Соглашение между Украиной и Европейской организацией по ядерным исследованиям (ЦЕРН) о предоставлении нашему государству статуса ассоциированного члена ЦЕРН было подписано 3 октября 2013 г.
Верховная Рада Украины ратифицировала этот документ 2 сентября 2014 г. Все официальные процедуры о присоединении Украины к ЦЕРН завершены еще в прошлом году, нотификация Соглашения должна была состояться до 1 октября 2015 г. Однако за окном уже желтеет листва…
Большие надежды (и иллюзии) относительно перспектив участия украинских ученых в глобальной европейской программе "Горизонт-2020" в некоторой степени отвели стрелки интереса тех, кто формирует научную политику, от сотрудничества с ЦЕРН. Вспомним, с каким восторгом в научной среде и обществе в целом почти два года назад была воспринята весть о подписании Соглашения между Украиной и ЦЕРН. Некоторые в радостном порыве поторопились заявить, что Украина впервые по-настоящему интегрирована в европейское научное сообщество. Однако на практике процесс интеграции пробуксовывает, и причиной этого является не только затруднительная ситуация, в которой оказалась Украина. Сегодня можно услышать мнение, что ЦЕРН - дорогое удовольствие, и потому условия участия в этой организации необходимо тщательно продумать.
Наверное, нет смысла сейчас говорить о том, какие возможности для Украины открывает вступление в ЦЕРН, об этом достаточно писал наш еженедельник (см., в частности, публикацию "Вектор высоких энергий", №24, 2015 г.). Понятно, что вступление Украины в ЦЕРН имеет огромное значение не только для отечественной науки, - статус государства на международной арене определяется, кроме всего, уровнем развития его научно-технологической и инновационной сфер. Впрочем, в нашем политикуме отдают предпочтение другим статусным понятиям.
Украинские ученые с начала строительства Большого адронного коллайдера (БАК) участвовали во многих исследованиях, изготовляли (и изготовляют) для ЦЕРН высокотехнологическое оборудование. Обретение Украиной статуса ассоциированного членства в ЦЕРН, по мнению руководителя международных проектов харьковского предприятия "Светодиодные технологии Украины", профессора Вячеслава Борщова, позволило бы, во-первых, поднять на качественно более высокий уровень работу наших ученых по проблемам, которые волнуют мир и мировую науку. Ведь наши ученые получат доступ к уникальным физическим экспериментам. Во-вторых, благодаря членству в ЦЕРН, отметил Вячеслав Николаевич, "нам было бы легче конкурировать с мировыми фирмами при создании новых детекторов. Сегодня наша команда работает над созданием мощных кабелей для эксперимента ALICE, и хотя мы можем произвести продукцию, которая по техническим параметрам на 25–30% лучше предлагаемой американской фирмой, однако преимущество имеют американцы (США платит взнос за участие в ЦЕРН). Впрочем, в ЦЕРН заинтересовались нашими разработками, на днях в Харьков прилетает группа авторитетных специалистов, с которыми мы обсудим условия участия нашей команды в международном проекте. Но все это сотрудничество построено на инициативе самых ученых, научных коллективов и не поддерживается на государственном уровне. Если бы наша страна имела статус ассоциированного члена ЦЕРН, многие вопросы решались бы значительно проще. Кстати, в свое время, получив немало заказов от ЦЕРН, мы спасли от упадка многие предприятия в Украине".
Почему так получилось, что мы пока что "пролетаем" с ассоциированным членством в ЦЕРН?
Еще в июле группа ученых НАН Украины направила письмо премьер-министру, в котором, в частности, отмечалось, что подготовка необходимых документов для нотификации существенно задерживается. Реакция Кабинета министров была незамедлительной - рассмотреть коллективное письмо и поинформировать авторов поручили Министерству образования и науки, в ведение которого входят вопросы международного научно-технического сотрудничества. Следует понимать, в Кабмине просто отмахнулись, дескать, сейчас не до этого. Между тем стало известно о письме заместителя министра Максима Стрихи, адресованном генеральному директору Европейской организации по ядерным исследованиям Рольфу-Дитеру Хойеру, об отсрочке процедуры нотификации Соглашения между Украиной и ЦЕРН до октября 2016 г.
Чем вызвана отсрочка нотификации Соглашения, ведь средства на оплату членского взноса за четвертый квартал т.г. были предусмотрены в Госбюджете? С этим вопросом ZN.UA обратилось к заместителю министра образования и науки, доктору физико-математических наук М.Стрихе.
