На фоне поставки боеприпасов и военной техники не стоит забывать, что самый важный, самый затребованный и самый дорогой ресурс на войне — это наши люди. Именно поэтому нормативно-правовые акты, регулирующие мобилизацию, вызывают особый интерес и внимание в обществе, а внесение изменений к ним должно было бы сопровождаться особой взвешенностью, осторожностью и качественной коммуникацией.
Приказом от 18 августа 2023 года №490 Минобороны внесло изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных силах Украины. Это рамочный документ, который определяет, кто пригоден для службы в ВСУ. И настоящим приказом были внесены изменения в методологию определения степени пригодности, перечень болезней, а также расширены обязанности ВВК.
Согласно этим изменениям, военно-врачебная экспертиза не только будет определять пригодность по состоянию здоровья к военной службе призывников, военнослужащих, военнообязанных и резервистов, но и будет уполномочена принимать постановление о пригодности военнослужащего к службе по конкретной военной специальности. Например, если военного признают непригодным к службе по его настоящей военной специальности, командир части перед предоставлением бойцу другой должности может направить его на ВВК, чтобы определить, может ли он служить дальше по новой.
То есть теперь, если военнослужащий на должности пулеметчика по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, в частности из-за ранения, вместо демобилизации его могут перевести, например, на должность водителя в часть обеспечения или в Территориальный центр комплектации и социальной поддержки (ТЦК и СП). Такой подход, бесспорно, сохранит в рядах Вооруженных сил опытных военнослужащих. Вместе с тем из-за значительного количества военных, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по своей первичной военно-учетной специальности, а также ограниченного количества штатных должностей в тыловых подразделениях, есть вероятность, что их могут зачислить в распоряжения тех или иных воинских частей согласно приказу Министерства обороны Украины №260 «Об утверждении Порядка выплаты денежного обеспечения военнослужащим Вооруженных сил Украины и некоторым другим лицам». В таком случае эти «прикомандированные» лица будут иметь особый порядок прохождения службы и меньший размер денежного довольствия. Это уменьшит затраты министерства на отдельно взятого бойца, но сам солдат в восторге от нового статуса не будет.
Действительно положительным нововведением является норма, которая дает возможность призывнику или допризывнику во время прохождения медосмотра дополнительно предоставлять медицинские документы о состоянии своего здоровья. Предоставленные таким способом данные о состоянии здоровья должны быть учтены во время формирования вывода о годности к военной службе и внесения в Электронную систему здравоохранения. Это даст возможность лицу предоставлять не только информацию, запрашиваемую во время прохождения ВВК, но и ту, что касается его степени пригодности и, по его мнению, является важной.
Среди других нововведений — и не очень приятное: отныне призывникам, которых признали временно непригодными, отсрочку от призыва на срочную военную службу будут предоставлять на срок до года, после чего будут проводить повторный медицинский осмотр. Контроль над такими непригодными лицами обязаны осуществлять ТЦК и СП. Это дополнительное требование не только будет обременять и без того перегруженные территориальные центры комплектования, где проводят осмотр ВВК, но и предусматривает, что временно непригодный призывник ежегодно будет тратить несколько недель на сдачу анализов, посещение врачей и прохождение ВВК.
Но, наверное, самое резонансное нововведение — это изменения в перечне болезней, влияющих на определение пригодности. До приказа №490 в условиях военного положения ВВК признавала пригодным военнослужащего с болезнями, которые в мирное время означали ограниченную пригодность. Исключение составляли следующие заболевания:
- клинически вылеченный туберкулез;
- вирусные гепатиты с незначительным нарушением функций;
- бессимптомное носительство ВИЧ с иммунной компенсацией;
- анемии, медленно прогрессирующие или не прогрессирующие, с незначительными нарушениями функций и нечастыми обострениями;
- болезни эндокринной системы с незначительными нарушениями функций;
- легкие кратковременные болезненные проявления психических расстройств;
- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства при умеренно выраженных, продолжительных или повторных болезненных проявлениях;
- медленно прогрессирующие болезни центральной нервной системы с незначительными нарушениями функций;
- эпизодические и пароксизмальные расстройства с незначительными нарушениями функций органов и систем.
Согласно новому приказу, военнообязанные с указанными выше болезнями отныне являются пригодными к военной службе.
Перечень болезней выглядит жутко, поскольку сложно представить эффективное выполнение боевой задачи военнослужащим с болезненным проявлением психического расстройства, медленно прогрессирующей анемией с нечастными обострениями, или болезнью эндокринной системы. Но 5 сентября в своем Telegram-канале заместитель министра обороны Анна Маляр, ссылаясь на разъяснение Медицинских сил ВСУ, напомнила, что решение о пригодности конкретного военнослужащего к службе на той или иной должности принимает каждая ВВК индивидуально.
Вместе с тем это изменение в Положение о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных силах Украины напоминает попытку Министерства обороны увеличить количество мобилизованных, не увеличивая количества мобилизованных: вроде бы остаемся в рамках мобилизационного плана, но количество потенциальных мобилизованных возрастает. То есть снижаем уровень требований о состоянии здоровья военнообязанных, чтобы пересмотреть значительное количество выводов медицинских комиссий, признавая ранее непригодных такими, которые теперь уже соответствуют требованиям для прохождения службы в ВСУ.
Медицинские силы Вооруженных сил Украины также прокомментировали нововведение. Дескать, изменения в перечень болезней разрабатывали совместно с Министерством здравоохранения, командованиями видов и родов ВСУ, юристами.
Представитель командования Медицинских сил ВСУ, подполковник медицинской службы Дмитрий Мирошниченко заметил: есть множество примеров, когда военнослужащие, которых раньше признавали ограниченно пригодными или непригодными, успешно проходили службу в разных воинских частях и подразделениях.
При непонятных обстоятельствах командование Медицинских сил ВСУ не упоминает об обратных случаях, когда очевидно непригодные по состоянию здоровья граждане подпадали под мобилизацию, что вызывало трагические, а иногда даже фатальные последствия, как, например, в случае умершего от эпилепсии мобилизованного инвалида детства в Одесской области. Очевидно, что после внесения изменений таких случаев станет больше. На фоне сообщений в СМИ о коррупционной составляющей в работе ВВК надеяться на объективность и профессионализм во время вынесения «вердикта» о пригодности солдата с анемией или оценивания серьезности нарушения жизненных функций при вирусном гепатите не приходится. Вопрос оказания домедицинской помощи бойцу с бессимптомным ВИЧ, когда, вероятно, речь будет идти о контакте с кровью, аналогично повисает в воздухе. И таких вопросов возникает множество практически по каждому пункту «разрешенных» болезней. Наверное, сейчас риторических.
Во время оживленной дискуссии об описанных выше «новаторских» решениях Министерства обороны возникло предположение, что отмененные «основания для непригодности» служили основой схем для уклонения от мобилизации из-за фальсификации медицинских справок в разоблаченных на коррупции ТЦК, поскольку большинство болезней в перечне на первый взгляд — бессимптомны, а следовательно, более простые для симуляции. Но тогда получается, что государство, пытаясь преодолеть коррупцию, готово отправлять на фронт реально больных de facto непригодных граждан? В таком случае граждане, действительно осознающие свою непригодность к военной службе по состоянию здоровья, во время прохождения ВВК должны предоставить соответствующие убедительные медицинские документы, а не только подтвердить диагноз.
Подводя итог, подчеркну: очевидно, система прохождения ВВК, ее методология и процедура, особенно в воюющей стране, требуют эффективного и немедленного реформирования. Но настоящий приказ Минобороны все же создает ряд значительных улучшений, как, например, возможность на свое усмотрение предоставлять ВВК медицинские документы. Вместе с тем некоторые изменения требуют доработки и качественной коммуникации представителей МО и Медицинских сил с украинским обществом, которой, к сожалению, сейчас нет. Реформирование и цифровизация, очевидно, нужны в процедуре прохождения военно-врачебной комиссии; также должен быть пересмотрен перечень болезней и противопоказаний к военной службе — иначе на практике столкнемся с проявлением «индивидуальности» и «прогрессивности» решений ВВК и увидим в штурмовых группах людей с клинически вылеченным туберкулезом и бессимптомным ВИЧ.