По нашим подсчетам, количество мобилизованных уже превысило количество других военнослужащих в Вооруженных силах Украины как минимум втрое. Мобилизованные являются военнослужащими и, соответственно, должны иметь такие же права и обязанности, как и другие категории. Более того, в Силах обороны, где мобилизованные — это мышцы на скелете «кадровой» профессиональной составляющей, их права должны быть такими же, как и у кадровых военных. Но, к сожалению, это совсем не так.
Отсутствие четкой правовой регламентации статуса мобилизованных приводит к многочисленным проблемам и разногласиям в их повседневной жизни и на службе. От рабочего времени до вещевого обеспечения, от отпусков до компенсаций — мобилизованные часто оказываются в «серой зоне», когда их права или не определены, или игнорируются.
Такое положение дел продолжается с 2014 года, когда в Украине прошли первые волны частичной мобилизации, но в стране, переживающей полномасштабную агрессию, вопрос правового статуса мобилизованных военнослужащих становится особенно актуальным.
Суть проблемы
Законодательная база до сих пор не дала четкого определения статуса мобилизованных. Это привело к тому, что мобилизованные военнослужащие оказались в определенном вакууме правового регулирования — в разных ситуациях их статус трактуется по-разному. Это путь к неравенству в правах и обязанностях мобилизованных и военнослужащих по контракту, что может создать конфликтные ситуации.
Рабочее время и выходные
Вопрос размещения и рабочего времени (вне времени выполнения боевых задач) урегулирован Уставом внутренней службы Вооруженных сил. Так, по поводу размещения, Устав приравнивает мобилизованных к военнослужащим-срочникам и отмечает, что они размещаются в казармах. Те же, кто проходит военную службу по контракту, — в служебных жилых помещениях, а при их отсутствии — в специально приспособленных казармах.
Но на практике военнослужащие по контракту почти никогда не размещаются в казармах, а в случае найма ими жилья государство может даже выплачивать им определенную (довольно мизерную) сумму в качестве компенсации. Вместе с тем закон прямо ограничивает право мобилизованных проживать за пределами казармы, хотя, если честно, причин для этого нет. Даже больше, учитывая, что в Украине просто не может быть достаточного количества пригодных казарм для всех мобилизованных, эта норма выглядит откровенно бессмысленной.
В следующем же разделе Устава урегулированы вопросы рабочего и свободного времени военнослужащих таким образом: для военнослужащих (кроме военнослужащих срочной военной службы, курсантов (слушателей) военных учебных заведений, учебных центров, воинских частей) устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, а для срочников, курсантов и т.п. — шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.
Прямого указания в отношении мобилизованных уже нет, хотя из текста вытекает, что поскольку мобилизованные не упомянуты в исключениях, для них должна была действовать пятидневная рабочая неделя. В этом же разделе, в одном из следующих пунктов указано, что военнослужащие срочной службы в свободное время могут свободно перемещаться только по территории воинской части, а вот у военнослужащих-контрактников таких ограничений нет. Даже выезжая за пределы гарнизона, контрактники только сообщают об этом командиру. О мобилизованных здесь тоже не упомянуто.
Поэтому когда речь идет о мобилизованных, каждый командир вынуждено дает свои ответы на вопрос «является ли суббота выходным для мобилизованного, как и для контрактника?», «может ли мобилизованный, проживающий в селе в 40 км от расположения части, на выходные поехать к семье, как это сделает любой военнослужащий-контрактник?».
И эти ответы чаще всего склоняются к тому, что мобилизованных неосознанно приравнивают к срочникам, хотя разница в осознании своих обязанностей между случайно выбранным дядей за 30 лет и безусым юношей довольно очевидна.
Показателен случай, когда мобилизованного, которого собственное командование отпустило на выходные домой, на вокзале задержала Военная служба правопорядка (ВСП), и не только задержала, но и позвонила в командование части, утверждая, что военный — в СОЧ (самовольное оставление части), поэтому они применят соответствующие дисциплинарные меры (административное/уголовное правонарушение в зависимости от продолжительности).
Спасло ситуацию лишь то, что командование части (тоже мобилизованное), знало руководящие документы лучше ВСП и довело до ведома последнего соответствующий приказ Минобороны, где предусмотрено «предоставление военнослужащим, кроме военнослужащих срочной военной службы и курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений, исполняющих служебные обязанности в выходные, праздничные и нерабочие дни вне пунктов постоянной дислокации воинской части, соответствующего времени (в другой день) для отдыха, в том числе с возможностью выезда к месту жительства семьи».
Вещи и компенсации
Вещевое обеспечение является одной из ключевых составных частей службы в армии. Для контрактников система вещевого обеспечения работает довольно четко: они получают необходимый комплект формы, обувь и другие предметы личного пользования. Такое же обеспечение (конечно, если тыловые службы к этому готовы) получают и мобилизованные. Со своей стороны, когда контрактники завершают службу, они имеют право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество, которым государство не смогло их обеспечить.
Не секрет, что в начале полномасштабного вторжения государство было не готово обеспечить призванных базовым вещевым имуществом. В ажиотаже первых недель агрессии, вплоть до конца лета, новоиспеченные военнослужащие самостоятельно покупали себе форму, обувь, тактическое снаряжение и т.п. по ценам, значительно выше обычных.
Выглядит логичным, что с учетом проблем, которые украинская армия испытала из-за неготовности резервов тыла ВСУ к мобилизации сотен тысяч граждан, мобилизованные должны были бы иметь право на такую же компенсацию. Но из-за бессмысленного регулирования подавляющее большинство из них не получит компенсацию несмотря на то, что они также выполняли свой долг перед государством, которое не смогло своевременно обеспечить их самым необходимым — военной формой.
Это вызвано тем, что Командование сил логистики упрямо считает, что одна-единственная норма Инструкции об организации вещевого обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Украины в мирное время и особый период (которая даже не касается компенсации и одинаково ограничивает права мобилизованных по сравнению с контрактниками) имеет более высокую юридическую силу, чем нормы постановления Кабмина №178, и даже решение Верховного суда (дело №820/3719/17).
Более того, при сценарии повторной мобилизации мобилизованный может оказаться в ситуации, когда ему не выдали вещевое имущество (например, из-за отсутствия размеров), увольняясь, компенсацию он как мобилизованный не получил, при повторном призыве его размера снова не найдется, и он опять будет искать форму на свой рост по интернет-магазинам и барахолкам.
Одной строкой законодательства
Военная служба всегда требует от человека большой преданности, готовности к жертвам и ответственности перед своей страной. Но чтобы мотивировать граждан к исполнению своих обязанностей, государство должно проявить не меньшую ответственность, преданность своим гражданам (надевшим военную форму) и обеспечить их надлежащим образом, с учетом их прав и интересов.
Проблема правового хаоса в определении статуса, прав и привилегий мобилизованных в Украине как никогда актуальна и требует неотложного решения. Ситуации, освещенные выше, — это то, с чем пришлось непосредственно столкнуться на практике, и они требуют внимания и решения.
Самое интересное, что в целом эта проблема из тех, что решаются «дешево и сердито» — всего одной строкой в законодательстве, определяющей, что военнослужащие, призванные по мобилизации, имеют такой же объем прав, свобод и обязанностей, что и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Всего-навсего.
Кстати, кроме мобилизованных, есть еще резервисты, о которых упоминаний в законодательстве еще меньше.