"В нынешнем году финансовая ситуация в государстве была чрезвычайно сложной. Бюджет-2015 закладывался при совсем другом курсе доллара, потому сумма на взнос в ЦЕРН оказалась недостаточной, - поинформировал Максим Витальевич. - Предполагалось, что мы нотифицируем участие в ЦЕРН 2 октября и заплатим взнос за четвертый квартал. К сожалению, реально этих денег у нас не было. При нынешнем финансовом положении государства найти дополнительные средства оказалось нашему министерству не по силам. Вы знаете, что под угрозой было возвращение из антарктической экспедиции наших зимовщиков, и на это также необходима была валюта.
И потому, как бы нам ни было досадно, по договоренности с генеральным директором ЦЕРН, профессором Хойером, которого я хочу искренне поблагодарить за понимание, мы договорились об отсрочке процедуры нотификации Соглашения между Украиной и ЦЕРН до октября 2016 г. Впрочем, это не означает, что целый год мы не будем сотрудничать. 29 октября с.г. состоится встреча рабочей группы "Украина-ЦЕРН", во время которой ведущие представители Украины и ЦЕРН обсудят самые важные аспекты нашего сотрудничества.
Следует отметить, что Соглашение об ассоциированном членстве в ЦЕРН было подписано в 2013 г., когда отношение европейского сообщества к нам отличалось от теперешнего. Наш взнос хоть и меньше, по сравнению с тем, что мы должны заплатить за участие в "Горизонт-2020", но ощутимый - миллион швейцарских франков в год. Это, фактически, наш членский билет на участие в мероприятиях ЦЕРН, в тендерах, но эти деньги не оплачивают нашего участия в коллаборации. При нынешней нашей ситуации это довольно большие деньги, поэтому мы должны весьма продуманно определиться с нашими интересами в ЦЕРН, чтобы получить максимальную отдачу от этого участия - и в фундаментальной науке, и в образовательных аспектах, и в новейших технологиях. Это кристаллы для детекторов, светодиодное оборудование, производимое в Харькове, и этим не ограничиваются наши предложения. Но нам следует подумать также над тем, чтобы компенсировать свои затраты, а для этого необходимо выработать довольно четкую программу. И паузу, полученную до нотификации, мы должны максимально полно использовать для утверждения такой дорожной карты. Ясное дело, это будем делать совместно с НАН и МОН как главными игроками на этом поле.
Украина, безусловно, станет ассоциированным членом ЦЕРН. Мы надеялись, что удастся нотифицировать Соглашение в этом году, но события на Востоке Украины внесли коррективы в наши планы. И мы искренне признательны нашим партнерам, которые понимают наше беспрецедентно тяжелое положение. Ни одно из государств Европы после Второй мировой войны не попадало в такую ситуацию, чтобы 7–8% ее территории было оккупировано, насчитывалось 1,5 млн беженцев, эвакуировано 26 университетов и научных институтов, 12 тыс. ученых и преподавателей из Донецка и Луганска...
Знаю, что были определенные недоразумения среди ученых, кое-кто запускал, мягко говоря, недостоверную информацию - дескать, деньги были, но министерство решило потратить их на что-то другое. Хотя большинство наших коллег понимают ситуацию. К тому же вынужденная пауза с нотификацией Соглашения не означает, что мы приостанавливаем наше сотрудничество с ЦЕРН: оно будет развиваться, и я весьма надеюсь, что наша дорожная карта и совместная комиссия по сотрудничеству в октябре дадут важные для нас результаты".
Мы также попросили прояснить ситуацию с финансированием международных проектов, по этому поводу немало сетований на Министерство образования и науки.
"Трудностей много, иногда сугубо административных, - заявил М.Стриха. - Надеюсь, Минфин наконец-то снимет препоны для финансирования двустороннего научно-технического сотрудничества. С начала года мы не могли начать это финансирование из-за административной несуразицы. Сначала мы должны были принять постановление, которым функции ликвидированного Госинформнауки передавались Министерству образования и науки, что отняло много времени из-за, мягко говоря, недружеского отношения некоторых ведомств, а затем подписать паспорт бюджетной программы относительно средств, предусмотренных на реализацию двусторонних проектов.
На самом деле очень обидно, что ученые до сих пор не получили необходимое финансирование, что застопорило выполнение научных проектов, оказались в положении без вины виноватых. Надеюсь, с принятием новой редакции закона о научной и научно-технической деятельности решение таких вопросов уже не будет зависеть от прихоти какого-то чиновника среднего звена".