Южная Корея не спешит принимать решение о предоставлении летального оружия Украине.
В ответ на подписание договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР, включающем пункт о взаимной военной помощи, советник по национальной безопасности Республики Корея Чан Хо Чжин заметил, что Сеул планирует пересмотреть вопрос предоставления оружия Украине, вместе с тем сохраняя стратегическую двусмысленность по видам вооружения, которое может быть предоставлено. Отдельно Южная Корея наложила дополнительные санкции на четыре корабля, пять организаций и восемь человек, участвующих в передаче оружия и нефти между РФ и КНДР, а также добавила 243 новых товара, подлежащих экспортному контролю, и довела общее количество до 1402 единиц.
Нужно напомнить, что Республика Корея предоставляет гуманитарную и финансовую помощь Украине с начала российского вторжения, присоединилась к западным санкциям и ввела экспортные ограничения в отношении РФ. Но как один из самых крупных экспортеров оружия в мире она, впрочем, не решается на прямые поставки оружия Киеву. Официально правительство страны полагается на политику непредоставления летального оружия странам, находящимся в конфликте. Но главная причина — взвешивание рисков в отношениях с РФ: Путин неоднократно угрожал Южной Корее негативными последствиями (прежде всего речь шла о передаче военных технологий Пхеньяну) в случае прямой военной помощи Украине.
Казалось бы, Москва собственноручно сняла предохранители, сдерживающие Южную Корею: она демонстрирует откровенное пренебрежение режимом санкций Совета безопасности ООН в отношении Северной Кореи и пошла дальше — сформировала военный союз с КНДР, что является прямой угрозой безопасности на Корейском полуострове.
Вместе с тем подписание договора между РФ и КНДР произошло в период значительного усиления напряжения в отношениях между двумя Кореями. В начале этого года Пхеньян изменил политику по воссоединению с Сеулом и определил его как «главного врага»; обе страны приостановили действие военного соглашения от 2018 года, призванного предотвратить военный конфликт «на земле, в море и в воздухе»; Северная Корея усилила напряжение вдоль Северной граничной линии в Желтом море — де-факто морской границе, которую она не признает; в последнее время северокорейские войска несколько раз осуществляли провокации — пересекали демаркационную линию и были остановлены выстрелами вверх со стороны южнокорейских военных. На этом фоне укрепление экономических и военно-технических отношений с Россией сделает КНДР менее сговорчивой в вопросах денуклеаризации и ракетно-ядреных угроз, а также даст ей возможность значительно усилить военный потенциал благодаря взаимодействию с РФ.
Южная Корея сдержанно отреагировала на нарушение Москвой международного эмбарго на получение оружия от КНДР, ограничившись наложением санкций на привлеченных физических лиц и компании. Несмотря на то, что это взаимодействие не только дает возможность России пополнять запасы в войне против Украины, но и имеет непосредственное отношение к ее собственной безопасности: Северная Корея испытывает и совершенствует на украинских фронтах вооружение, которое потенциально может быть применено и против Республики Корея (как это произошло с иранскими дронами, запущенными против Израиля). Казалось бы, в этих условиях военно-техническое взаимодействие с Киевом должно было бы стать обоюдным интересом. Впрочем, Сеул выбрал обходные пути для косвенной помощи, пополняя истощенные запасы США и европейских союзников Украины, но пересекать российские «красные линии» не решился.
Несмотря на ухудшение отношений из-за войны в Украине и военное взаимодействие России с КНДР заметно, что в южнокорейских политических кругах хотят избежать лишнего напряжения и стабилизировать отношения с РФ, в которые Южная Корея активно вкладывалась в течение многих лет. В начале мая во время пресс-конференции, посвященной второй годовщине президентства, лидер РК Юн Сук Ёль заявил, что Сеул продолжит «руководить отношениями с Россией» в каждом конкретном случае — «будет сотрудничать по вопросам, где есть понимание, или будет настороженным в вопросах, где позиции отличаются». Он заметил, что Южная Корея будет пытаться сохранять отношения с РФ «дружественными, насколько это возможно», поддерживая экономическое сотрудничество и общие интересы в сферах, где это допустимо.
Что касается Украины, Юн Сук Ёль подчеркнул, что сосредоточится на предоставлении гуманитарной помощи и поддержке восстановления страны, «но будет придерживаться своей политики не предоставлять летальное оружие».
