НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Поделиться
Мир, окружающий человека, - это в значительной степени созданный им мир техники и научных достижений...

Мир, окружающий человека, - это в значительной степени созданный им мир техники и научных достижений. Он определяет, в конечной степени, уровень цивилизации человечества. Мир техники также ответственен в немалой степени за социум людей, групп населения, государств, за их взаимоотношения. Создав мир невиданных скоростей перемещения материальных объектов и людей, глобальное единое информационное пространство, достигнув впечатляющих успехов в преобразовании и использовании различных видов энергии, выйдя в космос и почти разгадав геном человека, он - человек-творец, сейчас на рубеже тысячелетий как никогда в своей истории чувствует все нарастающую ответственность за судьбы мира, за последствия (иногда негативные) развития человечества, за его будущее. Это вызвано пугающим дисбалансом между бурно развивающимся техническим, материальным миром и претерпевающей глубочайший кризис системой нравственных ценностей человечества.

Современная философская мысль, религия, как и гуманитария в целом, не только не могут этому ощутимо противиться, но и не в состоянии объяснить, почему принятые 200 лет назад французской революцией замечательные лозунги о равенстве, братстве, свободе, независимости попраны в большом количестве случаев и не получили достойного развития в конце XX века, почему сейчас существуют такие чудовища, как культ насилия, этнические войны, закононепослушание. Это все интенсифицируется в такой степени, что приходится задаться вопросом: неужели существует обратно пропорциональная зависимость между цивилизациями технологической и духовной, неужели нынешний век - это технико-духовное средневековье и поэтому надо надеяться на наступление очередной эпохи Возрождения.

Горько, конечно же, сознавать, что блестящие научно-технические достижения века - авиация, атомная энергия, космос, вычислительная техника, биоинженерия, Интернет - не исключили в обществе духовного и морального нигилизма и вольтерьянства, идеологического вольнодумства, беззакония, разлада и гражданского непослушания. Конечно же, всегда найдутся горячие головы, считающие причиной бездуховности сильный крен к материальному, который якобы мешает гуманитарному совершенствованию человека. Социальная пагубность и несостоятельность такой посылки уже в том, что она отрицает вообще развитие человеческого общества в технологическом направлении, что при самой высоколобой духовности не принесет человечеству пользы. Костры инквизиции, судьба Джордано Бруно тому подтверждение.

Итак, в области морали и нравственности - незначительный прогресс, в области науки и технологий - громадный и всенарастающий. Как же свести эти два начала, заставить их, работая друг на друга, служить прогрессу нравственности каждого человека, делая его богатым и духовно, и материально?

Наша точка зрения на соотношения между «технологией» и «духом», между «техникой» и «гуманизацией», т.е. между «твердым» и «мягким» началами, в том, как сделать все человечество достойным и адекватным его же достижениям в области научно-технического прогресса.

Водораздел между этими усилиями должен пролегать таким образом, чтобы, интенсифицируя усилия человечества в естественнонаучном направлении, выполнить вместе с тем одновременно три условия.

Первое. Высокая духовность человека должна его убедить в безальтернативности развития технологий как материальной основы прогресса.

Второе. Гуманность общества должна создать условия, при которых могучие технические достижения, созданные для негативного воздействия на личность и общество, должны рассматриваться лишь как средства сдерживания и устрашения. Иными словами, гуманистические моральные основы должны стать фундаментом миросозидания, обеспечивая равновесие с производственной компонентой. Именно так функционирует здоровый живой организм, когда внутренние силы уравновешивают агрессивные силы внешнего мира (например, инфекцию).

Третье. Высокая духовность, культура и нравственность должны обеспечить безопасное владение сложными технологическими достижениями и объектами, максимально уменьшая вероятность техногенных естественных агрессий. Некоторые народы стали для своих соседей устрашающим фактором не только из-за военной мощи, но и из-за непредсказуемости, расхлябанности, недисциплинированности, т.е. не только из-за наличия ракет, но и, например, возможности возникновения «Чернобыля».

Век XXI, конечно же, будет временем особо бурного развития технологий, техники, поэтому духовная готовность человечества к их безошибочному восприятию во благо, а не во зло ставит на повестку дня новую задачу - сами участники созидательного производственного процесса обязаны гуманитарно его поддерживать, т.е. формировать в нужном направлении общественную мысль, участвовать в создании философских аспектов технологического развития мира, повышать роль и значимость в современной и будущей мощной и неуклонно развивающейся технологической среде таких категорий, как нравственность, мораль, законность, порядок, без чего в условиях действия могучей техники общество рискует столкнуться с хаосом, гражданской, экономической и государственной нестабильностью.

Выполнить это - задача, в первую очередь, научно-технической интеллигенции. Такая дуальная роль интеллигенции - давать миру современные технологии и одновременно совершенствовать его духовно столь же благородна, сколь и благодарна, ибо она эффективна для мира, его будущего, для всех последующих поколений людей.

Украинская интеллигенция имеет для этого уникальные условия.

Во-первых, она относительно многочисленна и представляет широкий спектр современных научных направлений и знаний.

Во-вторых, сама отечественная наука и техника развиты в такой степени, что делают Украину одной из самых авторитетных в этом смысле держав.

В-третьих, научно-техническая интеллигенция хорошо структурирована в профессиональные сообщества - в стране функционируют, их идеологически и профессионально объединяя, государственные (в первую очередь НАН Украины) и десятки негосударственных академий.

В-четвертых, общественный авторитет интеллигенции остается высоким, крупные ее представители пользуются доверием нации.

И, наконец, Украина обладает чрезвычайно сильно развитой системой образования, в том числе профессионального.

Научно-технической интеллигенции вполне по силам принять участие в формировании национальной идеи, собственный вклад в которую может быть обозначен как превращение Украины в процветающую страну с развитым приоритетом человеческих ценностей, имеющих национальные черты и отвечающих требованиям современного мирового сообщества, на основе мощного технологического и экономического развития, которое находится в гармоническом соответствии с человеческим фактором.

Роль научно-технического фактора

Промышленное производство, основанное на новых экономических отношениях, составляет суть благосостояния и развития нации, оно является материалистической составляющей национальной идеи. Бросок в великие державы мира, осуществленный Англией в XVII-XVIII веках, США - в XIX, Германией, Японией, Южной Кореей - в послевоенные годы XX века, Китаем - в конце этого столетия, произошел исключительно за счет промышленных и экономических революций в этих странах, а духовная основа народов, их вековые национальные традиции служили надежным фундаментом в этой нелегкой борьбе. Причем основными краеугольными камнями этого фундамента были у всех народов твердость духа, самодисциплина, законопослушность, трудолюбие, патриотизм, вера в конечные цели, самопожертвование.

Украина нынешняя имеет уникальные условия и возможности в XXI веке повторить эти прекрасные достижения великих наций.

Наша промышленность многоотраслевая и практически нет областей мирового производства, которые бы в ней не были представлены достойным образом: авиа- и кораблестроение, горная промышленность, пищевая, металлургическая, машиностроение, электротехника, приборостроение, радиоэлектроника, космическая промышленность и многие другие, в том числе военно-промышленный комплекс. Такая мощная материальная база является гарантией становления Украины в ряд великих держав. В этом становлении крайне важен и тот крепкий духовный фундамент нации, который помог подняться многим народам и в далеком, и в недавнем прошлом, хотя такие емкие и основательные заделы в промышленности и в соответствующих отраслях науки и образования были не у всех.

При этом важно учитывать, что одна из черт нашей нации - развитое чувство коллективизма, отвергающее зачастую индивидуализм. Ожидание в рыночных условиях экономического рывка за счет массового индивидуального обогащения может оказаться менее вероятным, чем коллективно организованное решение глобальной общенародной идеи, какой является промышленная революция. Итак, только культурой, традициями, пусть и глубокими, своими историческими корнями, пусть и доказанными, современный прагматичный мир не покорить. Украине не отведено повторить опыт Швейцарии, чтобы превратиться в процветающую державу лишь за счет развития банков и торговли, рыночных сетей и монетаризма, игнорируя свою аграрно-промышленную сущность.

С другой стороны, хорошая экспортная промышленная продукция не в меньшей мере прославляет страну-изготовителя, чем произведения литературы, искусства, спорт, а авторов знаменитых технических изобретений весь мир воспринимает не только как личностей, но и как визитную карточку нации, к которой он относится (вспомним технические понятия - дизель, рентген и др. или то, как английское слово сателлит в семидесятые годы на всех языках стало оттесняться словом спутник.

Таким образом, одна из важнейших задач научно-технической интеллигенции в рамках национальной идеи - доказать соотечественникам безальтернативность промышленного развития страны. Тем самым мы будем способствовать главному - чтобы наша страна была не потребляющей, а производящей. Сохранение научно-технического потенциала будет в тысячи раз экономнее для нации, чем его неизбежное создание заново в будущем, если только у нас не хватит воли и сил противодействовать его разрушению в настоящее время.

Наша профессиональная задача - структурно и методически, руководствуясь государственными, а не отраслевыми, корпоративными или местными интересами, вычленить наиболее перспективные направления промышленного развития, предложить содержание и этапы реформирования экономики, научно-технические пути достижения мирового уровня отечественной технологической базы.

Немаловажным является четкое разграничение функций науки и промышленности в задачах интенсификации технического прогресса. Академии наук Украины - Национальная и отраслевые - являются мощными научными образованиями, которые, сосредоточив в себе значительный потенциал в соответствующих отраслях знаний, проводят большую научно-исследовательскую, организационную и общественную работу. Высокая эффективность украинской науки хорошо видна на примере НАН Украины, которая имеет широко разветвленную сеть научных учреждений в области естественных, технических и общественных наук. Сегодня следует признать, что научно-технический потенциал страны отстает от темпов развития научно-исследовательского потенциала, т.к. требует достаточной инженерной поддержки, развитой конструкторско-технологической базы, использования принципов стандартизации, унификации, управления качеством, обеспечения надежности, экономической целесообразности и др. Результатом такого положения дел является то, что ощутимые результаты фундаментальных и поисковых исследований научных учреждений не востребуются промышленностью из-за слабой инженерной поддержки. Т.е. зачастую разработки академических научно-исследовательских институтов оставались уникальными, чаще всего в единичных образцах и таким образом не влияющими на подъем промышленности и экономики в целом. К сожалению, надо сказать, что в результате «научно-техническое» начало возобладало над «инженерным», «фундаментально-научные» подходы в большой степени подавили «инженерно-практическую», т.е. промышленную значимость. Результат известен: ученых и диссертаций много, а достойных инженерных разработок мало. В качестве примера отрицательного эффекта несбалансированности «науки» и «инженерии» можно назвать тяжелое положение таких отраслей как металлургия, машиностроение, некоторых разделов электрорадиоэлектроники, в которых успех массового производства в первую очередь определяется мощностью конструкторско-технологической базы, которая в последние десятилетия не столько развивалась, сколько деградировала из-за пренебрежения «инженерными» концепциями.

Потенциал нашей промышленности даже на сегодняшний день остается значительным как в кадровом отношении, так и по основным фондам и по оборудованию. Однако он или не используется, или используется не по назначению, подчас с нарушением закона. Как и значительная часть денежной массы страны обращается в теневой экономике, принося ей не пользу, а вред, так и промышленность, будучи неиспользованной, как бы находится в теневом секторе и выключена из национальных активов; она обескровлена бесхозяйственностью и отсутствием надлежащей технической политики, рассчитанной на перспективу. Сейчас время не разбрасывать, но собирать камни, т.е. собирать объекты промышленности в мощные конгломераты с конкретными задачами промышленной революции в отдельных отраслях. Научно-техническая интеллигенция может указать этот путь, если ей поручить самостоятельную роль и идеолога, и заказчика, и исполнителя промышленной революции. И если возвращение в государственный бюджет финансового теневого сектора можно осуществить фискально-налоговыми методами, то возрождение национальной промышленности - дело не только производственных усилий, но и всей государственной машины.

Само собой разумеется, что в контексте сказанного нецивилизованная продажа на сторону своих результатов многолетних и интенсивных фундаментальных исследований, как и ярких технических идей и разработок, является недостойной, недальновидной и неосмотрительной технической политикой. Это могут делать лишь те, кто не планирует возрождение отечественной промышленности.

