17 апреля на Общем собрании Национальной академии наук Украины ждали высоких гостей — во второй половине дня сразу после окончания заседания Кабмина должна была приехать Юлия Тимошенко. Однако с утра приехал Виктор Ющенко, которого, видимо, не на шутку начало тревожить намечающееся единение науки и Кабмина. В который раз в речи президента прозвучали слова о внимании к высоким технологиям, которые произносятся как заклинание, когда начинается борьба за голоса научно-технической интеллигенции. «Витийства византийской политики» — не без горечи отмечали академики…
Вспомнилась фраза о том, что «в Византиях нанотехнологий не бывает». Правда, ее сказали в соседней столице, где и президент, и премьер наперегонки думают, как бы реально помочь развитию науки. Тем не менее критически настроенная российская интеллигенция нередко иронизирует по поводу этих усилий.
Всмотритесь в фотоснимки, которые мы сделали на «Электроприборе», высокотехнологическая продукция которого еще недавно поступала и в Россию, и на Запад. Они в комментариях не нуждаются. Ну кто поможет в этой ситуации? Кто хотя бы объяснит: есть ли свет в конце украинского тоннеля?
Корреспонденты «Зеркала недели» обратились к Василию КРУТОВУ, с именем которого связывают ликвидацию в Украине рэкета и бандитизма в 90-е годы. Василий Васильевич не только генерал-лейтенант, он еще и доктор наук, профессор, который сегодня занят разработкой негосударственной системы безопасности как составляющей национальной безопасности Украины.
— Василий Васильевич, сегодня главная беда Украины — коррупция и процветающие на ее фоне явления, такие, например, как рейдерство, способное парализовать нашу экономику. Буквально в настоящее время захвачен ряд предприятий в столице Украины. Работа на них остановлена, выполнение договоров, в том числе и международных, нарушено. Как помочь таким предприятиям?
— Давайте посмотрим на проблему несколько шире: как вообще обезопасить предприятия от рейдерства, потому что если мы поможем только одному или нескольким предприятиям, завтра в такое же положение попадут другие, и мы будем постоянно заниматься спасением кого-то, не понимая, что происходит.
Рейдерство, то есть недружественное поглощение одного субъекта хозяйствования другим, присуще не только Украине или России. Это всемирное явление. Другое дело, что поглощения в развитых государствах происходят в правовом поле. Это белое или серое рейдерство. Кстати, цель и результат этих действий могут быть весьма позитивными, так как у многих предприятий неправильная политика развития предприятия, очень слабый менеджмент, не вполне справедливое отношение к акционерам, особенно миноритарным.
Другое дело — черное рейдерство, которое проводится противозаконно. При этом захватчиков может интересовать даже не само предприятие, а земля, на которой оно расположено. На этой площадке захватчик возведет «свечу», выручив десятки и сотни миллионов долларов. Зачем ему заниматься высокотехнологическим производством и сталкиваться с трудностями? Правда, бывает, что таких захватчиков интересуют и патенты, и технологии, и даже хорошо подготовленные рабочие.
Кроме всего прочего, надо иметь в виду, что современные рейдеры внешне мало похожи на бандитов. Сегодня никто из них по улице в спортивных костюмах с битами не бегает. Захват планируют, как правило, умненькие и даже образованные господа 25—35 лет, тщательно прорабатывающие все ходы за компьютером. Они ищут бреши в существующем законодательстве, используют коррумпированные правоохранительные органы, а главное — суды, потому что прежде, чем начать захват предприятия, должно быть судебное решение, затем нужно, чтобы исполнительная служба отработала это решение, а судебный пристав мог бы его реализовать. Конечно, нужно пройти и государственный реестр. Лишь после этого производится физический захват предприятия.
— Все это работники и акционеры «Электроприбора», так сказать, прочувствовали на своей шкуре. Что вы им можете посоветовать?
— Прежде всего — обратиться к нам. И не уповать на то, что придет какой-то добрый всесильный барин, который сразу всех рассудит по справедливости. Борьба с таким масштабным злом не проводится одномоментно. Даже приложив серьезные усилия, нескоро можно будет избавиться от таких вещей, так как в основе лежит большой экономический интерес, огромные деньги. Нередко при таких захватах заказчики работают даже не с территории Украины. Здесь только исполнители украинские. Зная о неповоротливости коррумпированной системы, отсутствии нормального правового поля, они используют любые ошибки в своих интересах. Причем, если заграничный захватчик зашел к нам, вытеснить его отсюда очень сложно.
Тем не менее это не значит, что надо сидеть сложа руки и не бороться. Уже замечено, что максимальная гласность в этом деле — лучший помощник пострадавшим. Но чтобы они могли добиться справедливости, нужна система борьбы с этим злом. Точной статистики захватов никто не ведет, но известно, что на территории Украины произведено около трех тысяч захватов.
Ситуация уже не раз обсуждалась на Координационном совете МВД, и мы, в частности, лишали лицензий охранные структуры, имевшие отношение к физическим захватам. Хотя, как правило, это делают не юридические лица. Обычно для этого набирают несколько десятков человек с улицы. Их задача — хотя бы на один час захватить предприятие, чтобы получить печати, документы, поставить своего руководителя. Он по заранее разработанному плану структурирует это предприятие.
