«Умные» гены не боятся «нагрузки»

То, что относительный размер мозга у человека значительно превышает аналогичные показатели у животных, известно давно. Не секрет для специалистов и то, что за размер мозга отвечают два гена: один с оптимистическим названием Microcephalin, другой — с более конкретным обозначением ASPM. В случае наличия дефектов в строении этих генов мозг человека остается в пределах четверти или трети от нормы и в полную силу функционировать не способен. Считается, что за те несколько миллионов лет, которые прошли после выделения homo sapiens в отдельный вид, эти гены претерпели значительные изменения.

Тем не менее генетикам из Чикагского университета таки удалось удивить научный мир. В их статье, опубликованной в журнале Science, утверждается, что новейшая версия первого гена, получившая сейчас наибольшее распространение, возникла всего лишь 37 тыс. лет назад, а аналогичный вариант второго гена — и вовсе 5,8 тыс. лет назад. Иными словами, произошло это в то время, когда наши предки закладывали фундамент современной цивилизации. Основанием для подобных утверждений послужили данные о распространении различных версий этих генов по всему земному шару, что, как считают ученые, служит надежным показателем давности их возникновения.

Более того, утверждается, что эти «обновленные» версии генов потому и получили такое широкое распространение, что давали своим обладателям преимущества в борьбе за выживание. Причем не за счет грубой животной силы, а за счет новоприобретенной интеллектуальной мощи. И именно этот вывод и вызывает больше всего возражений. Ведь если продолжить логическую цепочку, можно прийти к заключению, что те народы, у которых новые версии генов встречаются реже, чем у других, уступают в уровне своего интеллектуального развития. Поэтому более приемлемой оказалась та версия, которая учитывает многофункциональность большинства генов. Вполне возможно, что «умные» гены получили такое широкое распространение только лишь потому, что «в нагрузку» гарантируют лучшую защиту, например, от малярии.