Британские теоретики обнаружили очередное свидетельство того, что процесс фотосинтеза с точки зрения физики нельзя объяснить только лишь при помощи ее классических законов, что говорит о квантовом характере этого феномена, и опубликовали свои выводы в статье в журнале Nature Communications.
"Особые вибрационные движения хромофоров, "световых антенн", содействуют переносу энергии в макромолекулах фотосинтезирующего комплекса. Мы обнаружили, что физические свойства некоторых таких вибраций нельзя описать при помощи классических законов физики, и более того, использование принципов квантовой физики в данном случае увеличивает эффективность переноса энергии", - заявила Александра Олайя-Кастро из университетского колледжа Лондона (Великобритания), чьи слова приводит пресс-служба колледжа.
Олайя-Кастро и ее коллеги изучили данные по структуре и функциям отдельных элементов комплекса фотосинтеза в клетках растений, полученные в последние годы. Их заинтересовала работа так называемых хромофоров, которые представляют собой особые пигментные молекулы, поглощающие фотоны и передающие их энергию в остальные части системы фотосинтеза.
Авторы статьи попытались определить, какие процессы влияют на перенос энергии в хромофорах при помощи математической модели, которая описывала поведение этих молекул. Меняя параметры модели и физические процессы, управлявшие свойствами хромофоров, физики пытались понять, участвуют ли в их работе исключительно "классические" законы физики, или в нее "вмешивается" и квантовая механика.
Оказалось, что результаты работы модели были наиболее близкими к экспериментальным данным в тех случаях, если часть хромофоров находится в состояниях, которые нельзя описать при помощи классической физики. Данный факт, как полагают исследователи, говорит о квантовом характере фотосинтеза. Поэтому ученые предлагают пронаблюдать за такими вибрациями, что может помочь подтвердить наличие "квантового двигателя" в листьях растений на практике. !zn
Читайте также:
Британские физики доказали, что гребля из Лондона в Нью-Йорк энергоэффективнее авиаперелета