— Были ли по случаям рейдерства заведены уголовные дела, чтобы их можно было интерпретировать как недружественный захват?
— Я таких примеров не знаю…
— Почему?
— Объясняют это недостатками законов для борьбы с рейдерством. Хотя дело в том, что по каждому факту захвата есть несколько противоположных судебных решений из разных точек Украины. Причем здесь несовершенные законы?
— В рамках негосударственной системы безопасности, которую вы создаете, что-нибудь конкретное предпринималось по борьбе с рейдерством?
— Мы собрали большой список судей, которые с нашей точки зрения принимали неправомерные решения. Списки переданы в соответствующие правоохранительные инстанции. Пока по ним конкретных решений нет. Хотя, казалось бы, чего проще: есть конкретный случай и нужно пройти по всей цепочке.
Для нас в этом отношении может быть интересен опыт россиян. Они сделали несколько показательных судов над рейдерами и это помогло! Давайте проведем такие же суды в Украине. Я ратую только за объективные, честные суды над конкретными преступниками, посягающими на чужую собственность. И на них нужно показать роль нечестного судьи, представителя исполнительной службы, чиновника местного самоуправления, замешанного в противоправных действиях, наконец, роль структур, выполнявших действия по захвату предприятия. Непременно следует показать и роль заказчика: кто он и как его действия могут отразиться на национальных интересах Украины.
Кстати, шаги в этом направлении сделаны — в бытность работы первым вице-премьером Н.Азарова была создана комиссия по борьбе с рейдерством. В нее входили не только заместители министров всех силовых ведомств, но и представители УСПП, других общественных организаций. Это позволяло обществу и государственным структурам как-то противодействовать рейдерству — такие случаи рассматривались и принимались жесточайшие решения. Сейчас работа комиссии приостановлена, что, на мой взгляд, совершенно неверно.
Аналогичные комиссии начали создавать по всей вертикали власти при госадминистрациях на местах. Если бы удалось выстроить хороший гражданский контроль за деятельностью органов как в центре, так и на местах, это дало бы серьезный результат, потому что стала бы более прозрачной противоправная деятельность, способствовавшая развитию такой национальной беды.
Негосударственная система безопасности, если она будет организована государством и наиболее креативными институтами общества, сможет очень квалифицированно, профессионально решать вопросы, устранять любые угрозы по отношению к национальному бизнесу: большому, малому, среднему, к иностранному бизнесу и инвестору. Собственно крупные инвестиции не пойдут в нашу страну, пока мы не наведем в ней порядок, в первую очередь, в сфере безопасности. Сравните инвестиции в Польшу, Россию и в нашу промышленность — они несопоставимы. А как нам развивать производство, когда очень не хватает собственных финансовых ресурсов?
Поэтому сегодня первоочередная государственная задача — всемерное укрепление национальной безопасности страны, включая и ее негосударственную составляющую. Сделать ее мощной, профессиональной, эффективной, чтобы она имела правильный механизм взаимодействия с государственными институтами. Тогда совершенно по-другому заработает наша экономика, особенно кормилец развитых стран — малый и средний бизнес. Сейчас уровень криминализации находится не столько в сфере общественной безопасности, сколько в области экономических отношений. Здесь происходят заказные убийства, поджоги, захваты заложников, подрывы. В связи с этим и терроризм у нас особенный — не системный, как в других государствах. Он наблюдается там, где сталкиваются экономические интересы различных крупных финансово-промышленных групп.
Пять лет назад мы начали гражданский проект под названием «Негосударственная система безопасности». За это время была полностью сбалансирована ее идеология и возник целый ряд проектов, которые могли бы обеспечить ее реализацию. В прошлом году указом президента Украины была утверждена стратегия национальной безопасности Украины. Я руководил рабочей группой по ее созданию, когда был первым заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Положения стратегии как императивную норму предусматривают создание координационных советов, позволяющих выстраивать эффективную систему взаимодействия между общественными организациями и государственным сектором, неправительственными организациями.
А в прошлом году при Министерстве внутренних дел Украины создан координационный совет, в котором 50 процентов его членов представляют руководство министерства и вторая половина — негосударственный сектор безопасности. Это позволяет в режиме он-лайн решать все проблемные вопросы, возникающие во взаимоотношениях органов милиции и общественности. Координационные советы были созданы также по всей вертикали при УВД областей. Это, во-первых, хорошая площадка для решения возникающих проблем. Во-вторых — серьезная система гражданского контроля над МВД.
Наша идеология — создание таких же координационных советов при Кабинете министров Украины, СБУ, Государственной налоговой администрации, Государственной таможне. При этом создается среда, позволяющая оперативно реагировать на угрозы, возникающие перед субъектами хозяйствования, и сделать отношения между правоохранительными органами, фискальными службами и частью общества прозрачными.
— Можно ли рассчитывать, что пройдет полтора-два года и рейдерство как явление исчезнет?
— Пообещать можно лишь в том случае, если это действительно произойдет. Но для этого нужна воля властных институтов государства и общества. К сожалению, трудно объединить большие влиятельные группы в нашем обществе вокруг национальных интересов. Часто они даже не могут определить эти самые национальные интересы. Вспомните: бандитизм, рэкет были побеждены, когда появилась мощная политическая воля к их преодолению высшего руководства государства, когда всем стало ясно: так дальше жить нельзя! Такая же воля нужна и сейчас…