Наши открывают Америку. За океан стремятся, как раньше за передовым опытом куда- нибудь в Житомир или Питер. Дома потом пересказывают увиденное, и почти всегда следует знакомое:«За Державу обидно!» А без эмоций все дальнейшие рассуждения уводят к извечному классическому вопросу. Как-то донецкие освитяне открывали Америку университетскую. И тоже «обиделись». «Стоим перед скромных размеров зданием Сан-Францисского университета, — вспоминал участник поездки, — сопоставляем масштабы, у американского коллеги интересуемся количеством студентов. Тот назвал цифру 100 тысяч и пояснил: университетские колледжи разбросаны по всей территории штата».
Факт произвел впечатление. А после подсчитали и перестали удивляться американскому феномену. Если сравнить количество жителей, населяющих Сан-Франциско, с юго-востоком Украины, то по числу студентов на душу населения Донецкая область сможет соперничать... Очевидна тенденция к росту. Плюс, и весомый, прибавили новые академии и коммерческие вузы, в обилии прорастающие на карте Донецкого региона. Если изобразить графически, получится уходящая вверх линия — излом. У нас что ни год, то новый образовательный «пик».
В 1997—1998 гг. высшие учебные заведения Донетчины окончили 33878 человек, 1998—1999 гг. добавили 3550 вузовских дипломов, в нынешнем году ожидается около 40 тысяч выпускников. Из тысячи донетчан дипломируется каждый седьмой. Даже знаменитый Гарвард на фоне такой статистики не кажется таким уж недостижимым... Значит...
Увы, ничего это не значит. Со счетов сброшен, по сути, определяющий фактор. В крупных американских университетах иногда более трети студентов из-за рубежа и соседних штатов. Дипломы высшей образовательной пробы притягивают весь мир. Их обладатели вряд ли столкнутся с серьезной проблемой на рынке труда, поскольку работодателю гарантирован безупречный профессионализм. Логика закономерная. Престиж и качество обучения формируют количественный спрос. Возможен обратный процесс? Вопрос философский. Опыт подсказывает, что из множества потребуется сформировать одно целое. Как у них. Ведущие университеты собирают под своей сенью научно- образовательный синтез. Школы разные, университет один. Донетчанин увидел статистическую «верхушку» университетского айсберга.
А как у нас? Тут оптимизм убавляется, а воображаемая диаграмма роста распадается на многие части. Какую-либо тенденцию уловить трудно. Разные учебные программы, требования, обучающая база и разные расставляются акценты. Просматривал программные методички, беседовал с преподавателями, и, кажется, былые постулаты унифицированности знаний отходят на второй план.
У студентов-дипломников одинакового профиля, но разных вузов, государственного и коммерческого, разные представления о будущей специальности. Кому повезло больше, «государственнику» или студенту коммерческого заведения, выяснить сложно. Потому что размыты те самые академические критерии, без которых высшее образование напоминает трамплин, лишенный точки опоры. У них качество учебных программ, как и соответствие дипломированных специалистов требованиям рынка, определяют и контролируют профессиональные ассоциации. У нас в Украине данные функции отданы министерству и ректоратам самих вузов. Наши «новые» вузовцы это аргументируют рыночными интересами. Доводы будто бы резонные... По форме, а по содержанию?
Шевченко Владимир Павлович, доктор физико-математических наук, профессор, академик Национальной академии наук Украины, председатель Донецкого научного центра НАН Украины. Председатель Совета ректоров вузов Донецкой области. Автор более 150 научных работ, 3 монографий.
Родился в 1941 г. в с. Подгороднее Днепропетровского района Днепропетровской области. После окончания в 1962-м Днепропетровского государственного университета и аспирантуры преподавал в этом же университете. В 1966 г. защитил кандидатскую, в 1981-м докторскую диссертацию. В 1971—1975 гг. работал деканом математического факультета, с 1975-го проректор по учебной работе, с 1986 г. ректор Донецкого государственного университета. В 1995-м избран академиком НАН Украины.
В этом году Донецкому на- учному центру исполнилось 35 лет. Событие всеукраинского масштаба. И повод оглянуться.
Вначале была концепция. Речь шла о создании триединого союза-синтеза инновационных устремлений, образования и науки. За словом последовало дело, и весной 1989 года Донецкий учебно- научно-производственный комплекс получил путевку в жизнь. Идея Владимира Шевченко сегодня органично соединяет усилия университетских ученых и шести научно-исследовательских институтов НАН Украины. О событии как о знаменательной вехе эволюционного развития отечественной вузовской науки говорили в связи с 35-летием Донецкого научного центра. Основанный по инициативе группы ученых во главе с академиками Б.Патоном и А.Галкиным, центр воплотил фундаментальную основу научной и культурной гуманитарной концепции.
— В середине 60-х открыта новая страница истории всего Донбасского региона, — рассказывает Владимир Павлович. — С изменением научной инфраструктуры Донбасс получил интеллектуальную перспективу. До того времени ускоренно развивались угледобывающая, металлургическая, машиностроительная отрасли и… совершенно отсутствовали школы-направления социально- экономической и гуманитарной академической науки. К моменту создания научного центра наметился явный дисбаланс.
— Ставились какие-то первоочередные задачи?
— Конечно. Во-первых, обеспечить качественный рост фундаментальных и гуманитарных исследований. Во-вторых, укрепить связь науки с производством. В-третьих, сконцентрировать усилия научных учреждений и высших учебных заведений на решении экономических и научно-технических проблем Донецкой и Луганской областей.
— Сейчас, чтобы преодолеть административные губернские разделения, пишутся постановления и указы…
— Тогда тоже писались, но специальное совминовское постановление давало центру «зеленую улицу».
— Тем самым создавался прецедент научно-образовательной практики?
— Да, Донбассу выпало первым проторить дорогу. А скажите объективности ради, какой украинский регион вправе претендовать на столь пристальное внимание, к тому же вполне оправданное с экономических позиций? В 65-м сумели правильно оценить местную специфику. Позже значение техногенного фактора в сочетании с гуманитарным стало решающим по определению. А тогда закладывалась основа. Становлению и развитию центра содействовали известные научные школы всего бывшего Союза. Базу научного центра составили ведущие институты АН Украины.
— Это история, а сегодня?
— Система научного центра объединяет усилия 10 учреждений НАН Украины, 74 отраслевых научно-исследовательских институтов, 94 проектно-конструкторских организаций, 34 высших учебных заведений. У нас работает около 14 тыс. научных сотрудников, среди которых 615 докторов и почти 3,5 тыс. кандидатов наук. Возглавляют нашу деятельность в Донецкой и Луганской областях 5 действительных членов и 12 членов-корреспондентов НАН Украины, 8 академиков и членов- корреспондентов отраслевых государственных академий. В числе крупных достижений центра — разработка технологии добычи газа из угольных пластов, авторы которой удостоены званий лауреатов Государственной премии Украины за 1999 год.
— Новость для многих. «Пласт» позитивных знаний о Донбассе мало исследован в нынешнем информационном пространстве. Чаще отдавая дань моде, СМИ публикуют негатив. О долгах шахтерам, о забастовках.
— Одностороннее суждение. Если говорить о вкладе донецкой науки в создание современных технологий, то нельзя забывать о девятизначных цифрах экономического эффекта. И потом, давайте не будем забывать, что наш регион собирает целый спектр наукоемких отраслей: металлургическая, машиностроительная, химическая… Не углем единым богат Донбасс.
— С вашим именем связывают крупные достижения в направлении исследований механики твердого деформируемого тела, а также другие успехи последних лет и тоже из области механики.
— Данными исследованиями я занимаюсь вместе с академиком НАНУ А.Космодамианским. Многие из них осуществляются в содружестве с Институтом механики НАН Украины, часть сосредоточена в Институте прикладной математики и механики, в нашем университете и Донецком техническом университете. Уместно назвать членов-корреспондентов П.Харламова, О.Савченко, докторов наук А.Ковалева, Г.Горра, В.Сторожева, А.Ступина, С.Калоерова. Все большую известность приобретают исследования в области аналитической механики члена-корреспондента П.Харламова, успешно проводятся разработки технологий строительных конструкций и машиностроения. Во всем мире пользуются итогами совместных исследований Института прикладной математики и механики и нашего университета. Снискали авторитет научные школы академиков Я.Лопатинского, И.Данилюка, членов-корреспондентов И.Гихмана, Г.Суворова, академика И.Скрыпника — по общей теории нелинейных граничных задач, под руководством профессоров В.Гутлянского, Б.Базилия, Ю.Линькова, Р.Тригуба, Б.Бондарева ведутся разработки новых научных направлений теории случайных процессов, математической физики. В области физики высокого давления и физики низких температур заметны исследования ученых физико-технического института и физического факультета нашего университета, в частности, разработки членов-корреспондентов Э.Завадского, Л.Цымбал, докторов наук В.Варюхина, В.Каменева, В.Билишенко, В.Свистунова, С.Даньшина, Ю.Буравлева, Ю.Горобца, А.Бажина.
— Было бы логично предположить, что в индустриальном регионе такие науки, как математика, механика и физика, определяют развитие приоритетных направлений.
— В основу деятельности научного центра положен принцип универсальности, когда различные науки «первенствуют среди равных». К примеру, социально-гуманитарная проблематика сосредоточена на кафедрах нашего университета и вузов под эгидой центра. Филологические исследования посвящены ономастике и топонимике Востока и Юга Украины, целостности художественных произведений, грамматике украинского и русского языков, германистике. Руководят школами доктора наук Э.Отин, М.Гиршман, А.Загнитко, С.Мишанич, В.Калиущенко. Их коллеги Г.Пономаренко, З.Лихолобова, Р.Лях, П.Добров изучают историю Второй мировой войны, Донбасса. Тут основная трудность. Дело в том, что местными и краеведческими изысканиями Донбасса руководят ученые… Киева и Львова, и только потому, что в этих городах расположены академические учреждения. Логично? Нет, мы не предлагаем организовывать новые академические НИИ, достаточно создать на университетской базе научно- исследовательские лаборатории по вопросам истории Донбасса, украинистики, фольклора. Такой шаг ускорит решение гуманитарных и культурологических проблем региона. Тем более что наши кафедры давно сотрудничают с институтами НАНУ — истории Украины, литературы и языковедения.
— В кои-то веки науки «второго сорта» в табели академических рангов?
— У нас дело обстоит иначе. А Донецкий ботанический сад? Со всего мира здесь собрана уникальная растительность. Кому не знакомы парки и заповедники «Святые Горы», «Донецкий Кряж», «Привальская Степь»… Тут и на биологических факультетах университета, институтов экологической направленности, кафедрах биологического профиля Донецкого государственного медицинского университета ведутся успешные разработки из области промышленной ботаники, создается богатейший гербарный фонд.
— Сад, парки и регион — средоточие промышленных отраслей. Контрастное сочетание наводит на мысль об экологическом балансе.
— Задача для ученых. В этом плане заметны исследования ученых Института физико- органической химии и углехимии, химического факультета университета с участием членов- корреспондентов НАН Украины А.Попова, С.Баранова, Э.Рудакова, докторов наук И.Шевчука, Й.Опейды, Е.Гетьмана.
— В чем состоит суть упомянутых исследований?
— Наши химики разработали высокоэффективный метод получения вспученного графита, который впоследствии используется для очищения загрязненных нефтью водных поверхностей. На основе бурого угля выделены новые, экологичные при сжигании виды топлива, синтезирован ряд органических соединений. В углехимии рекомендован ряд химико-технологических методик. Кстати, тему экологии могли бы продолжить сотрудники санитарно-гигиенического факультета медицинского университета.
— Медицинское направление также является приоритетным?
— Разумеется. Вместе с представителями научных медицинских школ Бельгии, Германии, Канады, Болгарии и России донецкие ученые-медики осуществляют комплексные программные исследования. По инициативе донетчан в кооперации с учеными Берлинского университета им. Гумбольдта, Макс-Планковского института начались исследования «состояния динамического поверхностного натяжения биологических веществ». В том же направлении развиваются научные изыскания под руководством члена-корреспондента АМН Украины, ректора Донецкого государственного медицинского университета В.Казакова. По специальной терминологии перспективная методика и новые возможности, позволяющие дифференцированно оценивать показатели человеческого организма. Часто европейские ученые ссылаются на авторитетное мнение донецких профессоров Г.Бондаря, В.Гусака, В.Чайки, О.Синиченко, Н.Семикоз, В.Гриня, В.Шлопова, Э.Фисталя, О.Миминошвили. В Украине и за рубежом знают наш онкологический центр. Руководит им доктор Бондарь. Григорий Васильевич признан ЮНЕСКО лучшим хирургом-онкологом Европы. Методы лечения онкобольных, разработанные Донецким онкологическим центром, носят первично-восстановительный характер.
Год назад открылся академический Институт неотложной и восстановительной хирургии, который возглавил зав. кафедрой медицинского университета профессор В.Гусак. У донетчан его имя ассоциируется с десятками и сотнями спасенных шахтерских жизней. И теперь, с обретением академического статуса, донецкая «медицина катастроф» стала развиваться по новому фундаментальному признаку.
— В этом случае критерии оценки научных исследований утрачивают свой изначальный практический смысл?
— Наоборот, лечение базируется на современных методиках, а углубленное изучение узкоспециальных медицинских проблем увеличивает шансы выздоровления. В медицинской практике, будь то хирургия или терапия, готовые исследовательские разработки приживаются быстрее. По крайней мере, этот вывод подсказывает опыт института Гусака. Здесь разворачивают лабораторию искусственного выращивания культуры клеток живой кожи для лечения ожоговых больных, сюда поступает дорогостоящая аппаратура, без которой не пойдет ни одна исследовательская разработка.
— Считать и экономить затраты на отечественную науку сегодня дело привычное, а ведь создавать собственные технологии гораздо выгоднее, чем импортировать из-за рубежа...
— Кто спорит. Даже созданные в условиях скудного финансирования многие наши разработки способны составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Взять хотя бы технологию производства изделий из твердых сплавов, алмазных пленок, изготовление керамических изделий инструментального назначения, полимерных изделий с термоусадкой. Список длинный. В составе Донецкого научного центра 188 (из 212) отраслевых НИИ, проектно-конструкторских организаций, технических вузов. Флагманские позиции на этом «техногенном» направлении удерживают технические университеты в Донецке и Мариуполе, Донбасская машиностроительная академия и Академия строительства и архитектуры, НИИ «Донгипроуглемаш», «ДонНИИчермет», «Донуголь». Содействуют институты НАН Украины. Очень многое сделано, однако слишком длительным оказывается путь технологических разработок к производственникам. Часть когда-то перспективных новшеств теряет актуальность, и получается, что ученые работают «в стол». Причины? Вот характерные примеры. НИИ «Донгипроуглемаш» предложил ряд проектов угледобывающих, очистных и укрепляющих шахтных комплексов. Те предприятия, где проекты воплощены (шахты им. Засядько, Краснолиманская, Южно- Донбасская), обеспечивают постоянную суточную норму угледобычи. «ДонНИИчермету» удалось разместить свои разработки на металлургических предприятиях, и это способствует качеству выпускаемой продукции.
Однако заводам не по силам оплатить новаторство. Потому ученые и конструкторы вынуждены торговать бартерным металлом, вырученным взамен денежного вознаграждения. Хорошо, когда руководители понимают, что эффективное управление зависит от успехов инновационной политики. Так происходит на Новокраматорском машиностроительном заводе, Мариупольском меткомбинате им. Ильича, Донецкой шахте им. Засядько. Увы, зачастую это исключения из общего правила.
Институт физико-органической химии разработал методику изготовления гидроизоляционных материалов для подземных сооружений и теплоизоляционных для металлургических. А востребовать научную интеллектуальную продукцию, дающую значительный экономический эффект, некому: у потенциальных потребителей нет денег. Такая же незавидная судьба постигает многие разработки физико-технического института. Казалось бы, одна только технология изготовления твердосплавных инструментов может принести миллионные прибыли. Жаль, что говорить об этом приходится в сослагательном наклонении. Сегодняшней промышленности не требуются совершенные технологии? Кому-то вопрос покажется риторическим. Нужны и ох как требуются, несмотря на массу примеров отрицания очевидной выгоды.
— Что тогда мешает внедрению?
