ТРЕХМЕРНАЯ КАРТА МАРСА

Это сенсационное достижение стало возможным благодаря топографическим исследованиям, которые выполнены автоматическим аппаратом «Глобал сервейор». Эта станция за несколько месяцев кружения по околомарсианской орбите выполнила почти 30 миллионов измерений с помощью бортового лазерного высотомера.

Средняя точность измерений лазерного высотомера составляет 13 метров. Но в северном полушарии Марса, которое отличается более ровной поверхностью, точность измерений достигает уже 2 метров. Эксперты НАСА имеют все основания заявлять, что отныне топография Марса известна, по крайней мере в некоторых регионах, лучше земной.

В целом же полученные данные позволяют утверждать, что Марс является самой загадочной планетой в Солнечной системе. По форме красная планета напоминает грушу. Ландшафт Марса своим многообразием значительно превосходит земной и может вдохновить будущих пиитов, неустанно воспевающих наши, как выяснилось, миниатюрные горы и долины. Перепад между самыми высокими и самыми низкими точками рельефа Марса достигает 32 километров. Этот показатель в 1,5 раза выше, чем на Земле, и является рекордом среди всех изученных планет.

Одно из главных марсианских чудес - гигантский вулкан Олимпус, высота которого составляет 27 километров. Во всей Солнечной системе не зафиксированы более мощные вулканы.

Точно так же самым глубоким из известных в Солнечной системе кратеров является чудовищное марсианское углубление под названием Эллада.

9-километровый земной Эверест мог бы, не пригибаясь, уместиться в его чреве. Диаметр этого провала составляет около 2,5 километра. Специалисты НАСА подсчитали, что выброшенной из Эллады породы хватило бы, чтобы покрыть всю территорию США покрывалом 3-километровой толщины.

Однако все эти контрасты характерны для южного полушария Марса. Северное же почти сплошь состоит из бесконечных равнин. Откуда такой дисбаланс? По карте кажется, что Марс сложен из двух разных планет. Ученые высказывают предположение, что сотни миллионов лет назад с Марсом столкнулся огромный метеорит. В результате столкновения образовались и фантастические кратеры, и чудовищные вулканы. После удара поднявшиеся вверх каменные глыбы рухнули вниз и стали основанием для современных гор.

Главная загадка северного полушария - могла ли в глубокой древности стекать сюда с южных гор вода? Лазерный высотомер обнаружил идеально напоминающую океаническое дно огромную впадину с ровным дном, уходящим на 10 километров ниже среднего уровня планеты. Как отмечает профессор Массачусетского университета Мария Зубер, пока нет подтверждений, что на Марсе в прошлом было столько воды, что она могла полностью заполнить эту низину, но некоторые особенности указывают на весьма большое сходство, рельефа этого района с океанским дном. Как говорится, с южных гор до северных морей - хоть здесь мы похожи.

Станция «Глобал сервейор» продолжает посылать в земные лаборатории новую информацию. Ученые уверены, что по мере ее обработки 3-мерная карта Марса будет становиться еще более подробной и точной. С практической стороны это чрезвычайно важно для выбора оптимальных районов для посадки на Марс автоматических земных аппаратов, что может произойти около 2003 года.

Напомним, что и Россия также предполагает организовать к Марсу свою экспедицию. Хотя для нее красная планета остается какой-то заколдованной - одна авария за другой...

К сожалению, специалисты НАСА ничего не сообщают, удалось ли им в результате лазерного сканирования разглядеть на Марсе лицо легендарного сфинкса, вокруг которого уже много лет ведутся горячие дискуссии. Может быть, хитрый сфинкс увернулся от лазера?