Счастье, которое можно потрогать руками
Если верить примете, что подкова над дверью сопутствует успеху, то две тысячи подков сразу — это, конечно же, очень большое счастье. И оно должно улыбаться каждому, кто переступает порог Музея лошадиных подков в Брно (Чехия).
Это уникальное хранилище, где собраны европейские, ближневосточные, африканские, северо- и южноамериканские подковы, всевозможные молотки и клещи, гвозди разных сортов — все, чем пользуются кузнецы разных стран, когда подковывают лошадей, более известно среди жителей Брно под вторым — неофициальным — названием «Музей большого счастья».
В экспозиции — только женщины
В 1991 году в бельгийской столице распахнул свои двери уникальный музей, какого никогда не было, да и поныне нет во всем мире, — Музей женщин. Французы от белой зависти буквально локти кусают и сокрушаются: ну почему в Брюсселе, а не Париже?
Живые экспонаты размещены на пьедесталах, в креслах, шезлонгах, в разнообразных позах и жизненных обстоятельствах. Есть, к примеру, «фатальная женщина», «женщина-ребенок», «женщина за вязанием», и даже «публичная женщина», причем в двух видах — в провоцирующем одеянии и вовсе без оного.
Как и в любом другом музейном заведении, под всеми экспонатами — таблички с обращением к посетителям: «Просьба руками не трогать». А народу в залах изрядно, в основном мужчины в летах. Постоят из вежливости у старушки, вяжущей чулок, пожмут плечами возле «женщины обыкновенной» и берут курс прямохонько в дальний зал, в угловую комнату, где на венском стуле, с лучезарной улыбкой восседает та, которая... Держится дама весьма непринужденно, меняет позы и оживленно отвечает на вопросы публики.
Все это, без порно, — любовь
В нескольких комнатах подсобного помещения бывшего королевского дворца в Мюнхене (ФРГ) выставлены для всеобщего обозрения более 600 произведений малоизвестного искусства. Коллекционер Манфред Шиллинг 30 лет объезжал все континенты, чтобы собрать эти экспонаты — росписи на тканях, фигурки из фарфора и слоновой кости, табакерки, часы, почтовые открытки, объединенные одной темой: секс.
Действительно, на всех произведениях присутствует один и тот же сюжет, точнее, неизменное изображение интимных сцен. М.Шиллинг, став основателем и хранителем Музея эротического искусства, уверяет, что в его экспозиции нет порнографии. Пресса называет его детище «Музеем любви».
Между тем музей с таким официальным названием открыт в 1964 году в Тобосо (Испания). Здесь, в провинции Ламанча, некогда жила Дульсинея, прекрасная дама Дон Кихота. Среди экспонатов Музея любви находятся, в частности, средневековые рецепты любовных напитков и образцы трав, из которых они приготовлялись.
Раскрыли все карты
Самый большой в мире Музей игральных карт действует в городе Альтенбург (ФРГ). В его залах выставлено более 4000 экспонатов — оригиналов и репродукций. Здесь можно увидеть карты из азиатских стран в форме домино, а также изготовленные в стиле барокко или отпечатанные на шелке. Есть в музее и карты, которыми играли шесть веков назад.
Впрочем, чтобы узнать все о картах, вовсе не обязательно ехать в Германию. Достаточно обратиться к энциклопедическому сборнику «Карточные игры на все случаи жизни» (Москва. Forum, 1992). И вы научитесь играть в такие забытые игры, как «Макао», «Экарте», «Баккара», которые были популярны в клубах старой России.
Кстати, карты пришли в Россию из Европы в начале XVII века через Украину, где казаки на бивуаках, чтобы не скучать, развлекались карточной игрой. Но власти встретили новшество в штыки. Уже в Соборном уложении 1649 года была статья, согласно которой игроков полагалось бить кнутом и даже рубить им пальцы и руки. Постепенно наказания смягчались и дошли при Петре III до заурядного денежного штрафа. В очередную немилость карты попали уже в советское время.
Из книги можно узнать и про основные приемы шулеров — те самые, за которые в приличном обществе били канделябрами. Если же вам позарез надо знать, «чем дело кончится», — пожалуйста, найдете разнообразные системы гаданий и значения карт. А глава о пасьянсах — просто успокоит вас в часы меланхолии.
Открытые уроки контрабанды и мошенничества
Население острова Уайт — крупнейшего в Ла-Манше, более 700 лет занималось незаконной торговлей шерстью, алкогольными напитками, чаем, табаком, кружевами, шелком, парфюмерными изделиями и украшениями. Первый зафиксированный случай контрабандной доставки этих товаров во французские гавани датируется 1297 годом.
Обо всем этом напоминает экспозиция единственного в мире Музея контрабанды, который основал на острове Уайт, в ботаническом саду английского городка Уэнтнор, бывший морской офицер Джон Доулинг. Уже при входе в музей, в подвале, посетителей встречает восковая фигура контрабандиста, болтающегося на виселице.
Видимо, с той же целью — профилактики преступлений — власти американского города Сент-Луис открыли Музей мошенничества, собрав здесь предметы и орудия, с помощью которых действовали жулики — автора всевозможных изобретательных уловок и ухищрений.
Особенно богато представлен раздел, где выставлены «волшебные лекарства, моментально излечивающие от самых разных недугов и от всех болезней сразу». Правда, эффект оказался прямо противоположным тому, на который рассчитывали устроители этого уникального вернисажа. Сотрудники музея не успевают пополнять «аптечный» раздел. Несмотря на многочисленные объявления-предостережения и разъяснения о том, что эти образцы изготовлены шарлатанами, посетители ежедневно выламывают витрины и похищают «чудодейственные пилюли».