— Основных причин две. Кризисное состояние экономики и отсутствие сколько-нибудь эффективной координации между учеными, промышленниками и местной администрацией.
— Круг замыкается на макроэкономическом уровне...
— Нет, на региональном. Мы в Донбассе попытались осуществить «инновационный» прорыв. Уже подписан договор о сотрудничестве ученых центра с областной госадминистрацией и предприятиями различных отраслей промышленности. Соглашение перспективное, и главное — наши проблемы встретили понимание сторон. Документ дает основания надеяться, что технологические разработки будут востребованы цивилизованным образом и послужат экономическому развитию региона.
— Мало, наверное, закрепить основные принципы на бумаге, чтобы инновационная деятельность стала важной осознанной составной экономического механизма.
— Уже действует рабочая группа с целью реализации исследовательской разработки в металлургии, угледобывающей отрасли и химии. Есть первые результаты. Так, намечается долгосрочное сотрудничество с горловским объединением «Стирол».
— Сразу вспоминается концепция триединства науки, образования и производства. Те, кто сегодня покидает вузы с дипломом экономиста, завтра примут или отвергнут технологичные предложения ученых.
— В университетских программах теория сочетается с практическими навыками. Проблема в другом. Сегодня несть числа новым учебным заведениям — и что ни вуз, то факультет экономического профиля. Подчас качество их подготовки оставляет желать лучшего, но каждый год многочисленные вузы «выплескивают» новоиспеченных экономистов. При этом никто до сих пор не берется определить, сколько таких специалистов понадобится государству.
Нужно выработать единую стратегию и тактику, а большие и малые «кузницы экономических кадров» объединить под одной академической крышей. У научного центра солидный исследовательский потенциал. В таком направлении работают два НИИ НАН Украины, а также университет, вузы и НИИ с факультетами или отделениями экономического профиля. Как правило, исследования увязаны с разработкой эффективных принципов управления экономикой и хозяйственно-правовой основы организации предприятий и промышленных регионов. Во главе академики В.Мамутов, Н.Чумаченко, члены-корреспонденты НАН Украины А.Амоша, Н.Иванов, доктора наук Г.Знаменский, М.Прокопенко, Ф.Поклонский, З.Коровина, Ю.Лысенко, Ю.Макогон.
Идет системное изучение вопросов комплексного реформирования работы отраслей, региональных проблем, совершенствования финансовой и налоговой деятельности. Умение распознавать «болевые» точки явления и, прогнозируя, выстраивать перспективу отличает грамотного экономиста- аналитика. Не боги горшки обжигают, однако освоить науку поможет лишь углубленный системный подход. Как математик могу утверждать, что количественные показатели редко характеризуют качество.
— Вам предлагали пост министра образования в правительстве Масола и позже аналогичное предложение последовало от Пустовойтенко. Вы отказались. Почему?
— Образовательная отрасль по природе консервативна. А реформы, которые иногда бездумно переносят на отечественную почву, копируя зарубежные модели, в действительности нивелируют и мысль, и слово, и чувство национального достоинства. Дело деликатное. Любая реформаторская ошибка чревата «радиоактивным» свойством: аукнется следующему поколению. Увы, забываем старую истину, что не все лучшие цветы, собранные в букет, могут составить гармоничную композицию. Нечто похожее происходит и в нашем образовании. Словооборот иллюстрирует тенденцию заимствования. Бакалавр, магистр, маркетинг, менеджмент, аудит… Магия пестрых терминов рождает иллюзию сопричастности европейской цивилизации. А собственные традиции? Если говорим о менталитете, так обязательно в ущербном смысле.
— Классик советовал «чужому научаться»…
— Но и «своего не убояться»! Создаем уникальные технологии, замечательное искусство, а с каким багажом стоим у порога европейского дома? Опять-таки довлеет оборотная сторона пресловутой ментальности. Герцен однажды заметил: «Мы до сих пор смотрим на европейцев и Европу в том роде, как провинциалы смотрят на столичных жителей, — с подобострастием и чувством собственной вины, принимая каждую разницу за недостаток, краснея от своих особенностей, скрывая их, подчиняясь и подражая…»
— Что же делать?
