Американский генерал Уэсли Кларк: США нужен обновленный стратегический подход, который будет соответствовать новой геополитической эпохе

Поделиться
Американский генерал Уэсли Кларк: США нужен обновленный стратегический подход, который будет соответствовать новой геополитической эпохе © EPA/ MATTHEW CAVANAUGH
Штаты должны укрепить "мягкую силу" посредством расширения "жесткой".

Американский генерал, бывший Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе Уэсли Кларк опубликовал "памятку для президента США", в которой обозначил самые актуальные мировые проблемы, а также угрозы для лидерства Штатов в мире и способы их сдерживания. "Памятка" опубликована на сайте Atlantic Council.

По словам генерала, эпоха после холодной войны закончилась. Наступает новая геополитическая эра, которая требует нового видения, политики и стратегий, чтобы предотвратить большую войну и крах международного порядка, основанный на правилах. Перед американскими лидерами стоит неотложная задача – обновить основы силы США.  Мир, сохранение демократических ценностей и прочность интернациональной системы зависят от того, насколько удачно США пройдут эту новую эру.

Первый шаг к обновлению — это взгляд в лицо реальности: США должны признать несколько строгих истин

  • Соединенные Штаты столкнулись с новой, все более тесно связанной группой авторитарных государств, активно противостоящих международному порядку, основанному на правилах и возглавляемом США. Россия – в союзе с Китаем, а теперь вместе с Ираном и при поддержке Северной Кореи – находится в центре усилий, направленных на то, чтобы разрушить американское преимущество, перераспределить глобальную власть и поделить мир на сферы влияния.
  • Потенциальные противники США все более склонны к применению силы. Полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году повергло в шок (хотя не должно было). Теперь европейские страны опасаются, что в случае успеха в Украине, РФ может начать боевые действия против Молдовы, Грузии, Казахстана, Польши или стран Балтии. Китай, хотя до сих пор остается осторожным, также проводит масштабное наращивание военной силы, использует ее для запугивания Тайваня и прямо отказался исключить применение силы для захвата острова. Иран продолжает угрожать уничтожением Израиля и наращивает применение силы, а Северная Корея недавно заявила, что больше не стремится к воссоединению с Южной Кореей, назвав Сеул главным врагом.

  • Ядерное оружие снова имеет значение. Российский диктатор Владимир Путин и его соратники неоднократно и успешно угрожали применением ядерного оружия, чтобы блокировать критически необходимую западную помощь Украине. Откровенный страх перед конфронтацией с ядерным государством подрывает доверие к американским властям во всем мире. Обращаясь за помощью к такому потенциальному противнику, как Китай, чтобы предотвратить использование Россией ядерного оружия против Украины, Соединенные Штаты, возможно, еще больше подорвали доверие к своему ядерному сдерживанию. РФ и Китай увеличивают и модернизируют свои ядерные арсеналы, в том числе стратегическое ядерное оружие, способное нанести удар по США. Соединенные Штаты по-прежнему имеют свою ядерную триаду, но ее модернизация задерживается.
  • Добровольческие силы и поддерживающая их оборонно-промышленная база имеют проблемы. Армия и флот США слишком малы для миссий, которые американское правительство ставит перед ними в эту новую эпоху. И армия, и флот уже несколько лет не выполняют свои задачи по набору личного состава. В результате корабли не полностью укомплектованы, подразделения тренируются без полного личного состава, а также растет зависимость от Национальной гвардии и резервистов, восполняющих нехватку персонала. Оборонно-промышленная база США проходит активную проверку и модернизацию, но сможет ли она омолодиться в условиях ограниченного времени и ресурсов и сможет ли справиться с быстрым развитием новых технологий? Вторжение РФ в Украину продемонстрировало, насколько интенсивной может быть война между большими государствами.
  • Экономические санкции США оказываются недостаточными, а иногда даже контрпродуктивными. Санкции США, направленные на блокирование потока финансов и технологий в РФ, не доказали своей эффективности: Россия продолжает получать важные компоненты для производства оружия в обход введенных ограничений. Также РФ все еще экспортирует нефть и часть газа, до сих пор зарабатывает валюту через сеть контрабанды, фальшивые декларации и смешивание нефтепродуктов для сокрытия их происхождения.
  • Усилия США, направленные на "завоевание" стран Глобального Юга - преимущественно с помощью "мягкой силы", терпят неудачу. Привлекательность демократической системы США снизилась с успехом авторитарной модели Китая, зарождением авторитарных режимов в таких странах, как Турция и Египет, а также очевидными проблемами, с которыми столкнулось американское руководство внутри страны. В Африке усилия США по поддержке демократии и прав человека иногда рассматриваются как форма "культурного империализма" и противопоставляются китайским предложениям помощи "без вмешательства во внутренние дела". На Ближнем Востоке Иран создал ось ополченцев и других сил. Многие лидеры стран Глобального Юга, оценивая колебания поддержки Украины со стороны Штатов, похоже, решили, что Россия является более надежной силой.
  • Политическая система США превратилась в большой "театр военных действий", в котором другие страны пытаются манипулировать и подрывать демократические процессы для достижения своих целей. Операции иностранного влияния с использованием соцсетей и других уязвимых мест поставили под угрозу выборы в США и саму демократическую систему страны. Неспособность обеспечить ресурсами и в полной мере использовать существующие в стране организации и юридические органы для выявления и устранения подрывной деятельности против политической системы Штатов ослабила стратегический авторитет страны, а также подорвала привлекательность демократии как системы.

Рекомендации по возрождению силы США

В эту новую эпоху США должны укрепить свою "мягкую силу", расширив основы "жесткой силы" американского лидерства.

  • Закрепить неприкосновенность политической системы США как высшую ценность страны. Это означает устранение злонамеренного иностранного влияния на американские выборы и формирование политики. Правительство США должно усилить контрразведывательные функции и защитить свои службы безопасности от политических махинаций. Соединенные Штаты должны предотвратить злонамеренное использование открытости и прозрачности своей демократии врагами - важная, но нелегкая задача, которая предполагает, среди прочего, усиление контроля за социальными сетями, а также реформирование финансирования избирательных кампаний.
  • Укрепить ядерные силы сдерживания и все вспомогательные системы, придающие им надежность. Американские лидеры должны пересмотреть потребность в таких тактических системах, а также модернизации боеголовок. Увеличение финансирования наблюдения, ядерных систем, космической связи, противоракетной и противокосмической обороны и устойчивости станет важным сигналом конкурентам и потенциальным противникам.
  • Взять на себя обязательство поддерживать Украину для вытеснения российских войск с ее территории. Агрессия России против Украины стала лакмусовой бумажкой для международного порядка, основанного на правилах. Поэтому победа над этой агрессией, а не только прекращение боевых действий в Украине, необходима для поддержания верховенства международного права и предотвращения более широких войн.
  • Усилить сдерживание Китая. С этой целью американское правительство должно сосредоточить судостроение ВМС на сдерживании Пекина, отрабатывать переброску войск, военно-морских и воздушных сил для укрепления позиций Тайваня, а также усилить стратегическую ядерную обороноспособность Штатов. Также поддерживать альянсы в Северо-Восточной Азии и искать такие возможности, как разведка нефти в Южно-Китайском море, чтобы экономически противостоять китайскому экспансионизму.

  • Заставить иранские власти сделать выбор между стремлением к региональной гегемонии и выживанием режима. Правительство США должно изменить свою политику в отношении Ирана по избежанию эскалации на подавление "оси сопротивления" Тегерана. Усилия Вашингтона по дипломатическому взаимодействию с Ираном были лишь отчасти успешными: хотя они могут быть продолжены, Штаты должны немедленно прекратить обращаться за помощью к России. США должны активно поддерживать группы, выступающие за мирные изменения в Иране и частно предупредить Тегеран, что если ось сопротивления, террористическая и ядерная угрозы со стороны Ирана не исчезнут, Штаты и их союзники используют все необходимые средства для изменений в Иране. Вашингтон также должен начать использовать свое дипломатическое влияние, работая с союзниками, чтобы исключить иранский режим из международных организаций и форумов, а также ограничить его доступ к международным банковским услугам и рынкам.
  • Усилить сдерживание против ядерной Северной Кореи. Соединенные Штаты должны увеличить присутствие войск в Южной Корее, углубляя при этом военно-промышленное сотрудничество между двумя странами. Они должны передислоцировать американские системы ядерного оружия, а также усилить политикой и публичными заявлениями "расширенное сдерживание".
  • "Реанимировать" добровольческие силы и оборонно-промышленную базу. Правительство США должно способствовать большей поддержке среди американского народа службы в вооруженных силах, создав комиссию по возрождению вооруженных сил, одновременно укрепляя систему выборочной службы на случай, если в будущем будет необходим призыв. Вашингтон должен увеличить финансирование вооруженных сил до 4% ВВП США в ближайшей перспективе, одновременно расширяя структуру вооруженных сил, размер флота и воздушно-космические возможности, включая приоритет для беспилотных систем и средств радиоэлектронной борьбы. Система военных закупок США также должна быть пересмотрена с целью оптимизации и более быстрого внедрения разработанных систем и средств.
  • Сохранить хрупкое лидерство США в кибернетическом и космическом противостояниях. Соединенные Штаты должны сохранить свое преимущество в технологиях, поддерживающих эти новые сферы, такие как искусственный интеллект и квантовые вычисления, и усилить оборону против угроз, происходящих из этих сфер.
  • Усилить финансовую мощность. В дополнение к вышеперечисленным мерам для более эффективного сдерживания Китая, США должны больше инвестировать в экономику развивающихся стран и превзойти Китай в этом. Также Штаты должны сделать свои санкции более эффективными, используя глубокое понимание финансовых операций и все более мощные инструменты искусственного интеллекта для выявления и разрушения каждого элемента цепочки поставок для стран, находящихся под ограничениями, включая коммерческие операции с подрывающими санкции третьими сторонами. Необходимо применять вторичные санкции в отношении стран, которые помогают Кремлю обходить ограничения, а также усиливать потенциал США для прекращения экспорта высокотехнологичной продукции в Россию. Кроме того, Соединенные Штаты должны увеличить экспорт углеводородов, чтобы использовать энергетическую безопасность как ключевое средство влияния за рубежом.

Может ли такое демократическое общество, как Соединенные Штаты, претерпевающее частые политические изменения, разработать долгосрочную стратегию, справиться с высокими рисками и взять на себя бремя лидерства, которого требует новая геополитическая эпоха? От ответов на эти вопросы зависит безопасность США и международная система, основанная на правилах. Жесткая правда требует жесткого выбора. Соединенные Штаты не могут позволить себе уклоняться от него, говорит генерал.

По мнению историков войны, сегодняшняя ситуация очень напоминает 30-е годы прошлого века, предшествовавшие Второй мировой, когда группа ревизионистских государств — каждая со своими обидами, завышенной самооценкой и фантомными воспоминаниями об имперском прошлом — решила изменить мир. Похожая коалиция очевидно формируется и сейчас вокруг России.

Разница с ситуацией почти столетней давности заключается в наличии с обеих сторон ядерного оружия, гибридном характере войны, предвыборной лихорадке в демократических государствах. В странах "оси зла" такой проблемы нет. О предчувствиях третьей мировой войны писал посол Украины в Японии Сергей Корсунский.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме