На Каннском международном кинофестивале состоялась премьера документального фильма Сергея Лозницы "Maidan". Сам режиссер сравнивает стилистику проекта с легендарным фильмом Сергея Эйзейнштейна "Стачка". Внимание к ленте Лозницы было подчеркнутым: каннский показ сопровождал невиданный аншлаг.
В фильме Maidan режиссер решил использовать стилистику, которая предполагалась для его игровой ленты "Бабий Яр". Но события в центре Киева совпали с разработкой художественного проекта. И режиссер решил прежде всего снимать Майдан - как факт истории и художественный образ.
Лозница использует статическую камеру, которую ставит посреди толпы и поэтапно фиксирует происходящие события. В фильме практически нет известных политиков, поскольку, по мнению режиссера, не они создавали эту историю, а только народ.
Цель постановщика - раскрыть людей, стихию и природу протеста. Поэтому Лозница и отказался от отдельных героев. Ведь, на его взгляд, они не полностью отражают картину происходящего в целом.
Этот документальный фильм нельзя назвать информационным. Возможно, он и не приоткроет нам чего-то сверхнового о событиях нынешней зимы. Однако уже исторические события отражены на экране с невероятной универсальностью.
Интересно, что во время мирного периода Майдана люди, попавшие в камеру, реагировали на нее довольно экспрессивно, а в активный период революционных событий на съемочную группу практически никто уже не обращал внимания.
Особенность Лозницы-документалиста в связи с этим фильмом хотя бы в том, что режиссер отказывается нажимать на беспроигрышные эмоциональные кнопки, вызывать прогнозируемую и загодя спланированную реакцию зрителя. Наоборот - режиссер в этой картине вроде бы занимает позицию постороннего, даже отстраненного наблюдателя.
Однако именно его взгляд - отстраненный - и вызывает сильное эмоциональное напряжение и сопереживание.
Напомню, что съемки фильма "Maidan" начались в декабре 2013-го, а завершились 5 марта 2014-го. Лозница вместе с оператором Сергеем Стефаном отсняли более 100 часов материала. Последние сцены - прощание с погибшими.
Украинский павильон в Каннах организовал встречу с постановщиком. Выступая на ней, Сергей отметил: "У нас существует традиция ставить памятники неизвестным солдатам. Но именно тогда, когда мы начнем ставить памятники солдатам известным, мы и начнем изучать историю".
Говоря о фильме "Maidan" на радио "Свобода", режиссер сказал: "Если сравнивать мой фильм со "Стачкой" Эйзейнштейна, то это картина, в которой тоже нет героя, там много второстепенных персонажей… И история рассказывается не "благодаря тому", что мы следуем за судьбой какого-либо персонажа… Когда я ставил камеру, то специально смотрел, чтобы никто на себя не перетягивал кадр, чтобы был эпизод, включающий многоплановую композицию, чтобы каждый элемент был равноценен. Первая сцена - исполнение национального гимна. И эта сцена еще раз повторяется в фильме. Там есть концентрация мысли, это мощный кадр. Он воздействует на зрителя, вы получаете сильное впечатление. Я намеренно просил оператора брать в кадр только людей - море людей. Меня не интересовала другая сторона Майдана - "Беркут" или Янукович, меня интересовал народ".
В Каннах Лозница призвал общественность максимально содействовать освобождению украинского режиссера Олега Сенцова, которого ФСБ подозревает в подготовке к теракту. Лозница назвал подобную ситуацию абсурдом.
Здесь же, в Каннах, Лозница отказался от общения с представителями российских СМИ. По этому поводу у режиссера принципиальная позиция: он не хочет принимать участия в "лживом информационном потоке". "Мне неприятно даже представить, что мои слова будут в этом потоке присутствовать. Сейчас идет информационная война. И средства информации используют как оружие".
Фильм "Maidan" должен со временем появиться в прокате, а впоследствии, по словам режиссера, он выложит фильм в Интернет.
Напомню, что на нынешнем Каннском фестивале Украина представлена целым рядом документальных проектов на тему Майдана. Среди таковых: "Кино гражданских протестов", "Черная книга Майдана", "Киев. Война на Институтской", "Женщины Майдана", "Небесная сотня". Некоторые европейцы на просмотрах плакали.
Что же касается основного конкурса Каннского фестиваля, то на финальном этапе можно говорить о трех фаворитах. Во-первых, это фильм Майка Ли "Мистер Тернер", посвященный известному английскому художнику. Напомню, что сам Майк Ли - обладатель "Золотого Льва" и "Золотой пальмовой ветви". В "Тернере" подкупает мастерство каждой детали. Рассматривать, с какой любовью Майк Ли создает свое полотно, можно даже дольше, нежели два с половиной часа хронометража. В главной роли английский актер Тимоти Сполл.
Еще один фаворит - режиссер Нури Бельге с фильмом "Зимний сон". Турецкий кинематографист рассказывает о маленьком отеле: медитативная манера повествования завораживает и убаюкивает зрителя, хотя смотреть картину совершенно не скучно.
На третьей позиции - Алиса Рорвахер (Италия) со своим фильмом "Чудеса". Молодой режиссер отвечает за "смену поколений" в Каннах, ведь Алиса - новое имя на красной дорожке.
Впрочем, здесь были не только новички, но и старые яркие знакомые. В Каннах уже отметились Николь Кидман, Джулианна Мур, Роберт Патиссон, Катрин Денев, Марион Котийяр, Джон Кьюсак. Появилась здесь даже легендарная Софи Лорен! Она не только напомнила публике о своем знаменитом фильме "Брак по-итальянски" (в программе "Классика"), но и провела мастер-класс. В общем, Канны по-прежнему остаются одним из центров мирового кино и одним из законодателей мировой киномоды.