ПАТЕНТНЫЕ БИТВЫ В ИНТЕРНЕТЕ
По мере того, как трехлетний срок налогового и патентного моратория, провозглашенного в целях быстрого развития Интернет-пространства, подходит к концу, страсти в киберпространстве разгораются отнюдь не виртуальные. И подогревают их усилия гигантских Интернет-компаний запатентовать настолько привычные и вездесущие элементы электронной коммерции, что, по мнению большинства пользователей, эквивалентно попыткам запатентовать вдыхание воздуха или питье воды. Наиболее показательным с этой точки зрения считается патентная битва с розничной торговой Интернет-компанией Amazon.com, которая попыталась запатентовать две технологии, которые сейчас применяются в on-line торговле на каждом шагу. Первая из них позволяет покупателям оформлять заказ на товар одним щелчком мышки, а вторая осуществляет систему перекрестных ссылок с других бизнес-сайтов.
Однако пролетариат Интернета, прослышав о подобных кознях акул Интернет-капиталистов, сразу же перешел к акциям массового протеста. Под открытым письмом популярного компьютерного гуру Тима О’Рейли к исполнительному директору Amazon.com Джефу Безосу, выражавшим гневный протест против подобных дискриминационных санкций, в первый же день было поставлено более тысячи подписей. На второй день число подписавшихся перевалило за 10 тысяч. А на третий день Безос встретился с О’Рейли (говорят, даже не в виртуальном пространстве) и имел с ним продолжительную и плодотворную беседу.
В результате Безос присоединился к виртуальным протестантам и даже опубликовал на сайте своей родной и такой ненасытной компании открытое письмо с требованием объявить патентное разоружение и полностью пересмотреть патентное законодательство касательно Интернет- пространства. В частности, им был предложен более короткий срок действия авторских прав на компьютерные технологии (3—5 лет вместо обычных для остальных видов интеллектуальной собственности 20 лет) и предварительное общественное обсуждение патентуемой технологии во избежание патентования prior art (прототипа).
А тем временем в Интернете в массовом порядке начали создаваться специальные базы данных, в которые разработчики сами вносят свои запатентованные идеи для дальнейшего их бесплатного использования теми компаниями, которые сами не осуществляют агрессивную патентную политику в отношении своих собственных технологий. «Это настоящая золотая гусыня, и она несет золотые яйца», — заявил Лессиг по поводу подобных баз данных. Однако тем временем в Интернете поползли слухи о том, что британская королевская семья собирается запатентовать употребление в электронных средствах коммуникаций… английского языка. Впрочем, филологи, не дожидаясь вердикта юристов, тут же поспешили заметить, что тот язык, на котором общаются между собой виртуальные «братки», лишь в отдаленных чертах напоминает тот «великий и могучий», которым пользовался Шекспир. И, возможно, пользуются и члены королевской семьи.
ЧУДО-РЫБА С ОСТРОВА ПРИНЦА ЭДВАРДА
Генетически модифицированная рыба, которая будет расти в десять раз быстрее обычной, может появиться на рынках США до конца года.
Как сообщила телерадиокомпания Би-Би-Си, американская фирма «AF Protein» проводит исследования по созданию генетически модифицированной рыбы на острове Принца Эдварда в Канаде. Учеными уже выведены лосось и форель, стоимость выращивания которых сократилась вдвое.
Специалисты этой фирмы смогли привить лососю гормон роста одной рыбы и взятые от другой рыбы гены, которые активируют его действие. В результате, когда лосось достигает возраста восемнадцать месяцев, его размер в пять раз превышает размеры его сородичей.
Сторонники экологических организаций уже выразили беспокойство по поводу возможных мутаций рыбы, однако представители фирмы подчеркивают, что полученная ими рыба неспособна к воспроизводству.
В декабре прошлого года независимые исследователи пришли к выводу, что если хоть одна генетически измененная и способная к продолжению рода особь окажется на воле, то это может привести к непредсказуемым последствиям.
* * *
С понедельника в странах Европейского союза становится обязательным указание на этикетках товаров, присутствуют ли в их составе генетически измененные организмы. Прежде всего это требование распространяется на продовольствие.
Пока официально наука не объявила, наносят ли такие изделия вред человеческому организму. Вокруг этой темы продолжаются бурные споры. Однако в ЕС решили принять превентивные меры, и отныне европейский потребитель должен получить полную информацию о товаре и решать сам, покупать его или нет.
Сейчас, по нормам ЕС, на этикетке товара должно быть обязательно обозначена цена упаковки в местной валюте и в единой валюте — евро (где на нее перешли), цена за килограмм, происхождение и название, возможные скидки. Отныне отдельной строкой будет значиться и наличие в составе изделия генетически измененных клеток — сообщает агентство «Интерфакс».