Снисходительная позиция в отношении РФ проиллюстрировала стремление южнокорейского правительства удержать Москву в рамках определенных чувствительных линий и иллюзию, что отношения с ней помогут сдерживать Северную Корею. Со своей стороны, Россия и Путин лично активно эксплуатировали этот фактор, пытаясь использовать как давление, так и стимулы, чтобы отстранить Сеул от поддержки Западом Украины в российско-украинской войне. Владимир Путин назвал Корею «наиболее дружественной» из «недружественных» стран, а во время встречи с представителями мировых иформагентств в начале июня подчеркнул: «Сегодня, к сожалению, по многим направлениям нашего сотрудничества со стороны Кореи созданы известные проблемы (речь идет о санкциях. — Н.Б.), — очень жаль. Мы работаем с другими странами, хотя и дальше работали бы с Кореей, но это не наш выбор — это выбор корейского руководства. С нашей стороны каналы открыты, мы готовы».
Визит Путина в КНДР и заключение договоренностей о взаимной обороне стали глубоким разочарованием для Сеула. Накануне Южная Корея через дипломатические каналы пыталась донести до РФ предостережение относительно этого шага. Путин его проигнорировал. В ответ южнокорейский чиновник заявил о готовности пересечь «красные линии» Москвы по предоставлению летального оружия Украине.
Владимир Путин сразу отреагировал на заявление корейской стороны и пригрозил, что предоставление Сеулом оружия Украине будет «очень большой ошибкой», и если это произойдет, пообещал «соответствующие решения, которые вряд ли понравятся нынешнему руководству Южной Кореи». Сергей Лавров попытался приуменьшить угрозу договора для РК, аргументировав это тем, что документ имеет исключительно оборонительную позицию и направлен только против того, «кто планирует агрессию в отношении КНДР и РФ».
Через несколько дней после этого в интервью телекомпании KBS советник по национальной безопасности Чан Хо Чжин отметил, что решение Сеула о том, предоставлять ли оружие Украине, зависит от того, как будет происходить военное сотрудничество России и Северной Кореи: «Я хотел бы подчеркнуть, что все зависит от того, что будет делать Россия». Он заметил, что не только Южная Корея, но и Россия должны приложить усилия для улучшения двусторонних отношений, «если они хотят восстановить и продвинуть корейско-российские отношения вперед, я хотел бы повторить, что российская сторона должна хорошо подумать».
К сожалению, Украина в этой ситуации стала элементом повышения ставок между РФ и РК, в то время как для украинского общества предыдущее заявление южнокорейского представителя власти дало обнадеживающий сигнал наконец получить южнокорейское оружие, в котором наша страна сейчас очень нуждается.
В последнее время корейско-российские отношения вошли в жесткую фазу обострения. Президент Юн Сук Ёль охарактеризовал действия Москвы и Пхеньяна как «анахронизм, идущий вразрез с историческим прогрессом». Вместе с тем представитель МИД РФ Мария Захарова порекомендовала РК освободиться от «маниакальной зависимости» от США, прекратить быть американским вассалом и реалистично оценить ситуацию, которая складывается на Корейском полуострове. Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко призвал власть РК пересмотреть свой «конфронтационный курс, провоцирующий рост напряжения в регионе», и обвинил в разрушении «накопленного десятилетиями опыта конструктивного партнерства» нынешнее руководство страны.
Перед правительством и обществом Южной Кореи встают новые реалии, в которых они должны выстраивать отношения с Россией. Впрочем, сначала нужно избавиться от иллюзий, будто бы можно переждать, поддерживая определенный уровень двустороннего дипломатического диалога. Москва уверенно и безоговорочно разрушает основания международного порядка, воспринимая слабость позиции как сигнал ко вседозволенности. Сеул в вопросах безопасности полагается на усиление двусторонних отношений с США и трехстороннее сотрудничество США, Японии и РК, а также активно повышает уровень взаимодействия с НАТО. Нужно признать, что Южная Корея — одна из немногих азиатских стран, оказывающая решительную поддержку Киеву, впрочем, и ей, оказывается, непросто выйти из внешнеполитических рамок отношений с Россией, поскольку ее сковывает северокорейский фактор. На этот раз, казалось бы, Россия сама подтолкнула ее к решительным шагам, но пока они подвисли в сетях стратегической неопределенности.