Из банковского хранилища в швейцарском Цюрихе извлечены рукописи Франца Кафки, за право владения которыми на протяжении более чем двух лет спорят Национальная библиотека Израиля и две гражданки этой страны.Литературоведы уже начали изучать архив, который включает в себя множество неопубликованных рукописей, а также письма, рисунки и открытки. Специалисты не исключают, что среди бумаг 80-летней давности есть уникальные рукописи, с содержимым которых никто ранее не знакомился.
Швейцарские сейфы с бумагами Кафки открыли в понедельник, 19 июля, по постановлению израильского суда. Неделей ранее он также распорядился вскрыть банковские ячейки в Тель-Авиве, где хранилась другая часть архива писателя.
При вскрытии архива, хранившегося в Цюрихе с 1956 года, присутствовали юристы, представители Немецкого литературного архива и Национальной библиотеки Израиля, а также сестры Ева и Руфь Хоффе, также претендующие на рукописи Кафки.
Судебные тяжбы вокруг архива писателя, умершего в 1924 году, связаны с тем, что до сих пор не известен законный владелец этих бумаг. Кафка оставил все свои рукописи другу и душеприказчику Максу Броду и своей возлюбленной Доре Диамант, распорядившись сжечь все документы. Диамант выполнила волю писателя и действительно уничтожила часть бумаг, а письма и записные книжки, которые женщина решила все же сохранить, исчезли после обыска, проведенного в ее берлинской квартире гестаповцами в начале 1930-х годов.
Брод, в свою очередь, ничего сжигать не стал. Он опубликовал ряд произведений Кафки, которые не были изданы при жизни писателя (среди них романы «Процесс и «Замок»), и продолжал хранить его рукописи. В 1939 году Брод вместе с архивом сбежал из Праги в Израиль, а в 1956-м спрятал наследие Кафки в одном из швейцарских банков. В дальнейшем часть этого архива Брод отдал библиотеке Оксфордского университета.
При этом некоторые рукописи Кафки хранились и в квартире Брода в Тель-Авиве. Эта часть архива после смерти владельца в 1968 году перешла его секретарше Эстер Хоффе. Известно, что что-то из бумаг женщина продала, что-то поместила на хранение в банки, и какую-ту часть архива Хоффе хранила у себя дома в Тель-Авиве.
После смерти женщины в 2008 году принадлежавшие ей рукописи перешли в руки ее дочерей, Евы и Руфи. В последующие два года Национальная библиотека Израиля через суд добивалась того, чтобы сестры открыли архив, поскольку считала, что он является культурным наследием Израиля. В качестве аргумента специалисты приводили то обстоятельство, что старинные рукописи, вероятнее всего, хранятся в неподходящих условиях, что отражается на их состоянии.
Кроме того, существует письмо Брода, в котором он пишет, что завещал архив Национальной библиотеке. Специалисты не исключают, что завещание Брода может находиться среди бумаг, которые сестры Хоффе отказывались обнародовать.
В прошлом году израильская сторона обратилась к Германии с требованием вернуть рукопись «Процесса», который, по мнению специалистов израильской национальной библиотеки, был продан сестрами Хоффе незаконно. В свою очередь Немецкий литературный архив отказывается возвращать рукопись «Процесса», утверждая, что она была законно куплена на лондонских торгах Sotheby’s и никаких оснований для возврата нет.
Ученые и литераторы в разных странах заявляют, что вне зависимости от того, кто будет назван юридическим правообладателем рукописей, они должны быть доступны для публики.По материалам: The Independent, The Guardian, Лента.Ru
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку