Компьютеризация будущего — добро или зло? «Конечно добро!» — так, скорее всего, ответит читатель. Как же тогда расценить случай, который Наталья Колотий, старший научный сотрудник Института охраны здоровья детей и подростков АМН Украины, рассказала гостям научного кафе, организованного в Харькове Британским советом?
…14-летнего подростка с нервно-психическим срывом привезли в одну из клиник Харькова родители. Он несколько ночей подряд просидел за компьютерной игрой и уже не мог самостоятельно вернуться в реальный мир. Был перевозбужден, агрессивен, угрожал покончить с собой. Выводить пациента из этого состояния было крайне сложно. Пришлось вводить ему препараты, которые гасят очаг возбуждения в головном мозге, а потом подключить психотерапевта, чтобы в беседах возвратить подростка к пониманию, что компьютерная игра — это только игра и ничего больше. Все закончилось хорошо — сегодня бывший геймер здоров и уже не путает реальность с фантомами.
То ли тема компьютерных игр оказалась столь актуальной, то ли такой располагающей к общению непринужденная атмосфера уютного кафе, но дискуссия по поводу этого рассказа вспыхнула мгновенно. Свое мнение хотели высказать многие из собравшихся — студенты и криминалисты, преподаватели и психологи, программисты и врачи, ученые и журналисты.
И спросил геймер геймера…
Как оказалось, проблема фанатов-геймеров заинтересовала не только Наталью Колотий, но и ее сына Володю, которого эта страсть чуть не затянула в свои сети. Однако со временем подросток все чаще стал обращать внимание, что перебор с «игрушками» сказывается на жизни его сверстников не лучшим образом.
Они теряют интерес не только к учебе, но и к своим обычным развлечениям, начинают конфликтовать с родителями и учителями. У них ухудшается здоровье, в частности развивается близорукость. Фанатов, имеющих обыкновение просиживать целыми днями, а то и ночами за компьютерными играми, можно «вычислить» даже по внешнему виду. Воспаленные красные глаза, согнутая спина, бледное лицо, пальцы подрагивают, будто бегают по клавиатуре…
В рамках работы в Малой академии наук (МАН) Володя провел целое исследование в своей школе № 29. Он попросил сверстников (подростки 11—14 лет обычно —самые заядлые игроки) ответить на вопросы разработанной им анонимной анкеты. Оказалось, что почти половина ребят играет каждый день, а каждый четвертый «приклеивался» к монитору больше чем на три часа в день, еще столько же — от двух до трех часов. У 64% геймеров на этой почве постоянно возникают конфликты с родителями. И при том, что 45% фанатов осознавали свою зависимость от компьютеров, ни один из них не обращался за помощью ко взрослым — ни к родителям, ни к учителям, ни к врачам.
— Компьютерные игры — не такое уж плохое занятие, — защищал геймеров первокурсник одного из харьковских вузов Олег Кузниченко. — Думаю, случаев такой патологической зависимости, как приведенный пример, в Украине можно пересчитать по пальцам. В то же время ребята развивают умение владеть компьютером, беглость пальцев, реакцию, внимание и так далее. А в случае выигрыша они переживают яркий момент победы! В конце концов, они не попадают под «плохое влияние» улицы, которого так боятся родители…
— Дело не только в зависимости, хотя это и важно, — подключился к разговору ученый-гигиенист из медицинского университета Леонид Подригало. — Такие бдения «съедают» весь досуг подростков, часть которого нужно было бы отдать спорту. Геймеры сами отмечали в анкетах, что долгие игры вызывают у них головную боль и резь в глазах. Что неудивительно, поскольку ни одна работа не даст такой вовлеченности, какую дает игра. Плотность идеально проведенного урока составляет около 90%, то есть из 45 минут только 4,5 минуты уходит на отвлечение. В случае компьютерных игр плотность равняется 95—98% — мы подтвердили это в своих экспериментах. И вся нагрузка, в отличие от школьного урока, падает на глаза и центральную нервную систему. Кстати сказать, гигиеническая норма работы за монитором для школьников этого возраста равняется 30 минутам в день.
— И что специалисты предлагают? Запретить компьютерные «игрушки»? — не сдается студент.
— Ни в коем случае! — говорит Наталья. — При желании они все равно легко обойдут и ваш запрет, и ваш отказ давать ему на это деньги. Задача взрослых — не запретить, не отучить, не наказать, а рассказать ребенку о правилах работы с машиной и с играми. Дети должны иметь исчерпывающую информацию о влиянии компьютера и компьютерных игр на здоровье, психику и поведение. Они должны приучиться соблюдать соответствующие гигиенические требования так же, как чистить зубы. К тому же есть и полезные, развивающие компьютерные игры. И даже такие, которые могут служить лечебным фактором. Например, ученые США применяют новую методику лечения амнезии с помощью игры «Тетрис», которая, как оказалось, помогает синхронизировать работу левого и правого полушарий мозга.
— А вы можете познакомить нас сейчас хотя бы с основными гигиеническими правилами общения с компьютером? — спрашивает главный редактор газеты «Слобідський край» Владимир Ревенко.
— Правила не сложны, гораздо сложнее их систематически выполнять, — говорит Леонид Подригало. — Чередуйте активные и пассивные виды отдыха. Фиксируйте время работы с компьютером, не допускайте его увеличения. Проверьте свое зрение и старайтесь периодически контролировать его, чтобы не допустить его ухудшения. Делайте перерывы во время игр, выполняйте упражнения для мускулов спины, пальцев, глаз. Думаю, вся нужная информация должна преподаваться в рамках школьных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Основы здоровья». К сожалению, в нынешних министерских программах этой проблеме не уделяется внимания.
Общаясь, просвещайся
Чтобы у читателя не сложилось впечатление, будто гости научного кафе увидели в компьютеризации только зло, могу сказать, что большинство из них были ярыми защитниками ПК. Да, они возмущались таким явлением, как компьютерная порнография. Спорили об этичности широкого использования студентами рефератов из Интернета. Обсуждали возможность поставить заслон компьютерной преступности. Однако в конце концов все участники дискуссии сошлись на том, что без компьютера представить себе нашу жизнь уже невозможно — это такая же реальность, как кино или телевидение. А вот обернется это достижение цивилизации негативом или позитивом, зависит только от всех нас.
Судя по всему, научные кафе взяли на вооружение помимо известного принципа «Развлекая, просвещай» нечто свеженькое — «Общаясь, просвещай». Они формируют некие публичные площадки, где люди, которые интересуются новинками науки, могут высказать свою точку зрения, найти момент общественного интереса и попытаться докопаться до истины в открытом неформальном диалоге. По своему формату это подобие «живого» ток-шоу дает прекрасную возможность для обсуждения научных проблем, представляющих интерес не только для специалистов, но и для широких слоев населения. Это вид научной популяристики, который учитывает древнее как мир желание людей общаться друг с другом, делиться своими знаниями и мыслями в формате «здесь и сейчас».
Наверное, кафе с его бодрящим ароматом кофе и благожелательной атмосферой само по себе располагает к раскованному интеллектуальному общению. Стоит напомнить, что первые кофейни, появившиеся в XVII веке в Европе, быстро превратились в уютные клубы по интересам, посещаемые просвещенной публикой.
Например, одно из первых кафе, открывшихся некогда под названием «Прокоп» напротив нового здания «Комеди-Франсез» в Париже, стало местом встреч актеров, писателей, музыкантов и политиков. Его посещали Вольтер, Руссо, Бомарше, Марат, Робеспьер, Дантон. Наполеон Бонапарт, будучи еще никому неизвестным офицером, приходил сюда поиграть в шахматы. Известная во всем мире ллойдская морская страховая компания «родилась» в кафе Эдварда Ллойда на улице Тауэр, где собирались страховщики. Из кафе Джона на аллее Чейндж в Лондоне образовалась биржа ценных бумаг. Королевское научное общество Великобритании также образовалось из Оксфордского кофейного клуба, основанного студентами.
Дункан Даллас — социальный изобретатель
— Кто первый придумал научное кафе в его нынешнем формате? — спрашиваю я кандидата биологических наук, менеджера проектов по науке, технике и технологиям Британского совета в Украине Виктора Кириленко.
— Это был известный журналист, популяризатор науки Дункан Даллас. Химик по образованию, он возглавил на телевидении в Йоркшире отдел научно-популярных программ, которые охватывали широкий спектр тем в науке и медицине. Первое научное кафе — Cafe Scientifique — состоялось в 1998 году в британском городе Лидсе. Дункан рекламировал его как «место, где за чашкой кофе или фужером вина люди могут встретиться и обсудить новейшие идеи в науке и технике, которые изменяют наш мир». А три года спустя он получил грант The Wellcome Trust на организацию и проведение научных кафе в других городах Соединенного Королевства.
Сейчас в Великобритании насчитывается уже свыше 20 таких центров. Создан интернет-сайт, который публикует информацию о предстоящих заседаниях и опыте работы новых кафе. Успех своей идеи Дункан объясняет просто — он полагает, что публика приходит не для самосовершенствования и не для лекций, она приходит, чтобы поучаствовать. Публика хочет быть проинформированной, но также ее привлекает возможность принять участие в обсуждении научных и технологических новшеств, высказать свою точку зрения. Оригинальная идея проведения интеллектуального досуга в кафе распространилась сейчас далеко за пределы Великобритании — от Сингапура до Буэнос-Айреса.
— В каких городах Украины уже функционируют научные кафе?
— Мы начали в 2003 году с международной видеоконференции между Киевом и Александрией (Египет), которая была посвящена этическим, научным и экономическим аспектам применения генетически модифицированных продуктов питания. Это был год всемирного празднования 50-летия открытия структуры ДНК британскими учеными Уотсоном и Криком. Потом была Одесса и Харьков.
— Привилась у нас такая форма популяризации науки?
— По-моему, да. Она развивается, приобретая новых друзей и новый опыт, соответствующий национальному менталитету. Сейчас научное кафе нашло «постоянную прописку» в уютном студенческом кафе «Бункер» в Харьковском национальном университете им. Каразина. Здесь обсуждались самые разные темы: «Кому и для чего нужна наука?», «Чистая энергия для человечества — шанс или утопия?», «Изменения климата», «Этичны ли новейшие технологии?».
— Какая из встреч прошла, на ваш взгляд, наиболее удачно?
— Пожалуй, последняя, посвященная компьютеризации будущего. Она запомнилась мне раскрепощенной активностью участников заседания и успешным сочетанием разностороннего научного сопровождения.
— Что еще нового на британском рынке популяризации?
— Очень эффективными методами популяризации науки являются, условно говоря, визуальный и интерактивный. Британские музеи науки, выставки, фестивали науки приобретают все большую популярность среди учащихся, студентов и вообще населения именно потому, что они наглядно демонстрируют и объясняют достижения современной науки. А также предоставляют возможность посетителям все потрогать, поиграть и сделать что-то собственными руками. Людям, например, предлагают войти в макромодели сердца человека и познакомиться с его устройством и работой, посидеть в кабине настоящего самолета и попробовать управлять им или лично выделить ДНК из банана. Такие формы популяризации не всегда требуют больших денег, но всегда — творческого, заинтересованного подхода и фантазии.
Недавно все тот же Дункан Даллас предложил проведение детских научных кафе — Junior Cafe Scientifique — в школах, распространяя успешный опыт среди совсем юной аудитории. Детям предлагается возможность самим организовать заседание, которое проходит в одном из помещений школы, но не в классной комнате. Как правило, на такое заседание приглашается молодой лектор, который стимулирует заинтересованность и дискуссию. Этот подход имеет очень интересные перспективы вовлечения в научный диалог подростков, которые будут строить будущее.