— Учиться умению быть, а не казаться отражением чьих-то достижений. Понимаете? Чтобы раскрывать собственный потенциал и в конце концов занять достойное место в сообществе европейских культур, необходимо создавать условия. Пока существует хаотичное множество вузов, образовательная отрасль обречена выполнять «догоняющие» функции. Если ориентируемся на рынок, давайте его формировать! Шаг за шагом. Я за созидательный алгоритм. Десятилетиями создаются научные школы и годами взращивается молодое поколение ученых. Основу традициям положил Донецкий научный центр. В составе бюро ДНЦ — ректоры ведущих вузов Донбасса. Действует программа интеграционных связей высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, и в эту концепцию идеально вписывается учебно-научно-промышленный комплекс. Теперь время подняться на следующую ступень. Я о создании Донецкого национального академического университета (ДНАУ). По замыслу проект является практической реализацией регионального учебно-научного центра, где учебный процесс соединялся бы с научными исследованиями, используя интеллектуальный потенциал и материально- техническую базу академических институтов.
— Проект повторяет вариант американского университета?
— В том-то и дело, что вдохновителем проекта интеграции фундаментальной науки и высшего образования был... Петр Великий. 276 лет назад царь-реформатор утвердил единство «университет — академия наук — гимназия». Триада стала прообразом проекта центра непрерывного образования, вбирающего подшефные школы, Малую академию наук, университет, институты. Лицей унаследовал традиции «петровской» гимназии. Вести преподавание станут ученые академических институтов и университета. Ведь уже сегодня в структуре Донецкого госуниверситета работают лицей, Институт внутренних дел, Донецкий и Мариупольский гуманитарные институты, отраслевое отделение Малой академии наук.
— А теперь придет пополнение. А вообще, придет ли? И захотят ли коммерческие институты расстаться с независимым статусом?
— Никто не принуждает оставить статус юридического лица за порогом ДНАУ. Взаимодействие строится на принципах простого товарищества в согласии с уставом. А стратегические вопросы науки и образования, распределение финансовых средств, перспективы развития решаются на главном ученом совете ДНАУ, где предусмотрено равное участие представителей всех субъектов ассоциации.
— Чем не устраивает заморский сценарий?
— Если гипотетически задаться целью спроецировать их университетскую структуру на украинские учебно-научные реальности, сразу подметим несоответствия. Копирование чревато разрушением устоявшихся связей. Какими критериями руководствоваться? Если мы хотим упорядочить ситуацию и повысить качество подготовки специалистов, будем сравнивать по конечному результату. И потом, учтем живую динамику. Они иначе развивали университетское образование. Сейчас сложились все предпосылки становления оригинальной модели ДНАУ. Кстати, аналогичная академическая структура организована в Санкт-Петербурге. У россиян документально подтвержден Федеральный исследовательский университет. С ними у нас также имеются некоторые различия. У нашего университетского проекта свои характерные особенности. Факультеты и те по названиям идентичны академическим институтам. Физфак и физико-технический, биофак и Донецкий ботанический сад НАН Украины, химфак — Институт физико-органической химии и углехимии, экономико-правовой факультет и Институт экономико-правовых исследований... Вся организационная схема построена по этому принципу.
— Предположим, субъекты ассоциации с готовностью войдут в обойму ДНАУ. Какое место в этой схеме уготовано министерству?
— Ведомственная вертикаль сохраняется прежней, но, думаю, забот у министерских работников станет меньше.
— С перемещением административного веса в регион возникает опасность «замкнутого пространства»?
— Цитирую программное положение. «ДНАУ как региональный центр международного научного сотрудничества осуществляет контакты с университетами, научными учреждениями и фондами других стран, организует научные стажировки преподавателей, ученых, студентов, аспирантов». В нашем университете уже действует Центр международного образования и научных исследований. Кроме того, ДНАУ как региональный информационный центр издает учебную, учебно-методическую и научную литературу, развивая современные средства обмена информацией.
— В одном ряду с развитием фундаментальных научных исследований по естественным, гуманитарным и экономическим наукам программа академического университета намечает «создание совместных специализированных советов по защитам диссертаций». Что тогда достанется ваковцам?
