Взгляд. Украина на карте научного мира

Поделиться
Практически все правительства новой Украины демонстрировали свою приверженность инновационному курсу развития страны.

Практически все правительства новой Украины демонстрировали свою приверженность инновационному курсу развития страны. Не стал исключением и нынешний президент Украины, определивший амбициозную цель - до 2020 года вывести Украину в число лидеров среди стран мира. Очевидно, что достичь этой цели невозможно без современных науки и образования, используя их потенциал для развития украинского бизнеса, базирующегося на высокотехнологическом производстве. По словам высоких должностных лиц, Украина имеет мощный научный и образовательный потенциал для решения поставленных задач, проблема только в финансировании. Непосвященному трудно проверить справедливость этих утверждений, поэтому попробуем разобраться в нынешнем положении вещей и возможных путях решения неединичных проблем.

Любая успешная научная и образовательная деятельность ведется в тесном сотрудничестве с коллегами внутри страны и за границей, она включает общение (как личное, так и путем публикаций), а также участие в образовательной деятельности для подготовки следующих поколений исследователей, преподавателей и высококлассных специалистов. Одним из самых важных результатов такой деятельности являются качественные научные публикации, свободно доступные коллегам для обмена новой информацией и ее критического осмысления. Именно генерация, доступность и эффективный взаимообмен научной и образовательной информацией внутри страны и с внешним миром являются ключевыми для того, чтобы утверждать, что страна имеет современную науку и образование, потенциал для их развития. К сожалению, если исходить из этих критериев, то, несмотря на попытки украинских высоких должностных лиц демонстрировать прогресс, украинские образование и наука находятся преимущественно в состоянии упадка на задворках научного мира.

Чтобы прийти к такому выводу, достаточно ознакомиться с отчетом SIR World Report 2010, обнародованным в конце 2010 года авторитетной организацией SCImago Research Group. Отчет, составленный на основе базы данных Scopus, содержит количественные данные для 2833 учреждений во всем мире относительно публикаций и их цитирований в период 200–2008 гг. Кроме того, указанная группа принимает участие в развитии нескольких средств информационного анализа для оценки влияния научных журналов стран SCImago Journal & Country Rank. Результаты более подробного анализа с использованием нескольких критериев для периода 1996–2009 гг. есть в открытом доступе и предназначены для использования политиками, администраторами, исследователями, СМИ и заинтересованными гражданами для сравнения исследовательской активности многих стран и их учреждений.

Таблица 1 содержит итоги научной деятельности на основе SCImago Country Rank по критерию количества публикаций в известных научных журналах в период 2004–2008 гг. с целью сделать возможным сравнение с обнародованным отчетом SIR World Report 2010. Данные в таблицы сгруппированы по странам, с которыми Украина имеет общую границу; бывшими республиками СССР, другими странами, что может быть полезным для дальнейших выводов и сравнений.

Если брать абсолютные результаты, то для Украины они в целом неплохие. Впрочем, картина существенным образом меняется, если ввести относительный критерий и проанализировать количество научных публикаций за анализируемый период из расчета на один миллион населения страны, что и приведено в последнем столбике таблицы. Этот критерий свидетельствует не только об уровне науки и образования определенной страны, но и опосредствованно об их влиянии на уровень развития общества. Как видим, Украина отстает от большинства своих соседей, заняв седьмое место среди стран - бывших республик СССР, и у нее на порядок слабее отдача по сравнению с ведущими странами мира. Можно порадоваться за страны Прибалтики, которые благодаря умело проведенным экономическим реформам сумели сохранить и приумножить свой научный потенциал, оказавшись среди европейских стран.

Неутешительный вывод о нынешнем положении с научными публикациями усиливается, если проанализировать относительную динамику их изменения по годам, взяв, например, за точку отсчета 1996 год - первый год, доступный в базе. Соответствующие данные для нескольких стран приведены на рис. 1. В частности научная отдача Украины и России демонстрирует признаки стойкой стагнации - в отличие от динамического развития, присущего Германии, Венгрии, Польше и особенно Египту, о чем более подробно будет говориться ниже.

