В Соединенных Штатах Америки коррупция во власти при президентстве Дональда Трампа вышла на другой уровень и переросла в коррупцию политическую. Верховный Суд США пока сужает юридическое определение коррупции, ограничивая ее действиями уголовного антикоррупционного законодательства и возможностями политиков регулировать роль денег в политике, однако злоупотребление государственной должностью для получения частной выгоды включает не только экономические выгоды, но и другие несправедливые преимущества. ZN.UA выделило главные моменты из статьи "Что такое политическая коррупция и что мы можем с ней сделать?" Центра Бреннана за правосудие при Школе права Нью-Йоркского университета о ситуации с политической коррупцией в США и способах выхода из тупика, в который страну окончательно завел Дональд Трамп. В то же время материал помогает понять то, что происходит также и в Украине.
Злоупотребление государственным положением для личной выгоды
Когда чиновники принимают решения, мотивированные деньгами или другими формами неправомерной частной выгоды, это искажает политику и вредит обществу. Такие вещи, как государственное образование, здравоохранение, инфраструктура и общественная безопасность, теряют свою ценность, поскольку государственные средства направляются не по назначению, а качество государственных услуг снижается.
США много раз сталкивались с коррупцией и ее последствиями в своей истории. Например, в "позолоченную эпоху" конца 19 века политики регулярно брали взятки от корпораций в сделках, которые в конце концов позволяли наиболее состоятельным избегать регулирования и поглощать государственные ресурсы на выгодных условиях.
Коррупция также сыграла важную роль в различных финансовых кризисах. Отсутствие регулирования во время Позолоченного века способствовало мошенничеству и спекуляциям, что привело к крахам фондового рынка и банковского дела, которые стоили людям их сбережений.
Кроме ощутимых потерь, коррупция подрывает доверие к правительству. Когда люди чувствуют, что система настроена против них, многие отстраняются от общественной жизни и решают не голосовать, что делает правительство менее представительным и еще менее чувствительным к их потребностям.
Поведение, которое мы наблюдаем в США сейчас, отражает и усиливает повсеместное разрушение норм, которое поразило все ветви федерального правительства. Хотя коррупция то росла, то спадала с момента основания Америки, худшие злоупотребления прошлого заключались в личном обогащении отдельных лиц.
Дальнейшие реформы значительно уменьшили этот тип коррупции путем улучшения государственного управления, повышения прозрачности правительства и введения новых этических и антикоррупционных правил. Однако, начиная с середины 20-го века, появились более структурные формы коррупции, обусловленные все более значительной ролью денег в политике. Попытки ограничить эту новую форму коррупции были гораздо менее успешными, частично из-за вмешательства Верховного Суда. Сейчас коррупция снова растет.
За последние десятилетия как демократические, так и республиканские администрации США стали свидетелями коррупционных скандалов ....президент Джо Байден столкнулся с критикой за деловую деятельность своего сына, который использовал должность своего отца, когда он был вице-президентом, а также за свое решение выдавать превентивные помилования членам его семьи перед тем, как покинуть пост.
Однако президент Трамп усилил и нормализовал экстремальное сочетание денег, власти и конфликта интересов своим уникальным транзакционным и персоналистским подходом к управлению, сочетая свою политическую идентичность с личными бизнес-интересами. Трамп разрушил нормы во время своего первого срока, когда отказался избавиться от своих отелей и других предприятий, что привело к распространенным конфликтам интересов, поскольку иностранные правительства и лоббисты пытались получить благосклонность администрации через щедрые расходы на недвижимость Трампа. Во время второго срока его действия были еще более радикальными.
Использование денег для получения доступа и влияния на политические решения
В большинстве случаев в современной политике США политические лидеры обеих партий часто предоставляют богатым донорам доступ и влияние в обмен на крупные взносы на избирательную кампанию. Такая практика может привести к политике, благоприятной для доноров, которая сохраняется, несмотря на то, что она в целом непопулярна. Также бывшие президенты часто вознаграждали доноров церемониальными или символическими должностями в администрации, особенно должностями послов в желаемых местах.
Президент Трамп вывел влияние доноров на новые высоты. Он открыто давил на руководителей нефтяной промышленности, чтобы те выделили 1 миллиард долларов на его переизбрание, обещая сократить нормы по загрязнению и отменить инициативы администрации Байдена по чистой энергетике. Он также собрал самую богатую администрацию в истории, назначив беспрецедентное количество миллиардеров-доноров на ключевые должности в своем кабинете и в агентствах, где они руководят процессом разработки политики — возможно, по вопросам, касающимся их собственных финансовых интересов.