— Координирующие, аналитические функции. Кому-то же надо отслеживать продвижение научных приоритетов. Как происходит до сих пор? Соискатель ученой степени вынужден помногу ездить за «благословением» ВАКа. До столицы путь не близкий, да и накладно.
— А если местный, региональный, спецсовет по каким-то причинам, далеким от научных соображений, отвергнет соискателя?
— Остаются Киев, Харьков. Выбор за диссертантом.
— Академуниверситет в Донецке. Звучит заманчиво, а прагматик все-таки спросит о стоимости проекта.
— Да, нам придется мобилизовать дополнительные денежные средства. Можно привлечь значительные инвестиции. К примеру, деловых людей заинтересует Международный центр подготовки кадров и организации среднего и малого бизнеса. Учредить такую структуру можно на базе Донецкого технического университета, отраслевых научно-исследовательских институтов. Смыкаются сферы науки академической и производства, и это перспектива в продолжение уже известной концепции. Резервы, и немалые, таит налогообложение. Студент-контрактник вносит в университетскую кассу плату за обучение, и, вдумайтесь, с этих денег налог взимается... дважды.
— Вы хотите сказать, что достаточно подоходного налога?
— Как бы ни было, деньги контрактника единожды уже облагались налогом. Не грех бы обернуться на заокеанскую научно-образовательную систему. Расцветом американские университеты обязаны льготному налогообложению, создающему благоприятный инвестиционный климат. Коль образование и наука провозглашаются приоритетами на правительственном уровне, почему бы не подойти по-государственному и не освободить университеты от уплаты такого вида налога?
— Инвестиции в образование во всем мире считаются минимально рискованными: через пять-десять лет обернется сторицей. Если, конечно, считать и заботиться о долгосрочной перспективе в масштабе страны.
— Университетскому лицею исполняется 10 лет. Здесь серьезно готовят к научно- исследовательской деятельности. Целая плеяда наших воспитанников — призеры международных олимпиад. Почти половина наших аспирантов — бывшие лицеисты. 19 выпускников стали соросовскими лауреатами еще на студенческой скамье, 15 — победителями и призерами студенческих олимпиад, 15 одержали победу на Всеукраинских конкурсах научных работ. Между прочим, плату за обучение в лицее университет не берет. Но, как видите, оказываемся в выигрыше.
Сказал об этом собеседник с понятной гордостью. Дальше срабатывает уже известная константа непрерывного образования. Век учись!.. В новом ХХI веке под крылом Национального академического университета.
P.S. Для скептиков.
Реформа научно-образовательной отрасли крупнейшего украинского региона только начинается. И хотя серьезной контраргументации не предвидится, люди информированные и понимающие толк во всякого рода реформаторских ноу-хау остереглись бы чересчур оптимистических прогнозов. Ведь вполне возможно, что у кого-то из представителей консервативно мыслящей части научной общественности (коих в НАН и в Миннауки и образования достаточно) очень скоро появится острое желание воспрепятствовать логике донецкого передела. И тогда ревнители десятилетиями устоявшихся писаных и неписаных правил, с порога отвергая динамику эволюционного развития науки и образования в едином академическом целом (физики вспомнят о законе Ньютона, объясняющем природу притяжения, и кстати, эта естественная аналогия тоже иллюстрирует доводы о пользе перемен), обвинят донетчан в посягательстве на святая святых сложившихся традиций. К примеру, в растаскивании больших и малых академических структур по региональным «квартирам». Или, того круче, в расколе самой Национальной академии. Вряд ли без противостояния обойдется создание местных специализированных советов по защите диссертаций. Сей прецедент лишит столицу привычного административного приоритета. Да и не особенно мудрствуя, можно предугадать лейтмотив всей последующей риторики таких оппонентов о национальном академическом статусе Донецкого госуниверситета.
Тут всякий задумается. В том числе о «лакмусовой» функции столь органичного проекта перемен. Одобрят столичные ведомства начинания донетчан, и — да здравствует здравый смысл! — децентрализация усилит интеллектуальные позиции региона. «Черная метка», наоборот, ослабит инициативные усилия, понизит перспективное значение донецкой провинции. Не исключается половинчатое решение, что уже лучше, но еще не совсем здорово… Все-таки хочется быть оптимистом!