Результаты подробного анализа для Украины, сделанного на основе отчета SIR World Report 2010, приведены в таблице 2. Среди огромного количества исследовательских и образовательных учреждений Украины только восемь из них прошли решето отбора и имеют хоть какую-то заметную научную отдачу. Следует заметить, что Харьковский университет им. В.Каразина после переименования в «национальный» существует в базе как два отдельные учреждения, поэтому для исправления этой неточности соответствующие данные объединены в одной строке.

Вне сомнения, Национальная академия наук Украины делает самый большой вклад в «научную отдачу» Украины (см. табл. 1), а вот другие отраслевые академии, имеющиеся в Украине, практически отсутствуют в научном пространстве. (Поэтому у плательщиков налогов закономерно мог бы возникнуть вопрос: а надо ли за счет бюджета содержать, например, Академию правовых наук? И не эффективнее ли было бы перевести финансирование отраслевых академий на грантовую основу? И вообще, существуют ли в мире академии правовых наук?) Среди других организаций, причастных к созданию имиджа Украины в научном мире, представлено только семь университетов, остальные не имеют практической научной ценности. SIR World Report предлагает для сравнения разных научных учреждений использовать дополнительные критерии, а именно доля публикаций, выполненных в сотрудничестве с иностранными партнерами (IC, табл. 2), доля публикаций, напечатанных в топовой четверти журналов соответствующего профиля (Q1, табл. 2), и влияние на научный мир по отношению к среднемировому, которое выбрано как единица (не отображено в таблице, самое высокое значение 0,57 для Украины имеет ХНУ им. В.Каразина). Для того чтобы иметь определенную точку отсчета и представления об этих параметрах, следует ознакомиться с соответствующими данными для Польши (табл. 3), которая в свое время имела едва ли не худшие стартовые условия по сравнению с Украиной, а теперь у нее в три раза выше научная отдача (табл. 1) и 50 (!) число учреждений, включенных в SIR World Report 2010.

Следует особенно заметить, что подобно НАН Украины Польская академия наук (ПАН) делает самый крупный вклад в научную сокровищницу страны. Самый крупный, но в отличие от Украины не решающий, поскольку значительное количество исследований Польши ведется в относительно небольших учреждениях, содействуя равномерному распространению знаний в обществе. В соответствии с годовым отчетом ПАН за 2009 год, в 2008 году она имела в своем составе семь научных подразделений (социальные науки; биологические науки; математические, физические и химические науки; технические науки; аграрные, лесные и ветеринарные науки; медицинские науки; науки о Земле и горных науках). Как видим, в состав ПАН входят подразделения, которые в Украине имеют статус академий, при этом эффективность деятельности ПАН существенным образом превышает соответствующее значение для НАНУ. Так, данные таблиц 2 и 3 показывают, что оба учреждения имеют близкие научные отдачи, но при этом количество высококачественных публикаций научных работников ПАН почти вдвое выше. При этом, в соответствии с годовым отчетом ПАН в 2008 году, здесь работало свыше восьми тысяч научных сотрудников с бюджетом всей организации 957,3 млн. злотых. Соответственно в НАНУ количество научных сотрудников составляла 19818 и бюджет - 2509,9 млн. грн. (обменный курс к тому времени был около 2 грн./злотый). Эти данные однозначно свидетельствуют, что в действительности дело не в размере финансирования украинской науки и образования, а в эффективном использовании полученных средств. По свидетельству экспертов - успешных украинских научных сотрудников, при существующей системы распределения средств даже неоднократное увеличение финансирования не приведет к существенному улучшению ситуации в целом.