Образовательная роль интеллигенции в воплощении национальной идеи

У нашего народа давно сформировалась историческая традиция, когда наиболее образованные интеллектуальные творческие личности отдавали себя гуманному делу просвещения народа. Это великие национальные просветители Петро Могила, Феофан Прокопович, Филипп Орлик, Григорий Сковорода, Тарас Шевченко. Век уходящий, век науки и техники дал своих пророков, роль которых в технике велика и неоспорима в той же степени, как и их благотворное влияние на нашу культуру, на нашу национальную идею. Это - мосто- и танкостроитель Е.О.Патон, механики С.П.Тимошенко, А.Ю.Ишлинский, представители космонавтики и авиации С.П.Королев, И.И.Сикорский, математики М.А.Лаврентьев, М.Ф.Кравчук, В.М.Глушков. Очевидны громадные результаты воздействия на общественную мысль, мораль, авторитет ныне активно действующих представителей естественных и технических наук Б.Е.Патона, Н.М.Амосова, П.Г.Костюка и др. Не будет преувеличением сказать, что эти люди выражают совесть нации, их поступки и деятельность всегда под пристальным вниманием общества, а поведение и высказывания по проблемам общественной, политической и государственной жизни страны используются людьми как ориентиры в их поступках.

Велико влияние научно-технической интеллигенции на наше общество через образование, которое является наиболе демократическим институтом современной цивилизации, оно и решающий фактор для благополучия общества, и надежная гарантия его будущего. Естественнонаучное и техническое образование в нашей стране всегда было почитаемым, желаемым и широко распространенным. Оно основательно, неконъюнктурно, системно, интернационально, основано на фундаментальных законах естествознания, развивает систему объективных приоритетов. Образование также является весьма действенным инструментом воспитания культуры и духовности, во-первых, потому, что оно массово, во-вторых, потому, что за кафедрой-трибуной всегда находятся люди, обладающие большими знаниями и культурой, и,

в-третьих, основной контингент его воздействия - молодежь.

Мы рассмотрим здесь лишь одну составляющую благотворного влияния на общество естественнонаучного и технического образования - гуманизацию общества.

И в первую очередь здесь надо отметить вклад общеобразовательной школы. Вредно, нам кажется, видеть среди ее основных задач лишь подготовку ученика к получению высшего профессионального образования. Основная ее задача - подготовка гражданина с хорошо развитой гуманитарией, моральностью, культурой, эстетикой, идейностью, патриотизмом, крепким здоровьем - всем тем, что составляет основу личности. Школу, особенно двенадцатилетнюю, должен окончить гражданин и личность. Задача общеобразовательной школы более важна - подготовить гражданина адекватно современным вызовам цивилизации, когда человеческий фактор, конечно же, становится более значимым, нежели технологический. В этой связи не очень правомерно определение этого уровня образования как среднего. Средняя школа - средняя лишь на временном интервале образования человека, однако она должна быть высшей по значимости в воспитании моральности, культуры и сознательности каждого гражданина общества.

Эти качества в высшем естественнонаучном и техническом образовании должны достигаться комплексным образом, делая специалиста эрудированным не только в профессиональной сфере, но и в духовной.

Одновременное со специальной подготовкой гуманитарное воспитание ранее у нас представлялось второстепенным. Однако только сбалансированный подход к этим составляющим образования представляется нам безальтернативным в XXI столетии. Такое расширение социальной функции, технического образования будет иметь далеко идущие результаты, последствия ее благотворно скажутся уже в недалеком будущем, если только у нас хватит решительности противодействовать старому образу мышления, отвергавшему подобный системный подход.

В круг проблем воспитания гражданина входит проблема участия вуза в социально-общественном воспитании. Безусловно, оставляя учебные заведения вне политических баталий, необходимо создать все условия для студенческого самовыражения, элементов хозяйствования, для функционирования групп по интересам, землячеств, связей со сверстниками - коллегами по специальности, зарубежной молодежью. Важность этого направления педагогической деятельности можно подтвердить мыслью о том, что если недоученное по специальности можно компенсировать последипломной профессиональной практикой, то огрехи социально-общественного, нравственного и культурного развития за годы учебы молодого человека очень тяжело восполнить практикой жизни. Не одними знаниями красна наша жизнь, но и теми морально-волевыми фундаментами, которые закладываются в молодые годы.

В этом контексте повышается роль молодежного самоуправления; это самостоятельная общественно-профессиональная деятельность студентов в части реализации функций управления учебным заведением, воспитания, взаимопомощи в учебе, в организации быта и досуга. Оно является элементом роста социальной активности, социальной свободы и достоинства, инициативы и отвестственности, гармоничного развития личности, освоения навыков организатора, руководителя, развивает профессиональную корпоративность, элементы финансово-хозяйственной деятельности. Самоуправление вынуждает самостоятельно вырабатывать студентами цели и задачи их общности, права и обязанности, организационные структуры.

Осуществленная на практике и реально действующая система самоуправления - это школа жизни молодежи в высшей школе. Учебное заведение должно делегировать ей по возможности больше функций, не боясь излишней самостоятельности, неуправляемости, но боясь, в случае его нереализации, молодежного равнодушия, самоуспокоенности, инертности, безынициативности, социальной терпимости и безволия - всего того, что лишает будущего нации, потому что ее будущее - ее молодежь.

Под новым углом зрения, соответствующим рассматриваемой теме, возможно взглянуть на такую профессионально-педагогическую проблему, как технология обучения. Процветающая уже много десятков лет так называемая репродуктивная система обучения основана на заучивании и повторении учебного материала, где целью является освоение категории «знание» и в значительно меньшей степени категории «умение». При этом взаимоотношения между учителем и учеником носят характер явной подчиненности второго перед первым, что не способствует демократическим принципам воспитания, раскованности, самостоятельности; экзамен, как единственная форма отчетности скорее тарифицирует способности обучающегося, нежели является надежным инструментом оценки знаний. Альтернатива репродуктивной - инновационная, креативная технология обучения, где целевой функцией является «умение». В этой системе, особенно благотворной для естественнонаучного и технического образования, есть цель создания нового, которой подчинены этапы и задачи обучения. При инновационной системе институт воспитания личности проявляется особо ярко. Рост роли самостоятельной работы студента, индивидуализация обучения, пересмотр соотношений между видами занятий в пользу практических, лабораторных, семинарских, рейтинговый способ оценки уровня подготовки приводят к увеличению состязательности в студенческой среде, повышению с их стороны требовательности к качеству учебного процесса и преподавательскому коллективу, к четким мотивационным аспектам учебы (особенно в условиях ступенчатого образования). Все это ясно и четко определяет гражданскую позицию обучающегося, делает его личностно активным, общественно зрелым и целеустремленным. В этом случае его основной приоритет не в получении диплома, а в желании уже в годы учебы определить, а впоследствии успешно занять свою профессиональную нишу в оществе. Инновационная система обучения в заметной степени способствует подготовке специалиста - гражданина, быстро адаптирующегося к производственным и социальным условиям. Как специалист он тяготеет к конструктивной, инновационной деятельности, проявляя самостоятельность и твердость в достижении цели. Все эти качества, конечно же, формируют личность, высокая профессиональная подготовка которого соответствует высоким задачам осуществления национальной идеи.

С чем идти в будущий век?

Мир находится на переломе столетий. Он возьмет с собой в будущее лучшее, что дал век уходящий, и среди этого, конечно же, - замечательные научно-технические достижения, а также надежду и веру в силу человеческого духа и благоразумия. Мир постарается, чтобы эта сила не уступала его технологической мощи. У нашей нации с ее непростым прошлым задачи более трудные - определить свое место в мировой цивилизации и занять его достойно и подобающе крупной европейской державе. Откроет нам путь в мир XXI века эффективное производство материальных богатств через промышленную революцию. Она под силу лишь духовно богатому народу, прозорливому, настойчивому, твердому в достижении своих исторических целей, безошибочно формирующему свою национальную идею на перекрестке времен.

Наше общество нередко в периоды своих социальных водоворотов бросалось в крайности, отвергая уже завоеванное в пользу манящих, но не всегда сбывающихся иллюзий. Наши научные и технические достижения - впечатляющи, полезны и неоспоримы, и не сделаем же на этот раз очередной ошибки, существенно меняя их на другие ориентиры и приоритеты развития, какими бы важными сейчас они не казались. Наука, образование, производство - это всегда устойчиво, основательно, перспективно, а научно-техническая интеллигенция общественно продуктивна и социально надежна, она - активный созидатель национальной идеи общества.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме