В китайском языке понятие «кризис» выражается двумя иероглифами — «опасность» и «выход из нее». Сегодня развитие ситуации в топливно-энергетическом комплексе Украины несет определенную опасность для экономики государства. Естественно, большой интерес представляет обсуждение возможных путей выхода из этой опасности.
Совсем недавно на заседании Совета национальной безопасности и обороны РФ президентом В.Путиным была поставлена задача достижения Россией лидерства в топливно-энергетическом секторе мировой экономики. Причем лидерства не как результата увеличения добычи полезных ископаемых, а как результата внедрения инновационных технологий в энергетику. И если Россия, имеющая и реализующая свою энергетическую стратегию, ставит вопрос в плане завоевания лидирующих позиций, то для Украины, у которой энергетическая стратегия разработана, но до сих пор так и не утверждена, переход на инновационный путь развития ТЭК — фактически единственный, безальтернативный путь сохранения не только энергетической независимости, но и независимости государства. И то, что эта стратегия остается неутвержденной, свидетельствует о превалировании интересов отдельных финансово-промышленных групп над интересами страны.
По оценкам экспертов, в Украине около 96% объемов выпускаемой продукции принадлежит к третьему и четвертому укладам, характерными особенностями которых являются опережающее развитие электроэнергетики и использование нефти как главного энергоносителя. Доля же продукции высших технологических укладов в экономике страны составляет 4% — для пятого и 0,1 % — для шестого.
Следует учитывать, что в ближайшие 20—30 лет в экономике Украины будут продолжать доминировать третий и четвертый технологические уклады, имеющие значительный потенциал для развития и совершенствования. Это означает, что именно массовое и серийное производство продукции тяжелого машиностроения, автомобилестроения, черной и цветной металлургии, химической промышленности будет определять уровень энергоемкости ВВП. Сегодня этот показатель в Украине составляет 0,89 кг у.т. на один доллар США. С учетом паритета реальной покупательной способности это превышает средний уровень энергоемкости в странах мира в два — три раза. Безусловно, энергосбережение в таких условиях выходит на первое место. Однако, несмотря на прогнозируемую экономию энергетических продуктов за счет структурного и технологического энергосбережения (экономически целесообразный потенциал энергосбережения государства оценивается на уровне 45% от современных объемов потребления) к 2030 г., с учетом роста ВВП и развития социальной сферы, можно ожидать абсолютного возрастания их потребления.
И еще. Если газ и нефть безудержно дорожают, а угольная и атомная энергетика слишком «грязные», что делать в этой ситуации? Определяя вектор развития энергетики, нельзя не учитывать мировые тенденции. На протяжении тридцати последних лет произошли определенные изменения в структуре производства электроэнергии по видам топлива, в первую очередь связанные с развитием атомной энергетики. Общая мировая доля угля при этом снизилась, хотя в таких странах, как Япония, Канада, Австралия, она возрастала. По мнению многих экспертов, возможность возрастания доли угля в электроэнергетике Европы может снять остроту энергетических проблем. На протяжении последних 10 — 15 лет удалось поднять КПД угольных энергоблоков с 35% до 45%. Ожидается, что дальнейшее усовершенствование технологий позволит довести этот показатель до 55%. По мнению специалистов World Energy Council, угольные паровые энергоблоки просуществуют до 2060 г., в первую очередь, потому, что альтернативные варианты требуют больших инвестиций.
Учитывая развитие ситуации с поставками газа в Украину, а также то, что потенциал угольной отрасли продолжает оставаться достаточно высоким, нетрудно спрогнозировать, что в ближайшее время уголь станет ликвидным продуктом, а замещение газа углем будет происходить намного активнее. Хотелось бы также подчеркнуть, что, имея огромные запасы конкурентоспособного на внутреннем рынке угля, Украина занимает среди угледобывающих стран одно из последних мест по уровню его использования.
В течение десяти последних лет в Украине также наблюдается тенденция увеличения доли ядерного топлива в производстве электроэнергии. Решая проблему национальной энергобезопасности, построить на ТЭС новые чистые угольные энергоблоки и модернизировать существующие значительно дешевле, чем «поднять» атомную электроэнергетику с ее полным циклом. Да и по времени это можно сделать значительно быстрее. Поэтому ключевой проблемой энергетики Украины является радикальное изменение структуры первичных энергоносителей путем уменьшения доли природного газа и увеличения доли угля. При этом не следует также забывать, что замещение газа коксом будет происходить (и оно уже началось) в металлургической отрасли — главном промышленном потребителе газа, а также благодаря применению пылеугольных технологий в доменном производстве.
Балансовые запасы угля в Украине составляют 45 млрд. т, в том числе коксующегося угля свыше 13 млрд. т. Разведанные запасы бурого угля — более восьми млрд. т, в т.ч. свыше двух млрд. т его могут добываться открытым способом. Готово к промышленному освоению около 23 млрд.т балансовых запасов, из которых эксплуатируются и находятся на балансе действующих предприятий около 9,5 млрд. т, в том числе энергетического угля — 5,5 млрд. т (58%). В Донецком бассейне 45 свободных участков могут быть рекомендованы для закладки 48 новых шахт. Имеется также свыше 40 полей для строительства высокорентабельных шахт неглубокого заложения суммарной мощностью до пяти млн. т в год. Уже в ближайшем будущем предполагается освоение Богдановского месторождения в Южном Донбассе с запасами каменного угля свыше 3,5 млрд. т. Одновременно со строительством новых угледобывающих предприятий начато строительство завода по производству синтетического моторного топлива. По замыслу авторов проекта, это позволит в полной мере обеспечить транспортную отрасль Украины синтетическим бензином на десятки лет, ликвидируя критическую зависимость экономики от снабжения нефтью и нефтепродуктами из других государств.
Как отмечалось выше, Украина обладает достаточно серьезными запасами бурого угля — ценного сырья для тепловой энергетики, производства жидких топлив, газа, адсорбентов и других продуктов. При увеличении годовой добычи бурого угля до 6,5 млн. т целесообразным представляется строительство новой ТЭС мощностью 800 МВт.
Естественно, для реализации имеющегося потенциала и увеличения добычи каменного и бурого угля нужны достаточно серьезные финансовые ресурсы, в т.ч. бюджетные. Но это будут инвестиции в нашу экономику, рабочие места для сограждан. Даже при прежних ценах на энергоносители эффективно заработала экономико-правовая модель инвестирования на шахте «Красноармейская-Западная №1», где объемы добычи и производительность труда находятся на уровне лучших мировых угольных компаний.
Нефтяной кризис 70-х годов в США и Западной Европе послужил мощнейшим импульсом для технологического обновления их экономик. Руководство этих стран проводило жесточайшую политику в сфере энергосбережения, что позволило в кратчайшие сроки не только успешно преодолеть кризис, но и консолидировать общество, привив согражданам ген бережливости. Украина имеет такой же шанс. Нужно не призывать к энергосбережению, а включить рычаги государственного влияния, введя нормы расхода энергоресурсов на производство продукции, превышение которых повлечет неминуемые штрафы, создать и воплотить в жизнь стимулы к энергосбережению. И тогда закончится экстенсивный цикл развития экономики Украины как одной из самых энергоемких.
И, по-видимому, самый сложный вопрос заключается в том, как обеспечить инновационный путь развития ТЭК? Сегодня предприятия ТЭК не заинтересованы во внедрении современных технологий и оборудования. Повышение цен на импортируемые энергоносители они автоматически переложат на конечного потребителя, что, кстати, уже происходило не один раз. Энергогенерирующие компании заинтересованы в сохранении конкурентоспособности производимой электроэнергии только на внешних рынках, а на внутреннем они монополисты. Именно национальный капитал совместно с интеллектуальным потенциалом страны может и должен решить проблему эффективного использования энергоресурсов, обеспечения требуемого уровня ресурсо- и энергосбережения. В Украине имеются готовые к использованию современные наукоемкие технические решения по энергосберегающим технологиям в ключевых секторах экономики.
Опыт стран, сумевших достичь к концу ХХ века наивысшего развития, демонстрирует, что основа конкурентоспособности страны лежит на региональном уровне, а уровень благосостояния и экономического роста отдельных территорий зависит от наличия на них территориальных центров экономического развития — кластеров. Специализация участников кластера дает возможность углубить разделение труда и повысить эффективность производства. Примеры успешного развития кластеров инновационного типа можно найти в экономиках многих развитых стран. Так, недавно правительство Франции объявило о начале программы повышения конкурентоспособности страны путем создания инновационных кластеров, в рамках которых предприятиям предоставляются налоговые льготы и сокращаются социальные взносы. Сегодня кластерная модель экономики находит все больше сторонников и в Украине, а предприятия электроэнергетики, имея разветвленную территориальную структуру, легко в нее вписываются. И тогда уже внутри кластера электроэнергия (как универсальный «полуфабрикат») будет лишь обеспечивать выпуск продукции конечного потребления.
Реализация кластерной модели также предусматривает всемерную поддержку и развитие образования и науки как основного инструмента формирования конкурентных преимуществ, интеграцию образования и науки с бизнесом. Ведь известно, что в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто не только быстрее и качественнее производит новые знания и технологии, но и быстрее воплощает их в конкретный продукт и выходит с ним на рынок.
В этой связи существенные изменения должны произойти в принципах финансирования науки в государстве. Давно уже назрел переход от схемы финансирования науки «под имя» к схеме финансирования «под проблему». И, выбрав европейский вектор движения для страны в целом, необходимо это делать во всех сферах жизни. Опыт финансирования научных исследований в Евросоюзе убедительно продемонстрировал эффективность используемых механизмов: формирование приоритетных научных программ, тендерный принцип отбора проектов, консорциумы партнеров из научных организаций, представляющих разные страны, в т.ч. страны СНГ.
Исключительное значение в процессах кластеризации может (и потому должна) сыграть региональная власть, поскольку в четырехугольнике «региональная власть — образование — наука — бизнес» только она способна учесть интересы всех сторон, формируя кластер как неспонтанную кооперацию участников и технологий, гармонизируя коммерческие и социальные задачи, достигая тем самым регионального консенсуса. В новейшей истории Украины подобный подход эффективного использования научно-промышленного потенциала региона продемонстрирован в Программе научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 г., отличительной особенностью которой является целевое инвестирование промышленных объектов.
Учитывая, что альтернативы инновационному развитию Украины нет, отметим, что решаться эта проблема должна в комплексе, на всех иерархических уровнях управления. И сколько бы ни говорилось о развитости рыночных отношений в Украине, только экономическая ситуация может заставить собственника, который хорошо умеет считать свои деньги, обратить взгляд в сторону науки.
Все это позволит не только найти ответы на вопросы, вынесенные в заголовок статьи, но и избавит экономику Украины от «наркогазовой» зависимости, поможет быстрее пройти газовую «ломку», станет основой реального технологического обновления и прогресса во всех сферах общественной жизни.