» (извините за сленг), когда этот «пипл» безбожно перекормят в телевизоре суррогатом «свобод», сдобренных глутаминатом натрия...
И когда пятничным вечером перед уикендом уже захочется «свободы» иной. Свободы от — «освободителей», от преобразователей, от судьбовершителей. И остального сводного «хора попугаев», почти заклевавших в этой клетке по вечерам — и друг друга, и свой электорат.
Маневр с пятничным контрпрограммированием двух «свобод» (одна из них просто Live) — оказался для СТБ простым и гениальным. Не в субботу вечером, как ожидалось. Не в воскресенье, где, казалось бы, «потехе час» подводит черту под отдыхом. А прямо в пику — этим… Таким же аматорам. Только уже давно без искренних (телевизионных) порывов, прежнего политического артистизма. С сухим остатком оголтелого цинизма.
Даже не важно, сколько там процентов они оттяпали в своей «доле аудитории», в рейтинговых данных. Важнее, что прибитое политстрашилками население смогло хотя бы на несколько часов отвернуть коллективный face от солянки из опостылевших физиономий… И посмотреть — как бы со стороны — на самих себя… Это уже симптом очевидного общественного оздоровления! Особо радующий перед очередными выборами.
Оказывается, и в этой кромешной перманентно-избирательной тьме есть минуты славы, минуты вдохновения.
Вспоминаются и веками утрамбованные сказки «про золушек», в которых, как в зеркале, каждый видит себя же, свои комплексы, которые непременно хочется преодолеть — особенно в телевизоре, когда туда попадешь.
Жила-была девушка-психолог в городе Евпатория. Семья приличная, и муж зарабатывает. Сама по себе человек творческий, но скромный. И «вдруг» — такое открытие нового жанра в украинском искусстве на глазах у страны. Песочная анимация. Рисунки, созданные удивительными женскими руками. Картинки, оживающие в песке. Рисунки, вызывающие в глазах миллионной аудитории слезы сострадания и соучастия.
Два ее сюжета — о войне и стариках — заставили едва ли не вздрогнуть. За несколько минут — целая жизнь, разные траектории нарисованных судеб. И девушка эта, без наигранного пафоса, говорит, казалось бы, вещи обыденные. Только почему-то хочется влезть в телевизор, обнять ее, сказать несколько теплых слов: «Спасибо тебе, родная, хотя бы за то, что такие как ты еще есть на свете. За то, что чувствуешь то, что творишь, и даешь возможность расчувствоваться другим!»
Или детки-конфетки из города Бердичева. Сентиментальному человеку много не нужно, чтобы растрогаться, наблюдая за спаянностью двух маленьких человечков. За их глазками-огоньками, резвыми кувырками. За бурной реакцией родителей, зала…
За простыми человеческими чувствами.
Господи, дожили уже — простые человеческие чувства радуют в телевизоре больше, нежели пока невозможное информсообщение о снижении цен на продовольственные товары!
Из сезона в сезон что-то «программируя», кого-то пиаря и что-то бесконечно поливая, наш чертов ящик уже дошел до полного «глазозамыливания». «Замылился глаз» не только от пожизненного приговора, коим и стала для страны вездесущая мыльно-сериальная линейка (плюс одиозные параллельные политические «сериалы»). Но и от их же, теленачальственного, «чувства глубокого самоудовлетворения». Мол, это же мы к вам снисходим, а не вы от нас чего-то там человеческого жаждете… Вот и жуйте то, чем кормим.
Эффект, казалось бы, банальной программы про таланты еще и в правильном ракурсе телевизионного «взгляда»: «ящик» смотрит «снизу вверх». Смотрит на человека с улицы, на его таланты и трогательные истории, которые и озвучивают эти танцы-шманцы-песни-слезы голосом улиц, саундтреком страны.
По ходу программ камера оператора СТБ, правда, смотрит и на жутчайшие обшарпанные дома культуры, где проходят «кастинги» будущих звезд. Извини, это же тоже твоя родина, сынок.
Уже правильно подметили, что «цимес» рейтинговой успешности этой передачи еще и в отсутствии, слава небу, наших «профессиональных» звезд как таковых. В том их виде, в котором нам их регулярно сплавляют.
Сказать, что одна и та же «живая труппа» имени Кати Осадчей (возношу этот светлый образ уже не в одной публикации) опостылела или осточертела — значит просто промолчать. Да уж, эти «проФФесионалы» с тарифами 20 тыс. у.е. за полчаса фанерного блеяния не меньше, чем в сто раз уступают и в мастерстве, и в вокале, и в резвости движений конечностями избранным людям с улицы… Которые, в свою очередь, делятся на откровенных безбашенных «чудиков» и творчески одержимых персонажей. А «вершители судеб» с комбинатов звезд уже перекормили собой до изжоги. А чтобы не надоедать как раз талант-то и нужен. Талант быть разным, всегда свежим и непременно обновленным.
Конечно, отборочная комиссия передачи «УМТ» должна быть построже в вопросе фильтрации дарований. Согласитесь, если николаевский милиционер, одновременно изображающий Рыбака, Преснякова и Меркьюри, — это чистая душа и альтруистическая натура… То женщина, которая поет «под Примадонну», — это уже очевидная программная ошибка устроителей. Поскольку корпоративщина — злейший враг самой концепции этой затеи.
Здесь-то важно бессребничество. Их наив и порыв творить за идею (а не только за миллион). А у той самоуверенной дамочки я уже вижу приблизительное количество долларов в каждом глазу — за каждый номер «под Пугачеву».
Из призового «миллиона», полагаю, надо бы частичку «скубнуть» и для бюджета всей Николаевской области, на которую когда-то, очевидно, упал метеорит. И там, судя по итоговой программе, вспыхнуло больше всего украинских «одаренностей». И еще несколько бонусов из этого же «куша» — для ведущей Оксаны Марченко «за оживление телевизионного образа». И жюри — за то, что все трое не раздражали.
Твори спокойно, страна! Этот канал снова кинул клич всем обездоленным, но одаренным. Таланты в Украине никогда не переведутся, поэтому будет и второй сезон, и, думаю, третий. Украина «має талант», причем — не один…
Нынче же всем нам необходим «талант» дополнительный. Талант «противостояния»… Кому? Чему? О попугаях написано выше.
Кстати
В золотую десятку лучших аматоров Украины вошли… Дуэт «АртВан» (Киев) — акробатические трюки; Юлия Кувшинова (Николаев) — вокальный номер; Алла Кушнир (Николаев) — восточные танцы; Ксения Симонова (Евпатория) — песочная анимация; Валерий Юрченко (с. Баловне, Николаевская обл.) — пародия; Дарья Швецова (Донецк) — вокальный номер; Кристина Писклюкова (Днепропетровск) — цирковой каучук; Елена Матюшенко (Киев) — пародия; Артем Семенов (Киев) — вокальный номер; Карина Рудницкая и Юра Кузинский (Бердичев) — акробатический номер.
Шоу «Україна має талант» стало первым праймовым проектом телеканала СТБ, который преодолел 30-процентную планку по аудитории 14—49.