Отдача со стороны наилучшего в Украине университета - Киевского национального имени Т.Шевченко - тоже значительно меньше по сравнению с польскими высшими учебными заведениями. Это является следствием примитивного менеджмента наших университетов, который почти не изменился с советских времен и основной чертой которого является распределение заработной платы между сотнями сотрудников так называемой научно-исследовательской части в соответствии с желанием руководства университетов. При этом администрация почти не уделяет внимания изучению и практическому воплощению передового опыта зарубежных научно-исследовательских университетов. Ученым просто невыгодно, и они в большинстве своем и не умеют внедрять собственные прикладные разработки в производство на коммерческой основе, потому что от этого не зависит их зарплата и официальный статус учреждения. Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины мало интересует то, что штатные преподаватели любого украинского университета имеют колоссальные «горловые» нагрузки и обязаны писать великое множество ненужных отчетов, из-за чего не остается времени для настоящей науки, а не ее имитации. Для возрождения научной среды в университетах нужны четкие критерии и условия, а также хотя бы минимальная материальная база для студентов и преподавателей, которая нуждается в закупке оборудования или решения, например, проблемы прекурсоров. Если это тяжело удается наилучшему университету Украины, то что уж говорить о других, «провинциальных» учебных заведениях?

Ситуация в академических учреждениях не намного лучше. Нынешняя форма организации НАН Украины является рудиментом бывшей советской системы, направленной преимущественно на быстрое освоение средств. Так, в соответствии с уставом НАНУ, действительными членами избираются ученые, «сделавшие выдающийся вклад в развитие соответствующих направлений науки», а членами-корреспондентами - те, кто «обогатил науку выдающимися достижениями». Согласно этому же уставу члены НАН Украины имеют преобладающее право на предоставление им условий для осуществления научных исследований в учреждениях НАН Украины, и только они имеют право принимать участие в управлении делами академии. По состоянию на 1 января 2008 г., НАНУ имела в своем составе 182 действительных членов (академиков) и 343 членов-корреспондентов. За эти академические звания каждый из них пожизненно получает доплату (!) в размере 5112 и 3400 грн. соответственно. По экспертным оценкам, общая сумма выплат со стороны бедного государства для этой категории ученых, наделенных властью и полномочиями, может превышать доходы, типичные для директоров западных исследовательских учреждений. Но, если на практике проанализировать достижения многих членов НАН Украины, то возникает множество вопросов относительно их «выдающихся вкладов» и «выдающихся достижений» в науке. Так, Национальная библиотека имени В.Вернадского ведет и обнародует на своем веб-сайте рейтинг топ-100 научных сотрудников Украины по показателям наукометрической базы данных Scopus. В базе представлена действительно элита Украины - это ученые, печатающие свои работы в ведущих научных изданиях мира, чем привлекают внимание коллег, о чем свидетельствуют цитирование их статей. Среди них на данное время немного более 20 членов НАН Украины. А где все остальные из почти пятисот, на содержание которых тратятся бюджетные средства, - вопрос открытый.

Фактически разветвленная система государственных академий Украины вместе с университетами существует только для создания иллюзии в окружающем мире, что Украина имеет мощные науку и образование. Единичные исключения в виде успешных научных сотрудников только подтверждают это правило. Последствием имитации научной и образовательной деятельности является практическое отсутствие реально действующей экспертной среды. А признанные властью «эксперты» могут легализировать любые разрушительные для общества прожекты взамен на бюджетные выплаты или льготы.

Отдельная тема - выдача дипломов о высшем образовании и научных дипломов чиновникам, что превратилось в позорную кормушку для большого количества псевдопросвещенцев и псевдоученых. В Украине действует постановление Кабинета министров Украины от 30 августа 2002 г. №1298, в соответствии с которым кандидат наук, даже не работая на научной или преподавательской должности, может рассчитывать на надбавку в предельном размере 15% должностного оклада (ставки заработной платы), а доктор наук - 25%. Нетрудно понять, что суммы, идущие на выплату надбавок этой многотысячной армии «одаренных» научными степенями, могут превышать суммы зарплат работающих научных сотрудников.

Попробуйте теперь пофантазировать о том, как побороть гидру коррупции и связанную с ней неэффективность государства Украина, если бы у кого-то из наделенных властью высоких должностных лиц действительно появилось желание навести порядок в этой сфере.

