На Южном Кавказе предчувствие новой войны. Собственно, даже не одной, а двух — ирано-азербайджанской и азербайджано-армянской.
Вторая азербайджано-армянская война хотя и закончилась победой Азербайджана, но не привела к полной реализации всех его целей. Нынче Баку стремится окончательно восстановить суверенитет над Карабахом, провести Зангезурский транспортный коридор в Нахичеванскую автономную республику (эксклав Азербайджана, граничащий с Арменией, Ираном и Турцией). И принудить Ереван к заключению выгодного для Баку мирного договора.
В Армении не прочь подписать договор, но не на азербайджанских условиях. Поэтому правительство Николы Пашиняна всячески затягивает выполнение договоренности по Зангезурскому коридору, опасаясь, что Ереван потеряет суверенитет над частью своей территории. Неуступчивость Армении приводит к тому, что Азербайджан все активнее использует силовые методы.
Но стремясь избежать новой войны, Пашинян заявляет о готовности признать территориальную целостность Азербайджана в границах по состоянию на 1991 год (а значит, и суверенитет Баку над Карабахом), если и Азербайджан сделает это в отношении Армении. Только в таком случае, по словам армянского премьера, возможно мирное соглашение между двумя странами.
А вот напряжение в отношениях Тегерана и Баку достигло своей кульминации после 27 января, когда в результате нападения был убит один и ранены двое сотрудников посольства Азербайджана в Иране.
Тегеран хотел бы добиться прихода к власти в Азербайджане правительства, лояльного Ирану и враждебного Израилю: иранцев тревожат отношения Баку и Тель-Авива, в частности то, что израильские спецслужбы ведут разведку с азербайджанской территории. Беспокоит тесный союз Азербайджана с Турцией — региональной соперницей Исламской Республики. Страшит рост азербайджанского сепаратизма в Иране. Наконец, Тегеран выступает против создания Зангезурского коридора, который отсечет Иран от его союзника — Армении.
Хотя риск войны и высок, тем не менее опрошенные нами украинские и армянские эксперты полагают, что в ближайшем будущем полномасштабных военных действий все же не случится. Во всяком случае, что касается вероятности войны Ирана с Азербайджаном, то известный азербайджанский военный эксперт Агиль Рустамзаде в своем Телеграм-канале отмечает: «Предпосылок к военной эскалации я не вижу… Военная активность Ирана у наших границ проходит в рамках военно-политического и информационного давления».
Несмотря на то, что война — это средство мобилизации населения вокруг власти (а для режима мулл это важно в условиях роста протестных настроений в стране), иранские власти стремятся угрозами добиться своего от Баку. Сегодня из Тегерана звучат воинственные заявления, проводятся военные учения на ирано-азербайджанской границе, блокируются азербайджанские грузовики, следующие в Азербайджан транзитом по иранской территории.
Одна из причин, по которой Иран не начинает войну против Азербайджана, — российское вторжение в Украину. Авантюра Кремля стала примером, как планируемая молниеносная война превращается в затяжную с реальной перспективой поражения России. В Тегеране также учитывают, что в случае с нападения на Азербайджан за него вступится Турция. Анкара не будет сторонним наблюдателем, памятуя о союзнике: «Одна нация, два государства». А воевать на два и больше фронта в Иране не готовы.
В свою очередь президент Азербайджана Ильхам Алиев пока не решается на военную операцию, чтобы раз и навсегда разобраться с проблемой «Нагорно-Карабахской республики»: Баку ограничивается стычками на границе и постепенным выдавливанием армянских сил из Карабаха, подталкивая Ереван к решению вопроса с Зангезурским коридором и подписанию мирного договора. В прошлом году таким образом азербайджанцы взяли под контроль Лачинский коридор, связывающий Армению и Карабах. В рамках этой стратегии произошло и вооруженное столкновение близ села Тех в Сюникской области Армении.
От масштабных военных действий Алиева удерживает не страх поражения (армянская армия так и не восстановилась после 44-дневной войны) или землетрясение в Турции. Готовность Баку начать третью азербайджано-армянскую войну во многом зависит от результатов президентских и парламентских выборов в Турции, запланированных на 14 мая. В случае победы Реджепа Эрдогана риск начала новой войны возрастет. Однако ситуация в Турции — лишь один из факторов, влияющих на решение Алиева.
Южный Кавказ традиционно представляет собой арену, на которой сталкиваются интересы как глобальных, так и региональных игроков. Причины, предопределяющие их интерес, — нефтегазовые месторождения Каспийского моря, проходящие через регион трубопроводы и транспортные коридоры. И если еще несколько лет назад на Южном Кавказе доминирующую роль играла Москва, то за последние годы — после азербайджано-армянской войны, широкомасштабного вторжения России в Украину и восстановления дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном — геополитическая ситуация кардинально изменилась.
После второй азербайджано-армянской войны в регионе усилились позиции Анкары, стратегического союзника Баку и регионального соперника Тегерана. В свою очередь Россия, став посредником в соглашении между Азербайджаном и Арменией, сумела сохранить статус ведущего игрока на Южном Кавказе, получила рычаг воздействия на Баку и поставила Ереван практически в полную зависимость от себя. Но это положение изменилось после 24 февраля: длящееся уже более года широкомасштабное вторжение в Украину сужает военные и политические возможности Кремля в регионе.
Армения, в военном и экономическом отношении полностью зависящая от России, в ситуации уменьшения влияния Москвы на Баку пытается найти эффективную защиту от военно-политического давления Азербайджана: в Ереване не верят, что союзник по ОДКБ придет на помощь в случае начала третьей азербайджано-армянской войны. Поэтому армянское руководство в экстренном порядке пытается найти гаранта своей безопасности вместо России. И в Ереване в этой роли видят Запад в целом и Евросоюз в частности. Так, Армении удалось, несмотря на сопротивление РФ, добиться создания наблюдательной миссии ЕС.
В свою очередь Запад хочет выбросить Россию из Южного Кавказа, но не за счет усиления влияния Турции. Однако, как отметил в разговоре ZN.UA заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов, «Запад не имеет ресурсов для полноценной игры в регионе».
Одновременно снижается влияние России на Азербайджан. При этом Москва вынуждена конкурировать с одним из своих немногих стратегических союзников — Тегераном: Исламская республика пытается усилить свое влияние в регионе, в чем Россия не заинтересована и, по информации израильских СМИ, отправляет своих советников в Армению. И, конечно же, Кремль не хочет усиления Турции на Южном Кавказе.
Как отмечает президент украинского Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар, Москва работает над созданием формата Россия—Грузия—Армения—Иран, который должен заблокировать альянс Азербайджан—Турция. Это должно «изолировать «тюркскую экспансию» и выбросить Запад из региональных раскладов».
В то время как Россия пытается сохранить статус-кво на Южном Кавказе, за происходящими событиями внимательно наблюдает Китай. Заинтересованный в транспортных коридорах, проходящих через регион, Пекин тщательно изучает за ломберным столом свои карты и готовится к роли модератора в существующих и потенциальных конфликтах. Собственно говоря, намереваясь повторить ту же роль, которую он сыграл в восстановлении дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном.
Что же касается интересов Украины, то для нашей страны существуют определенные риски в случае начала новой азербайджано-армянской или ирано-азербайджанской войны. Самое главное — часть внимания Запада будет отвлечена новым вооруженным конфликтом, поскольку США и ЕС будут вынуждены перенаправлять свои ресурсы с российско-украинского фронта. С другой стороны, точно также должен будет поступить и Путин: он не может позволить себе потерять еще и «жизненно важный» Южный Кавказ, за который воевал еще Паскевич.
А для Украины важно, чтобы в условиях продолжающейся российско-украинской войны Кремль еще больше распылил свои скудеющие политические, военные и человеческие ресурсы.