Более того, Трамп использует свои мероприятия для личной прибыли, а не для сбора средств на кампанию.
Трамп сочетает полномочия президента со своим бизнесом и личными финансами до невиданной ранее степени, в частности путем развития криптовалютного бизнеса своей семьи и заключения международных сделок с недвижимостью. Трамп отказался передать свои активы в слепой траст — мера пресечения, которую принимал каждый президент с 1970-х годов, кроме Трампа, чтобы сохранить доверие общественности и избежать даже видимости коррупции.
Другие должностные лица администрации также могут получить выгоду, учитывая их чрезвычайно длинный список конфликтов интересов и отсутствие действенных мер сдерживания из-за слабого правоприменения и уничтожения существующих антикоррупционных гарантий.
Однако, самообогащение не является уникальной чертой исполнительной ветви власти. Члены Конгресса продолжают получать прибыль от инсайдерской торговли из-за небрежного соблюдения действующих правил и отказываются принимать популярные реформы, такие как предложенный закон, который вообще запрещает им торговать акциями. Между тем судьи Верховного Суда принимают экстравагантные подарки, в частности от лиц, имеющих дела в Суде.
Трамп также агрессивно использовал личные иски, чтобы требовать платежи от компаний, которые вызывают его гнев, чего не делал ни один другой президент в современной истории Америки. Например, ABC, Meta и Paramount согласились выплатить десятки миллионов долларов в президентский фонд библиотеки Трампа, чтобы урегулировать претензии Трампа к ним.
Причины, породившие коррупцию
Несколько ключевых факторов проложили путь к этому моменту, включая вредные решения Верховного суда, циничные публичные дискуссии и враждебность администрации Трампа к системе сдержек и противовесов.
В течение десятилетий Верховный Суд сокращал правила финансирования избирательных кампаний и сужал юридическое определение того, как влияние денег в политике может считаться коррупцией. Эти решения спровоцировали взрыв политических расходов. Это позволило сверхбогатым донорам доминировать в политике способами, которые были незаконными до появления "Ситизенс Юнайтед" и были бы неприемлемыми в других странах.
Суд сократил федеральные уголовные законы о борьбе с коррупцией, молча признав ее неотъемлемой частью политики. Суд также отменил ограничения президентской власти, включая правила увольнения должностных лиц исполнительной ветви власти и право прокуроров привлекать президента к ответственности за неправомерные действия во время пребывания в должности.
Эти и другие решения создают среду, которая поощряет плохое поведение государственных служащих.
Президент Трамп ускорил эти тенденции своим открыто транзакционным подходом к власти. Он проводил кампанию, обещая вознаграждать друзей и наказывать врагов, а теперь хвастается своей благосклонностью или неблагосклонностью и вытекающими из этого последствиями. Эта дерзость искажает представление о том, какое поведение считается коррупционным, укрепляя убеждение общественности, что коррупция является нормальной частью американской политики, и создавая прецедент для будущих неправомерных действий.
Администрация Трампа утверждает радикальный и неограниченный взгляд на исполнительную власть, сознательно ликвидируя надзорные органы и давние механизмы борьбы с коррупцией.
Как ограничить коррупцию
Американская история показала, что негативная реакция общественности может спровоцировать значимые реформы..... Отказываясь воспринимать коррупцию как неизбежную часть политики и требуя подотчетности — через сообщения, разоблачения нарушений и политическое давление — граждане могут достичь реальных изменений.
В краткосрочной перспективе Конгресс должен восстановить систему сдержек и противовесов и антикоррупционные барьеры, которые нынешняя администрация ликвидировала, и расширить федеральные этические реформы, чтобы устранить лазейки, которые освобождают президента и других высокопоставленных чиновников даже от элементарных гарантий относительно конфликта интересов. Он также должен пересмотреть правила финансирования избирательных кампаний, чтобы противодействовать худшим последствиям ошибочных решений Верховного Суда и предоставить кандидатам возможность финансировать кампании, не полагаясь на сверхбогатых доноров.
Система также нуждается в изменениях на более фундаментальном уровне. Нормализация политической коррупции в американской политике подорвала основы демократического управления. Стране нужна смелая программа реформ, чтобы вернуть власть американскому народу и восстановить доверие и честность правительства. Это означает восстановление способности Конгресса как первой ветви американского правительства, сдерживание неконтролируемой исполнительной ветви власти и реформирование судебной системы, которая все больше отдаляется от народа.
Чтобы реализовать это видение, общественность должна требовать от избранных лидеров подотчетности и настаивать на том, чтобы эти реформы стали приоритетом управления в будущем.
Полный текст материала Лизы Дж. Данетц и Эрика Петри читайте по ссылке.
