Те, кто решит помочь Украине в ее восстановлении во время или после войны, обязательно столкнутся с проблемой получения разрешений на строительство объектов жилого и нежилого фондов и инфраструктуры. И здесь уже без изменения действующей законодательной системы, которая стимулирует коррупцию, никак не обойтись. Если мы действительно настроены на быстрое восстановление Украины.
Почти сотня нормативно-правовых актов
Если вам нужно построить какой-либо объект, восстановить или реконструировать его, то вы, бесспорно, столкнетесь с таким понятием как градостроительство, охватывающее планировочную организацию территории, систему расселения, систему взаимосвязанного комплексного размещения основных объектов промышленности, транспорта, инженерной и социальной инфраструктуры, а также функциональное зонирование территории Украины, ее частей.
Цель этой системы — создать оптимальную структуру городов и поселков в Украине, которая обеспечивала бы комфортную среду для жизни населения. В законодательстве есть еще много хороших слов и лозунгов о цели системы градостроительства, но в конце концов все сводится к получению разрешительной документации. И неважно, намерены ли вы что-то восстановить, реконструировать или построить.
И те, кто получает разрешительную документацию, должны иметь дело с нормативно-правовыми актами. А их на сегодняшний день мы насчитали 92. В перечень, например, входят Законы Украины «Об основах градостроительства», «О регулировании градостроительной деятельности», «О Генеральной схеме планирования территории Украины», «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда», «О строительных нормах», а также значительное количество постановлений Кабмина.
И проблема не только в количестве нормативно-правовых актов. Дело еще и в том, что часть положений этих документов не содержат однозначных толкований или даже противоречат друг другу. Так какой здравомыслящий инвестор отважится вступить в эту сферу, если у него нет опыта общения с разрешительными органами?
Приведем лишь один пример (см. рис.): вы решили построить дом. Согласно градостроительной документации, его можно размещать в «жилых зонах». Тогда землеустроительная документация должна быть оформлена как «земли жилой и общественной застройки», а проектировать вы можете «одноквартирный, многоквартирный дом или общежитие». И так далее по матрице сверху вниз, от градостроительной через землеустроительную и проектную документацию в строительстве, заканчивая технической инвентаризацией и регистрацией прав собственности.
То есть на самом деле все разрешения можно получить, если иметь опыт и знать, как это правильно делать, даже взятку давать не придется, если выдерживать последовательность этапов. Хотя на самом деле многие этапы было бы целесообразно просто отменить, ведь они ничего не дают для комфорта жизни жителей, а лишь создают коррупцию.
Спальня или гостиная?
Приведем пример из сферы технической инвентаризации, с которой сталкиваются практически все владельцы.
Знаете ли вы, что согласно нормам инвентаризации, каждое помещение в квартире должно иметь в техническом паспорте свое назначение — то ли гостиная, то ли спальня, а объединять кухню с жилой комнатой нельзя?
Соответственно, встают вопросы: зачем в техпаспорте выдумывать назначение помещений? А если владелец захочет сделать спальню вместо гостиной? Разве этого делать нельзя? Конечно, можно. Тогда зачем эти назначения?
Более того, во время регистрации квартиры имеет значение только общая площадь, а вот жилая — это просто анахронизм. Так зачем она? Ведь квартиры продают или сдают в аренду общей площадью, а времена, когда жилая имела значение, давно миновали. Так, может, давно надо было отменить эти пережитки и не смешить весь мир?
А если владелец захочет объединить кухню со столовой, как это делают в современном мире, например, в Европе? Неужели мы оставим этот совковый запрет?
Кроме того, количество комнат сейчас в развитом мире считают по количеству спален. Может, нам пора становиться частью мира и переходить на эти стандарты? Сколько еще мы будем заложниками совковых норм?
Генплан или зонинг?
Другой пример, который касается разработки генерального плана населенного пункта. Без него практически невозможно согласовать новую застройку или реконструкцию. Вместе с тем аналогичные нормы отображает зонинг, то есть раздел города на зоны, где строят жилье, например, отдельно от промышленной застройки. То есть, в отличие от совковых времен, в современном мире согласно зонингу не предусмотрено строить жилье рядом с промышленным предприятием. И это очень хорошо.
Вместе с тем генплан — это лишь намерения развития, которые часто уточняются (читай: меняются под оплаченный запрос девелопера) другим документом — детальным планом территории. В результате генеральные планы населенных пунктов — это далекие от реальности демонстрационные картинки, которые продают инвесторам.
Во всем мире существует зонинг, а не генеральные планы городов. Не нужно индивидуально согласовывать целевое назначение земельного участка в виде детального плана, оно уже прописано в законодательном документе — зонинге. А мы все хорошо понимаем, что означает индивидуальное согласование, которого требует генеральный план города.
Конечно, возникает вопрос: а зачем нам параллельный документ — генеральный план, который достался нам от совковых времен и требует уточнений и согласований коррупционного характера? Может, уже пора переходить на общепринятые европейские нормы и не смешить инвесторов слабостью и многочисленностью устаревших законодательных норм?
Только временное присоединение
Одним из самых больных вопросов любого строительства, реконструкции или восстановления остается подключение к электрическим сетям, или, по терминологии законодательства, присоединение. И если внутренние сети являются частью проектной документации всего объекта, то присоединение к внешним сетям мы должны проектировать и получать разрешение отдельно.
То есть здесь действуют требования, дополнительные к тем 92 нормативно-правовым актам. Кроме того, в период военного положения внесены изменения. Они вроде бы должны облегчить релокацию предприятий, то есть их подключение при перемещении из зон, близких к тем, где ведутся военные действия, в западные области страны.
Именно такая цель прописана в постановлении Кабмина от 26 марта 2022 года № 352 о временном присоединении. Казалось бы, цель хорошая — облегчить производственникам присоединение к электросетям. Но нет — заявленная цель не совпадает с фактическими изменениями законодательства.
А как еще можно охарактеризовать ситуацию, когда, в отличие от заявленной цели, постановление фактически отменяет возможность постоянного присоединения на период военного положения для всех предприятий? То есть с принятием этого постановления постоянное присоединение осуществить невозможно — только временное. Причем для временного присоединения нужно подавать почти все те же документы, что и для постоянного. Вместе с тем в течение шести месяцев после войны нужно будет подать все эти документы снова. Может, и за мощность надо платить дважды?
То есть вместо облегчения для предприятий, которые перемещаются на запад страны, получается осложнение для всех — и предприятий, и физических лиц. И в этих условиях мы до сих пор рассчитываем получить инвестиции на восстановление?
***
Хаос — это когда современные нормы существуют параллельно с устаревшими совковыми. Его последствия непредсказуемы, но в целом негативные. Понятно также, что невозможно одновременно изменить все нормы проектирования и получение разрешений на строительство. Так, может, наступило время хотя бы отказаться от советских принципов в градостроительстве и ориентироваться на европейские, ведь Украина собирается стать частью Евросоюза?