Согласно недавно обнародованному американскому документу, когда Россия вторглась в Украину в прошлом году, украинские военно-воздушные силы потеряли 60 истребителей, что составляет 40% их довоенного флота. У Киева осталось около 80 самолетов. У России почти 500, которые были «выделены» на войну. И в значительной степени они превосходят украинские, имея лучшие радары и боеприпасы большей дальности.
Хорошая новость в том, что Россия не смогла использовать это преимущество, чтобы доминировать в небе. Агрессор не сумел уничтожить украинскую противовоздушную оборону. Поэтому самолеты Москвы вынуждены стрелять ракетами или сбрасывать бомбы с большого расстояния. И часто они это делают очень неэффективно. Плохая же новость заключается в том, что воздушный баланс кажется шатким, пишет The Economist.
Регулярные атаки российских беспилотников и ракет с октября заставили Украину потратить огромное количество боеприпасов для своих зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).
«Ситуация стабилизировалась в последние недели с поступлением новых поставок, – сказал западный чиновник. Но если боеприпасы для ЗРК закончатся, Украине придется выбирать между защитой городов, критической инфраструктуры, баз или войск на передовой», – говорится в статье.
«Наша задача номер один – остановить российские самолеты в нашем небе. Мы не хотим ситуации, как это было в Мариуполе, где они... сравняли с землей целый город», – сказал изданию спикер ВВС Украины полковник Юрий Игнат.
Теоретически истребители могут заменить наземную противовоздушную оборону, сбивая вражеские самолеты, беспилотники и крылатые ракеты. Но нынешний украинский флот не слишком годится для этой задачи. Игнат объяснил, что все дело в "устаревших радиолокационных технологиях". Польша и Словакия за последние недели поставили восемь самолетов МиГ-29. Но это не большое количество. И многие из них не пригодны к полетам, поэтому используются на запчасти. Украине нужен новый флот.
«Gripen, построенный шведской компанией Saab – один из кандидатов. Во многом он идеально подходит для нужд Украины. Истребитель был разработан специально для защиты воздушного пространства Швеции от самолетов России, а не для выполнения более вычурных задач, таких как проникновение глубоко в тыл врага для выполнения ударных миссий. Он также может садиться на короткие взлетно-посадочные полосы и даже на дороги в условиях, когда традиционные авиабазы страдают от ракетных ударов. Saab заявляет, что заправить и перевооружить самолет можно за десять минут силами одного техника и пяти призывников», - пишет The Economist.
Основная проблема с Gripen состоит в том, что их очень мало. Швеция продала или сдала в аренду около 66 машин другим странам. Сама она имеет меньше 100. А поскольку заявку Швеции на членство в НАТО блокируют Турция и Венгрия, страна не решается ослаблять свою оборону. По словам Тобиаса Биллстрема, министра иностранных дел Швеции, ничто не исключено из повестки дня, но «у нас не так много Gripen». По словам полковника Игната, Швеция может предоставить только одну эскадрилью, примерно 14 единиц, а остальное придется ждать 10 лет.
Украинский военный не скрывает, что именно он хотел бы получить: «Украина нуждается в F-16». С начала производства в 1970-х годах было построено более 4600 таких самолетов. Некоторые модели все еще строят в Южной Каролине. ВВС США планируют держать свои свежие модели в небе до 2040-х годов.
«Это Toyota Hilux в мире военной авиации», – говорит Эдвард Стрингер, маршал авиации в отставке Королевских ВВС Великобритании, кивая на очень распространенный и выносливый пикап.
В 2020 году на F-16 приходилось около 30% флота европейских членов НАТО. И в этом ни один другой самолет не сравнится с американским истребителем. Украина присматривается к рынку подержанных самолетов. В прошлом году Норвегия сняла с вооружения все свои F-16 в пользу стелс-самолетов F-35. Дания, Бельгия и Нидерланды планируют сделать то же самое. В феврале Украина подала запрос на нидерландские истребители. Стрингер объясняет, что запчасти и средства технического обслуживания будут доступны в соседних Польше и Румынии, а также в Греции и Турции.
Впрочем, у F-16 тоже есть некоторые недостатки. Один из них – цена. Gripen гораздо дешевле в использовании и в обслуживании. Джастин Бронк из Королевского института объединенных служб (RUSI) также говорит, что еще одна проблема – это состояние украинских аэродромов. Советские взлетно-посадочные полосы были построены так, что напоминают плитку на полу. Они состоят из бетонных блоков, щели между которыми заполнены герметиком. Такая конструкция позволяет выдерживать расширение и сжатие от экстремальной жары и холода. Но это также означает, что между блоками скапливается мох, камни и другой мусор. Gripen с меньшими воздухозаборниками, расположенными выше на фюзеляже, справится с этим гораздо лучше, чем F-16, – объясняет Бронк.
Украина могла бы отремонтировать некоторые аэродромы, но это привлекло бы российские ракеты. И хотя F-16 в крайнем случае может садиться на дороги, его более легкая ходовая часть не так хорошо приспособлена к нагрузкам на коротких взлетно-посадочных полосах. В этом убедился корреспондент The Economist, когда сам совершил полет в кабине Gripen. Полковник Игнат отвергает такие объяснения.
«Мы считаем, что это попытка замылить нам глаза. Любой самолет может приземлиться в Украине», – настаивает он.
Однако The Economist пишет, что в частных разговорах некоторые опытные украинские военные пилоты более скептически относятся к стремлению правительства приобрести именно F-16. В любом случае, не менее важным, чем сам самолет, является его вооружение.
Бронк говорит, что даже крошечный флот шведских Gripen: от 8 до 12 единиц, мог бы сдерживать российские ВВС, которые не склонны рисковать. Но при условии, что шведские машины будут вооружены самыми современными ракетами класса «воздух-воздух» Meteor. Их совместно разработали Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и Швеция. Поэтому для экспорта требуется консенсус. Это также даст Швеции многонациональное политическое прикрытие для любого решения об отправке самолетов.
«Проблема в том, что европейцы, вполне возможно, не захотят рисковать, чтобы новейшие Meteor попали в руки россиян. Америка может также колебаться относительно отправки своего аналога - ракет AIM-120, которые, по словам Бронка, потребуются для того, чтобы дать F-16 дальность, аналогичную той, которая есть у российских ракет», - говорится в статьи.
Украине потребуются и другие вспомогательные средства. Стрингер указывает на важность радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для ослепления российских военных самолетов. По его мнению, Украина могла бы развернуть более простые наземные системы, а не специальные самолеты РЭБ, которые используют США и их союзники.
Андерс Перссон, занимавший должность заместителя командующего ВВС Швеции до августа прошлого года, указывает на важность канала передачи данных, соединяющего истребители с радарами противовоздушной обороны на земле. Он предупреждает, что без такой связи Gripen или F-16 будут полезны не больше, чем обновленные МиГ-29.
Пока многие западные чиновники настаивают на том, что дебаты об истребителях - это отвлечение внимания от пополнения запасов ракет для украинских ЗРК. The Economist пишет, что это звучит самодовольно. Российские военно-воздушные силы легко высмеивать. 20 апреля они даже случайно сбросили бомбу на российский город Белгород. Но ВВС еще могут сыграть определенную роль в будущем наступлении Украины, особенно, если российские самолеты решат, что могут пойти на больший риск. Но так не должно было произойти.
«Если бы мы начали эти усилия в прошлом году, современные боевые самолеты уже были бы в украинских руках», – сетует Дэвид Дептула, декан Института аэрокосмических исследований имени Митчелла в Арлингтоне и бывший генерал-лейтенант Воздушных сил США.
Он убежден, что если бы Запад действовал сейчас, то до конца года в руках Украины могло оказаться до 30 самолетов F-16.
«Там, где есть воля, находятся и способы», – говорит американский военный.