Во-первых - это прозрачность финансовых потоков и принятых решений от самого высокого до самого низкого уровней, доступных для ознакомления каждому. Открытая интернет-система должна работать по принципу, аналогичному тому, как это предлагает Т.Монтян для регистрации имущественных прав (см. «Опорно-недвижимый аппарат», ZN.UA №14, 2011 г.).

Во-вторых, должна заработать экспертная среда со следующим отбором и продвижением наиболее успешных научных кадров на основе четко определенных критериев, где среди прочих - обязательное наличие публикаций в международных изданиях, непосредственное участие в научных исследованиях и свободное владение английским языком, как необходимое условие того, чтобы достойно чувствовать себя в международном сообществе.

Отдельный вопрос - преобразование НАНУ в действенную научную структуру авторитетных ученых без каких-либо льгот и привилегий, демократизация устава НАНУ с реальной возможностью для успешных научных сотрудников быть привлеченными к принятию текущих и судьбоносных решений.

В-третьих, без наличия доступного исследователям современного оборудования с инфраструктурой его поддержки нечего говорить об инновационном развитии государства. Едва ли можно серьезно относиться к сумме 185627,8 млн. грн., выделенной в 2008 году на покупку оборудования, материалов и приборов для потребностей всей НАНУ.

Последнее, и не менее важное: наведение порядка с журналами, на основе публикаций в которых можно защищать диссертации. Сокращение их числа, публикации преимущественно на английском языке и размещение в Интернете электронных версий - это болевые, но нужные решения, которые помогли бы исправить ситуацию.

Если предыдущие пункты зависят от доброй воли наделенных властью высоких должностных лиц и от изменений законодательства (в чем существуют большие сомнения), то на низовом уровне можно предложить ряд шагов, которые можно и следовало бы реализовывать в образовании и науке собственными силами, без ожиданий помощи свыше. Прежде всего для Украины сейчас является критически важным импорт знаний для восполнения утраченных возможностей и развития собственных технологий, что невозможно без изучения и активного использования английского языка. Для этого, в частности, нужна доступная для всех научных сотрудников подписка на электронные версии ведущих научных журналов.

Также обратите внимание на рис.1 и стремительное развитие отдачи египетской науки. Автору в свое время представился случай посетить один из университетов в глубинке Египта, и он убедился, что уровень оборудования лабораторий там не хуже того, который есть в Украине, а свои результаты они печатают на английском языке преимущественно в международных изданиях. Во время общения с коллегами оказалось, что необходимым условием получения диплома о высшем образовании или научной степени в естественных науках является написание всей работы на английском языке с краткой аннотацией на арабском. Кроме того, в стране работает система отбора талантливых молодых людей, которым предоставляется возможность получить гранты на поездку за границу для стажировки или получения научной степени. Очевидно, что такие относительно мало затратные шаги привели к стремительному росту качества научной продукции, свидетельством чего является несколько Нобелевских лауреатов, которые учились в Египте или родом из этой страны.

Другое важное направление - популяризация научного мнения в обществе, развенчание лженаучных представлений и предрассудков. НАН Украины самоустранилась от участия в этой деятельности, и к тому же разрешила работать под своей крышей аферистам, которые ведут открытую антинаучную пропаганду. В информационном пространстве Украины из-за упомянутой бездеятельности практически нет научно-популярных программ, публичных лекций и журналов, хотя еще есть люди, готовые доносить знания до подрастающего поколения. В Германии, например, очень популярны технические музеи (см., напр., этот), где на простых моделях объясняется история открытий и явления окружающего мира. Автор несколько раз принимал участие в увлекательных фестивалях науки в Германии, где научные сотрудники с помощью демонстрации простых и ярких экспериментов, которые проводятся в исследовательских институтах, пробуждают интерес молодежи к знаниям, образованию и науке, пополняя таким образом свои ряды новыми исследователями.

Неужели все это так сложно? Амбициозная цель 2020 года остается пока что только провозглашенной мечтой...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме