Третий год противодействия Украины сексуальным преступлениям России: что изменилось?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Третий год противодействия Украины сексуальным преступлениям России: что изменилось? © Getty Images

С начала полномасштабного вторжения Украина и мир стали свидетелями беспрецедентной агрессии и беззакония в действиях представителей Российской Федерации. Агрессор абсолютно открыто и цинично пренебрегает нормами международного гуманитарного права, совершая военные преступления и преступления против человечности. Акты насилия, направленные на унижение и деморализацию уязвимых слоев украинского общества, — часть военной стратегии России.

По состоянию на 1 октября 2024 года Офис генерального прокурора зафиксировал 321 случай сексуального насилия, связанного с войной (СНПК). В 115 из них пострадали мужчины, в 206 — женщины и в 16 — несовершеннолетние. Это официально зафиксированные прокурором случаи, где речь идет об изнасиловании, нанесении физического вреда половым органам, принудительном оголении, угрозах и попытках изнасилования, принуждении смотреть на сексуальное поругание над близкими. По данным ООН, незарегистрированных случаев СНПК в 10–20 раз больше.

24 февраля 2022 года украинская правовая система столкнулась с беспрецедентным вызовом — продолжать работать в условиях полномасштабной войны. Сегодня понятно: система выстояла и дальше выполняет свои задачи, в частности по расследованию случаев сексуального насилия, связанного с войной, разрабатывая новые протоколы для документирования и расследования этих преступлений и создавая механизмы защиты пострадавших. Опыт Украины в фиксации таких преступлений уникален.

«В Украине существует разветвленная система оказания помощи пострадавшим, в частности медицинской, правовой, социальной. Но эта система довольно сложная. Поэтому самый большой вызов для поставщиков услуг (сервис-провайдеров), в частности для правительства, служб социальной поддержки, общественных и международных организаций, а также правоохранительных органов — координация их действий. Нередко случается, что некоторые услуги дублируются. Или не работает механизм перенаправления, когда отдельные организации не могут оказать пострадавшим нужную помощь из-за нехватки ресурсов и не знают, что такую помощь может оказать другая структура, имеющая соответствующие возможности и финансирование», — объясняет представитель в Украине Фонда лауреата Нобелевской премии доктора Дениса Муквеге и Глобального фонда переживших насилие, Федор Дунебанин.

Но отсутствие достаточной коммуникации и межведомственного взаимодействия в противодействии СНПК до сих пор остается ключевым вызовом. Несмотря на то, что украинским госслужащим удалось разработать отдельную систему фиксации и расследования преступлений, отсутствие внутренней координации причастных фактически препятствует реализации главного принципа защиты пострадавших — «постраждалоцентричности».

Ведь, найдя в себе возможность обратиться в правоохранительные органы, потерпевшие от СНПК часто вынуждены преодолевать изнурительный марафон по сбору необходимых документов, бесконечные допросы и «переадресации». Вместо ожидаемого чувства безопасности и опоры пострадавшие переживают дезориентацию и одиночество.

Сегодня украинская модель борьбы с сексуальным насилием агрессора включает деятельность разных акторов. Это государственные учреждения, правоохранительные органы, общественные организации, международные доноры, СМИ и правозащитные инициативы. У каждого из них своя роль в фиксации или расследовании таких преступлений. Но часто отсутствие согласованности между ними или дублирование функций создают хаос и демотивируют пострадавших. В то время как у людей, уже переживших травму, не всегда хватает сил выяснять, кто за что отвечает и преодолевать бесконечные бюрократические преграды.

Следовательно, слаженная коммуникация и координация между всеми участниками важна по нескольким причинам:

Комплексность проблемы: противодействие СНПК охватывает широкий спектр вопросов, в частности правовую, медицинскую, психологическую и социальную поддержку пострадавших. Одна организация или институция не может эффективно реагировать на все аспекты этой проблемы.

Защита прав пострадавших: координация между государственными органами, медицинскими учреждениями и общественными организациями может гарантировать целостную защиту пострадавших от СНПК, что будет предусматривать немедленный доступ к необходимым услугам, защиту свидетелей и избежание повторной травматизации во время длительных судебных процедур.

Адвокатура и международное сотрудничество: эффективная межсекторальная координация создает единый фронт для адвокатуры изменений в законодательстве, повышения осведомленности на национальном и международном уровнях, а следовательно, и для получения необходимой финансовой и технической поддержки.

Мониторинг и сбор данных: слаженное сотрудничество между разными секторами обеспечивает точный мониторинг ситуации, сбор доказательств и документирование случаев СНПК, что важно для правосудия и международных отчетов. Это также помогает выявлять пробелы в оказании помощи для усовершенствования политики реагирования.

Чтобы улучшить взаимодействие между разными участниками в борьбе с сексуальным насилием, связанным с войной, в Украине реализовали проект «Вистоїмо разом». Цель этого проекта — создать систему поддержки для пострадавших, основанную на законодательстве, четком сотрудничестве между институциями и способности ключевых участников оказывать эффективную помощь. Проект продолжался с октября 2022-го до октября 2024 года по инициативе МБФ «Украинский Женский Фонд» при поддержке Европейского Союза, ОО «Ла Страда-Украина» и Ассоциации женщин-юристов Украины «ЮрФем».

Факты сексуального насилия военных РФ на оккупированных территориях: какие цифры называют прокуроры
Факты сексуального насилия военных РФ на оккупированных территориях: какие цифры называют прокуроры

Основные направления проекта предусматривали изучение опыта противодействия СНПК Швейцарии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Нидерландов, подготовку и обучение специалистов, занимающихся фиксацией, расследованием преступлений СНПК и оказывающих помощь пострадавшим, а также разработку учебных материалов для повышения осведомленности общества о проблематике преступлений сексуального характера.

Еще одной задачей команды проекта «Вистоїмо разом» была активная адвокатура по признанию вины России в сексуальном насилии против украинцев и привлечению агрессора к ответственности.

«Сегодня в Украине есть все признаки, выделяющие сексуальное насилие во время войны как военное преступление. И мы настаиваем на том, что российские оккупанты используют СНПК как метод ведения войны, непосредственного влияния на украинское гражданское население для его запугивания и достижения определенных военных целей. Ни в одном случае они не хотят сексуального удовлетворения, главное — унизить, пытать, подчинить волю», — подчеркивает вице-президент ОО «Ла Страда-Украина» Марина Легенькая.

Неправомерность и невиданная до сих пор жестокость представителей российских военных группировок нарушает многочисленные международные конвенции и уставы. Основным документом в этой сфере является Римский статут Международного уголовного суда, ратифицированный Верховной Радой Украины в августе 2024 года, который квалифицирует СНПК как международное преступление.

По словам Легенькой, с учетом специфики преступления представители государства-агрессора нарушают и другие документы международного гуманитарного права, включая Женевские конвенции, Конвенцию против пыток, Европейскую конвенцию о правах человека и Конвенцию ООН о правах ребенка, Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, что подчеркивает его гендерно обусловленную природу.

С учетом масштабов преступлений РФ в Украине механизм привлечения агрессора к ответственности должен включать:

  1. Наработку специальной законодательной базы, которая будет предусматривать определение срока СНПК, статуса пострадавших, создание единой системы оказания психологической, медицинской, социальной помощи пострадавшим, а также урегулирование репарационных мер.
  2. Создание комплексной государственной системы регулирования, фиксации и расследования сексуальных преступлений российской армии в Украине. Речь идет прежде всего о «постраждалоцентричности» в подходах к общению с пострадавшими, сборе доказательств, а также об эффективной межсекторальной координации в противодействии СНПК.
  3. Взаимодействие украинских и международных правительственных, общественных инициатив для мобилизации иностранной общественности и создания международного инструмента расследования и наказания агрессора.

Очевидно, эффективность расследования и наказания агрессора прежде всего зависит от эффективности инструментов и протоколов внутреннего реагирования на преступления СНПК.

«Мы стоим перед необходимостью трансформироваться. Я всегда привожу сравнение с ВСУ: в начале войны у нашего войска не было возможности сдержать это нашествие, не меняясь самим. Сейчас то же происходит в системе уголовной юстиции. Если мы не изменимся, не изменим наши подходы, то она просто ляжет. И именно направление расследования международных военных преступлений одним из первых испытывает новые подходы. После завершения войны это даст возможность системе уголовной юстиции выйти на другой уровень. Поэтому даже в этой сложной ситуации нужно видеть возможности Украины. Одна из них — измениться и перейти на другой уровень развития», — уверен начальник Департамента противодействия преступлениям, совершенным в условиях вооруженного конфликта, Офиса генерального прокурора Юрий Белоусов.

Сегодня система реагирования на преступления сексуального характера работает по такому алгоритму:

  1. Сначала специализированные мобильные группы правоохранителей, которые одними из первых заходят на деоккупированные территории, выявляют и документируют свидетельства пострадавших от СНПК.
  2. Далее полученные факты и доказательства преступлений оккупантов вносят в Единый реестр досудебных расследований.
  3. Свидетельства пострадавших регистрируют в специальном Управлении по расследованию сексуальных преступлений армии РФ в Украине при Офисе генерального прокурора.
  4. Параллельно проходит подготовка и передача необходимых материалов дел в Международный уголовный суд для расследования уголовных дел и привлечения агрессора к ответственности.

Как уже отмечалось, в борьбе с сексуальным насилием во время войны также принимают участие общественные организации, международные структуры, журналисты и волонтеры. Они регулярно фиксируют преступления, собирают доказательства и передают их для дальнейшего расследования соответствующим органам.

Следовательно, анализ украинской модели реагирования на сексуальное насилие во время войны свидетельствует о том, что наша правовая система готова и способна меняться даже в чрезвычайно сложных условиях. Со временем накопленный опыт Украины может стать основой для будущей международной системы борьбы с гендерно обусловленным насилием.

Но есть и проблемы, которые нужно решать вовремя. Если этого не сделать, пострадавшие могут не получить необходимую правовую и психологическую помощь, а преступники — избежать наказания. Это может привести к утрате доверия к правосудию и международной поддержки Украины. Отсутствие эффективных механизмов борьбы с насилием угрожает социальными кризисами и дальнейшей травматизацией целых сообществ.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме