Летом 1888 года император Александр III трижды проезжал по Юго-Западным железным дорогам. Огромный императорский поезд был составлен из тяжелых вагонов, для перемещения которых требовалось два товарных паровоза. При этом скорость состава была недопустимо высокой для русских железных дорог с их легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом — поезд мог вышибить рельсы. Об этом и написал в рапорте на имя министра путей сообщения Посьета управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Юльевич Витте. В обязанности управляющего входило сопровождение императорского поезда во время следования по его участку пути. Витте потребовал снизить скорость поезда до безопасной, иначе он отказывался его сопровождать.
Требования управляющего были приняты, но при первой же встрече и Посьет, и сам Александр III высказали Витте свое недовольство. Министр, в частности, напирал на то, что на других дорогах никто императорский поезд в скорости не ограничивает и подобных условий не ставит. Царю Сергей Юльевич возражать не стал, да и не мог, а министру ответил довольно резко в том духе, что другие пусть делают что угодно, а он своему государю голову ломать не хочет и не позволит. Это был совсем не тот тон, в котором полагалось говорить об императоре, тем более в его присутствии, поэтому дерзость Витте запомнили. Но на самом деле он мало чем рисковал: Юго-Западные железные дороги были обществом коммерческим, а не казенным предприятием и в кадровых вопросах государству не подчинялись.
О дерзком управляющем вспомнили довольно скоро. 17(29) октября 1888 года недалеко от станции Борки Харьково-Николаевской дороги произошло крушение царского поезда. Семья императора во время аварии была в столовом вагоне, и серьезно никто не пострадал только благодаря силе и мужеству Александра III. Вагон при столкновении был разрушен, но император успел удержать падавшую крышу и дал возможность спастись всем, кто был в этот момент рядом с ним.
Причины аварии устанавливали долго и тщательно. Подозревали, к примеру, террористов — у многих еще свежи были воспоминания об ужасных покушениях на Александра II. Но специалисты, исследовавшие место катастрофы, были почти единодушны: авария — результат недопустимого превышения скорости императорским поездом.
Вскоре последовали и административные выводы. В отставку были отправлены министр путей сообщения Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. Сергею Витте предложили место директора департамента железнодорожных дел в министерстве финансов. Конечно, назначение Витте не стало результатом только лишь его предусмотрительности и резкой неуступчивости. К этому времени он разработал тарифный закон, который позволял регулировать цены грузовых перевозок по железным дорогам. Введение закона сделало прибыльной эксплуатацию железных дорог в России и, как следствие, вызвало невиданный бум железнодорожного строительства в последующие четверть века. За счет прибылей от эксплуатации существующих дорог финансировалось строительство убыточных, но стратегически необходимых Транссиба и КВЖД. На предложение занять место директора департамента Витте ответил отказом. Но новый министр путей сообщения Вышнеградский объяснил ему, что отказываться нельзя, поскольку предложение исходило от царя. «Вы, пожалуйста, доложите государю, — взмолился в ответном письме Витте, — если государь прикажет, я, конечно, это сделаю, но чтобы он имел в виду, что я никаких средств не имею. Жалованье директора департамента 8—10 тысяч, а я в настоящее время получаю более 50 тысяч». У Витте был дом в Липках, к тому же, он недавно женился и бросать все, переезжать в Петербург из Киева, чтобы потом нуждаться, в его планы не входило. В результате Александр III приказал удвоить жалованье новому директору департамента, причем вторая половина жалованья выплачивалась из личных средств императора.
Счастливое избавление императорской семьи от гибели во время крушения поезда под Борками в религиозной стране было воспринято как чудо. Это произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России.
Те, кто выжил в катастрофе, с ужасом вспоминали ее всю жизнь. Великая княгиня Ольга Александровна даже семь с лишним десятилетий спустя не могла забыть заснеженное поле, разбросанные обломки императорского поезда, алые пятна на насыпи и изрезанные осколками стекла руки матери. Императрица Мария Федоровна рвала белье на бинты и перевязывала раненых. Дочь Александра III вспоминала потом об ощущении беды, не оставлявшем ее в день крушения.
Тогда еще никто не знал, что со временем эта катастрофа повлечет за собой два очень важных события. От ушибов, полученных в тот день, у Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть лет. Назначение титулярного советника в отставке Сергея Витте директором департамента станет началом одной из самых плодотворных карьер за время царствования Романовых. Витте подготовит и, что особенно редко в России, успешно проведет около десятка важнейших реформ, по результатам которых страна войдет в пятерку мировых промышленных лидеров.