ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НОВОМУ МЫШЛЕНИЮ

Поделиться
Писать газетную рецензию на книгу по философии - дело рискованное. Уж больно узок круг любомудров, интересующихся подобной литературой...

Писать газетную рецензию на книгу по философии - дело рискованное. Уж больно узок круг любомудров, интересующихся подобной литературой. Тем более в нашенских архискверных условиях, располагающих, кажется, только к одной философии - философии выживания.

Но выживать, дамы и господа, нужно тоже с умом. То есть, более или менее адекватно понимая мир, в котором оказались, и осознавая свое местечко в нем. Без этого и жить не захочется. А с этим у нас тоже, как и во многом другом, не все в порядке. И вот почему.

Век без малого умственное состояние нашего общества пребывало как бы в законсервированном виде. Мы кормились консервами философских понятий, изготовленных Марксом-Энгельсом в середине прошлого века. И даже когда наконец с большим опозданием поняли, что срок годности этих продуктов давным-давно истек, мы перешли на продукты тоже далеко не первой и даже не второй свежести. Заново открываем для себя Шопенгауэра и Ницше, музейную классику, а то и того хуже, какую-нибудь пропахшую нафталином Блаватскую. А между тем просвещенный мир в последние десятилетия расставил для себя совсем другие, новые ориентиры.

Возникает вопиющий парадокс. Не говоря уже о специалистах разного нефилософского профиля, наши философы-профессионалы, общаясь с зарубежными коллегами, подчас обнаруживают, что нетвердо владеют общепринятым категориальным аппаратом и жалуются на шишки, набитые о терминологический барьер на разных симпозиумах.

Сотрудники института философии Национальной академии наук Украины Валентин Лукьянец и Ольга Соболь решили заполнить зияющий пробел в нашем умственном развитии и написали рассчитанное на преподавателей, аспирантов и студентов вузов учебное пособие «Философский постмодерн». А Международный фонд «Відродження» издал книгу приличным объемом и в достаточно привлекательном полиграфическом (издательство «Абрис») исполнении. Наиболее привлекательно, пожалуй, то, что на обложке стоит отрадное для нищих наших интеллектуалов слово БЕСПЛАТНО.

Как мольеровский Журден, который, прожив полвека, с изумлением узнал, что с детства говорит прозой, так и мы, раскрыв «Философский постмодерн», узнаем, что весь наш язык, наше мышление и миросозерцание - это сплошь язык, мышление и миропонимание Модерна. И гордиться тут нечем, ибо модерн - это вчерашний день философии. Мир ныне живет в Постмодерне и говорит на его языке.

В двух словах: модерн - это философия, доминировавшая в эпоху великой традиции Декарта, Локка, Канта, Гегеля, Маркса. Человек модерна твердо веровал, что усовершенствование жизни сводится к разумному, точнее, интеллектуально-техническому переустройству ее экономических, социальных и политических основ. Не раз расшибив лоб о попытки такой кардинальной «перестройки», человечество научилось задавать себе скептические вопросы.

К примеру, такие. Почему при всех впечатляющих достижениях науки и техники потребность человека в смысле жизни не находит убедительного удовлетворения? Как резонно спрашивал А.Герцен: «Если прогресс это цель, то для кого мы работаем?» Является ли все это развитие духовной революцией или, по сути, внешним процессом, в чем-то смертельно опасном самому его деятелю? Не параноидально ли поведение личности, которая добровольно ставит себя в рабскую зависимость от продуктов своей деятельности?

То есть, уже в текущей половине столетия произошло вот что: человек модерна, вообразивший себя «приватизатором» Вселенной, словно по иронии судьбы, ощутил себя заложником разрушительных сил, вызванных к жизни его же научно-технической и политической активностью. Освенцим и Чернобыль, разнообразные закамуфлированные способы политического, интеллектуального, языкового, мировоззренческого принуждения, духовный вакуум, утрата целеполагания - реалии сегодняшнего бытия.

Как читатель понял, философия постмодерна не из веселых. Она иронична насквозь, но ее ирония полна скепсиса и тревоги. Но правильно ли считать ее полностью деструктивной, безнадежно пессимистичной? Она разрушает идолов модерна, опасные благодушностью своей иллюзии модерна для того, чтобы расчистить место. Но вовсе не для другого набора идолов и иллюзий, другого «гранднарратива» (одно из ключевых понятий постмодерна), который пригласит человечество на другой тупиковый маршрут движения. Ставя под сомнение абсолютизированную ценность научно-технического прогресса, философия эта не оставляет в центре бытия пустое место. На это место выдвигается личность, единственная, по мнению адептов постмодерна, реальная и непреходящая ценность. «Главная особенность новой культуры философствования, - отмечают авторы, - обеспокоенность положением личности в информационном обществе, которое непрерывно совершенствует индустрию компьютерных и спиритуальных средств идейного, интеллектуального, мировоззренческого овладения человеком».

Постмодерн - философия не обещающая, а вопрошающая. Она не указывает свыше Путь, а открывает перед индивидом многовариантный простор, перед которым можно и растеряться. Но другой философии нам сегодня - покамест - не дано. Придется осваиваться с этой.

Дав сжатое понятие о трех философских эпохах - Премодерна, Модерна и Постмодерна, В.Лукьянец и О.Соболь разворачивают панораму разных, весьма пестрых и оригинальных, течений новейшей философии, представленных именами М.Фуко,

Ж.-Ф.Лиотара, М.Хайдеггера, Ж.Деррида, Р.Рорти, Ю.Хабермаса и других крупнейших мыслителей нашего времени. При нынешнем информационном голоде и книжной дороговизне такой «дайджест» окажется, без сомнения, весьма полезным и удобным для жаждущих быть «в курсе событий» философии.

Более того, последний раздел книги - не что иное, как расширенный словарь ключевых неологизмов и фразеологизмов постмодерна. Таких, как «гипертекст», «грамматология», «деконструкционизм», «логоцентризм», «мультиверсум», «онтологическая языковая игра», «синергия», «седукция» и пр. (Для кого-то «имя дико», а кому-то «ласкает слух оно», но тут дело не личного вкуса, а необходимости освоиться с языком сегодняшней философии.) Этот раздел может читаться отдельно от общего текста и служить чем-то вроде путеводителя по современному философскому мышлению. И это - одно из сильных преимуществ и без того весьма ценной для дела принципиальной трансформации гуманитарного образования в Украине книги.

Слышу реплику скептика-консерватора: «А так ли нужно, ко двору ли это самое постмодернистское мышление нынешней Украине? Может, будем проще? Как-нибудь по-привычному, а?!» Если наше общество открыто будущему, планетарному сообществу наций, научно-технической, информационной и культурной интеграции с ним - любые идеологические и прочие тормоза могут привести к ситуации, которая на языке ГАИ называется «не вписаться в поворот».

Как-то не хотелось бы...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме