"Измена! Саботаж! Позор!" - первая реакция в научных кругах после ознакомления с проектом Государственного бюджета на 2019 год.
Реакция хотя и эмоциональная, но, впрочем, вполне оправданная, принимая во внимание заявления главы правительства. "Наша задача - изменить отношение к науке. Чтобы достижения, которые у нас есть, а они значительные, трансформировать в реальный сектор экономики", - провозгласил премьер-министр В.Гройсман во время встречи с учеными по случаю Дня науки. И далее: "Речь идет о том, чтобы создать эффективную модель управления наукой. … Гарантирую, что при формировании бюджета на следующий год мы существенным образом увеличим финансирование науки".
Впрочем, проект Госбюджета-2019 нельзя назвать бюджетом развития науки. Общий объем запланированных бюджетных затрат на всю научную сферу Украины остается фактически на уровне нынешнего года - немногим более 6,5 млрд гривен. Расходы для Национальной академии наук предусмотрены в сумме 4 млрд 656 млн гривен.Немногим больше по сравнению с нынешним годом, но инфляция все равно съест незначительный рост бюджетных средств. На поддержку приоритетных направлений научных исследований планируется выделить 518 млн гривен. На "организационное, материально-техническое, информационное и прочее обеспечение деятельности Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий" выделено 509,3 тыс. гривен. Да-да, именно тысяч! Поскольку свыше 400 тыс. грн предусмотрено на командировки членов Нацсовета, то на остальное, как шутят научные работники, можно приобрести разве что скрепки и дырокол, но никак не создать мощный аналитический центр, оплатить экспертов и т.п.
Но самым большим разочарованием стали даже не цифры, далекие от существенного увеличения финансирования науки. Госбюджет-2019 ученые ожидали с большим нетерпением прежде всего потому, что он должен был стать действительно бюджетом развития науки - в смысле изменения нынешней устаревшей практики финансирования научных исследований и перехода на грантовую систему.
Как известно, со следующего года предусмотрен запуск Национального фонда исследований Украины (НФИУ). Его создание научная общественность считает первым реальным шагом к имплементации нового Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности". На этот фонд возлагаются большие ожидания - как на независимую структуру, которая на началах прозрачных конкурсов, с привлечением иностранных экспертов, будет предоставлять гранты на научные исследования и разработки.
Согласно ст. 49 этого закона, НФИУ является главным распорядителем грантовых средств. Такой статус обеспечивает ему независимость от других "охотников" за грантами и их лоббистов - должностных лиц.
Проектом госбюджета на 2019 год на "обеспечение деятельности Национального фонда исследований и Государственного фонда фундаментальных исследований, грантовую поддержку научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок" предусмотрено выделить 262 млн гривен. Сумма хотя и значительно меньшая, чем ожидалось, но достаточная для старта фонда и проведения пилотных конкурсов. Но эти средства - тут как раз и кроется дьявол! - планируется выделить не отдельной бюджетной строкой, а в рамках финансирования Министерства образования и науки. Таким образом, Национальный фонд исследований Украины лишается статуса главного распорядителя бюджетных средств. При том, что согласно Закону "О научной и научно-технической деятельности" фонд является юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств и функционирует под эгидой Кабинета министров.
Почему произошла такая метаморфоза? Под еще не заработавшую структуру выделять финансирование невозможно, категорически заявляют чиновники. Но ведь речь идет о планировании средств на следующий год, под будущий запуск работы фонда. И еще есть достаточно времени для того чтобы подготовить все необходимое для его запуска. Лишь бы в чиновничьих кабинетах не ставили палки в колеса.
В научной среде высказывают также опасение относительно МОНополизации Национального фонда исследований. Справедливо ли подчинять структуру, выделяющую гранты, одному из основных претендентов на их получение? Конфликт интересов более чем очевиден.
"Удивляет то, что в данной ситуации власть поступила в лучших постсоветских традициях, когда вместо стимула сработала система запрета, - отмечает член Научного комитета Национального совета по вопросам развития науки и технологий академик НАН Украины Яков Дидух. - На мой взгляд, это ключевая проблема нашей системы, которая серьезно тормозит развитие, когда мы не смотрим вперед, а оглядываемся назад. И подобных примеров можно привести много из других сфер деятельности.
Можно спрогнозировать, что НФИ полноценно заработает как самостоятельная организация с 2020 года, когда появится финансирование отдельной строкой. И заработает он не с начала года, а со второго квартала, поскольку утверждение бюджета происходит "под елку", и средства поступают к исполнителям в конце первого квартала. Это серьезная проблема, которая может тормозить участие ученых в грантах. Планируется, что в перспективе в научных учреждениях 40% финансирование будет оставаться базовым, а 60 - грантовым. Но существующая система финансирования грантов предусматривает получение средств в конце первого квартала, и научные работники сидят без зарплаты, зачисляются по контракту на неполный год. Поэтому в такой ситуации возникнет проблема, когда ученые откажутся переходить на финансирование по грантам, а будут держаться за реальное базовое финансирование, хотя бы на 0,5 оклада. Ведь и здесь, вместо стимулирования перехода на грантовую систему, возможно торможение этого процесса".
В Научном комитете Национального совета по вопросам развития науки и технологий очень обеспокоены таким поворотом событий и считают, что лишение НФИ статуса главного распорядителя средств недопустимо. Почему такое большое значение имеет этот статус, - идет речь в статье заместителя председателя Научного комитета, доктора физико-математических наук Алексея Колежука "Национальный фонд исследований: риски и возможности" (ZN.UA, №30, 2018 г.). Размер бюджетного финансирования фонда должен ежегодно определяться Законом о государственном бюджете отдельной строкой.Законом также предусмотрено, что государство обеспечивает финансирование фонда согласно рекомендациям Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий.
По расчетам Научного комитета Нацсовета, базирующихся на рекомендациях экспертов ЕС, на грантовую поддержку научных исследований в 2019 году должно было быть направлено не менее 900 млн гривен. Летом на заседании правительства речь шла о 600-700 млн, с постепенным увеличением в последующие годы. В дальнейшем корректировка бюджета НФИ проходила в закрытом режиме, без согласования с Научным комитетом Нацсовета.
"Конечно, это не бюджет развития науки, - считает экс-руководитель Государственного комитета Украины по вопросам науки и технологий, доктор физико-математических наук Сергей Рябченко. - Как правильно отмечали эксперты из ЕС, проводившие "аудит" состояния науки в Украине, увеличение затрат на науку должно быть в увязке с кросс-правительственной стратегией развития экономики с опорой на науку. До сих пор у нас вопрос такой стратегии остается в стороне. Как без этого говорить о развитии?.. Государство не инвестирует в новые предприятия, для которых необходимо научное сопровождение. Нет проектов - локомотивов развития. Следовательно, и развития пока что не планируется.
Что касается Нацфонда исследований. Недавно Научный комитет избрал его научный совет, который должен объявлять и организовывать конкурсы, определять их направления, экспертировать проекты и, думаю, обязательно организовывать наблюдение над их исполнением. Положения о том, как он будет работать, какие у него будут права и как будет обеспечена его деятельность, пока нет. Чтобы Нацфонд реально включился в работу в 2019-м, ныне необходима непростая и напряженная работа. В научный совет избраны авторитетные и трудоспособные люди. Но работа перед ними большая. Будем надеяться, что справятся, что Научный комитет будет помогать.
В принятом недавно Законе о научной деятельности нет ни единого (!) слова о задаче науки в обществе в целом, в частности и на нынешнем этапе жизни нашего государства. Много раз употребляются слова "научно-техническая политика", но нет никакого упоминания о том, кто же и как в Украине эту политику формирует, утверждает, какой же она является сейчас и есть ли вообще. И понимание этого в обществе, правительственных кругах да и у научной общественности не является четким и одинаковым. А без этого очень трудно перейти к развитию.
Что же касается того, как организационно будет работать Национальный фонд исследований, будет он главным распорядителем средств или же его бухгалтерские операции будет обеспечивать бухгалтерия МОН, - этот вопрос не кажется мне важным при условии, что средства на работу НФИ однозначно фиксированные, а решение о финансировании того или иного проекта принимает Научный совет фонда. С этой точки зрения я не вижу опасности, если исполнительная дирекция Нацфонда будет в составе МОНУ. Независимость нужна Научному совету, который будет руководить исполнительной дирекцией, и Научному комитету".
Научный комитет и научная общественность убеждены, что независимость также нужна и НФИ - как ключевой принцип его функционирования. Только при таком условии может появиться доверие общества, бизнеса и иностранных партнеров к Национальному фонду исследований Украины. Если же проект госбюджета в части финансирования НФИ останется без изменений, то, как иронизируют ученые, вместо положительных сдвигов в реформировании науки мы увидим "декоративный потемкинский фасад с модным дыроколом" и профанацию независимого конкурсного финансирования.