НАНУ — на 677-м месте. По цитированию в мире науки
Украина дала миру много всемирно известных гениальных математиков. Среди них — Владимир Арнольд (Одесса), Михаил Вороной (Черниговская обл.), Израиль Гельфанд (Одесская обл.), Владимир Дринфельд (Харьков), Михаил Кравчук (Волынская обл.), Марк Крейн (Киев), Юрий Манин, (Симферополь), Михаил Остроградский (Полтавская обл.), Анатолий Скороход (Никополь), Александр Островский (Киев), Ольга Олейник (Киевская обл.), Павел Урисон (Одесса), Николай Чеботарев (Каменец-Подольский). Но большинство из них по разным причинам покинули Украину и перебрались либо на Север (в Москву или Санкт-Петербург), либо на Запад (в Европу, США или Канаду).
После большевистского переворота были осуществлены энергичные шаги в направлении разорения украинской науки, в частности математики. Была разрушена знаменитая Киевская алгебраическая школа. Часть профессоров (Шмидт, Чеботарев, Делоне) были переведены в Москву и Петербург, другие, как Кравчук, были репрессированы. Таким образом, центром стала Москва, а украинская наука была значительно ослаблена.
Одним из последствий этого было то, что во времена Советского Союза талантливая украинская молодежь по окончании общеобразовательной школы часто поступала в университеты Москвы, Ленинграда, Новосибирска, которые к тому времени давали более высокий уровень образования и, следовательно, считались более престижными.
Ситуация изменилась с обретением Украиной независимости. Рост экономических проблем, связанных с высокими затратами на проживание и фактическим отсутствием государственной поддержки студенчества, остановил поток молодежи из Украины в Россию. Определенным образом сыграли свою роль и патриотические мотивы.
Это стало причиной того, что уровень абитуриентов, поступающих в университеты Украины, а также уровень учащихся старших классов украинских школ заметно повысился, поскольку самых лучших из них уже не отбирают в специализированные школы-интернаты России. Подтверждением этого является удачное выступление в последние годы украинских школьников и студентов на многочисленных международных олимпиадах. В частности, успех (иногда впечатляющий!) украинских студентов на международных математических олимпиадах: International Mathematics Competition for University Students imc-math.org) .
Это свидетельствует о том, что в Украине есть молодежь со значительным потенциалом для обучения и дальнейшей научной работы в области математики и других отраслях науки. Воспользовалась ли этим Украина сполна. К величайшему сожалению, нет. Из того факта, что в Украине очень талантливые студенты и хорошие преподаватели математики в ведущих университетах городов Киева, Днепропетровска, Донецка, Львова, Одессы, Харькова и других, совсем не следует, что молодые люди достигнут выдающихся научных результатов и останутся в Украине.
В качестве примера приведу такую информацию. За период независимости нашей страны фактически никто из победителей школьных международных математических олимпиад (за исключением, пожалуй, только Александра Рыбака (Киев) — победителя олимпиады 2002 года, и Варвары Шепельской (Харьков) — победительницы олимпиады 2003 года) не остался в Украине. Так, Юлий Санников (Севастополь) — победитель олимпиад 1994, 1995, 1996 годов (один из лучших результатов в мире за все время существования математических олимпиад) закончил с отличием обучение в математическом департаменте Princeton University (США) и аспирантуру по экономике Stanford University (США). Сейчас работает ассистентом профессора экономического департамента University of California (Berkeley, США) и департамента финансов New York University (США).
Павел Пилявский (Винница) — победитель олимпиад 1998, 1999 годов, серебряная и бронзовая медали 1997, 1996 годов, закончил обучение и аспирантуру в математическом департаменте Massachusetts Institute of Technology (США). Сегодня — ассистент профессора математического департамента University of Michigan (США).
Максим Федорчук (Киев) — победитель олимпиад 1999, 2000 годов, закончил обучение в математическом департаменте Massachusetts Institute of Technology (США), сейчас учится в аспирантуре математического департамента Harvard University (США).
Галина Добровольская (Киев) — победительница олимпиады 2004 года и бронзовый призер 2003-го, студентка 3-го курса математического департамента Massachusetts Institute of Technology (США).
К сожалению, возможности для профессионального роста студентов и молодых ученых в Украине ограничиваются целым рядом факторов:
1. Сложное финансовое положение большинства украинских семей, невысокая стипендия студентов и заработная плата ученых всех уровней. Например, профессор математики в Украине на свою заработную плату (которая приравнена сегодня к зарплате дворника многоэтажного дома или в два раза меньше, чем зарплата частной няни средней квалификации) не может содержать семью даже с одним ребенком. Большинство из них вынуждены читать лекции в двух-трех вузах дополнительно, не имея времени на научную работу. Это не способствует притоку молодежи в науку и приводит даже к ухудшению нынешней, довольно неутешительной ситуации с уровнем науки в Украине.
2. Низкий уровень профессорского состава университетов Украины вызван, в частности, эмиграцией значительной части ведущих ученых; устаревшие методы и формы преподавания, взаимоотношения преподавателей и научных работников между собой и со студентами (например «руководство» высших по рангу или должности над низшими); устаревшая материальная база и ограниченность или даже отсутствие способов информационного общения; бедность библиотек, которые не в состоянии приобрести зарубежные журналы. Отсутствие поощрения к написанию работ в престижных журналах.
Это ведет к «информационному голоду» ученых Украины, невозможности эффективно общаться с зарубежными коллегами, узнавать заранее о научных событиях (конференции, научные программы и т.п.) и подавать заявки на участие в них, печататься в зарубежных изданиях, размещать свои статьи в электронных журналах и архивах.
3. Ужасная организация управления наукой и образованием, отсутствие какого-либо менеджмента и почти полное отсутствие представительства украинских научных структур в международных структурах и организациях.
Для сравнения приведу только некоторые факты, связанные с эффективностью/производительностью работы Института математики НАН Украины (далее ИМ) и его, так сказать, аналога в Германии — Института математики Общества им.Макса Планка (далее MPI).
Структурная организация. ИМ имеет в штатном расписании около 150 постоянных научных сотрудников (граждан Украины). Руководство ИМ состоит из директора, трех его заместителей, ученого секретаря и 16 заведующих отделами. Совещательным органом при директоре ИМ является ученый совет института, который и состоит преимущественно из тех же заведующих отделами, академиков и членов-корреспондентов НАН Украины (относительно производительности работы ученого совета добавлю, что в ИМ самому молодому из шести академиков уже около 70 лет, а все членкоры пенсионного возраста, кроме одного).
MPI — 6 (шесть) постоянных и около 100 приглашенных для сотрудничества научных сотрудников из ведущих математических центров со всего мира, в частности из Германии (которые работают в институте от одного месяца до нескольких лет, сменяя друг друга). Сейчас MPI имеет три постоянные должности — это «директора» и один ученый секретарь. На протяжении двух лет научным директором института является один из этих «директоров», и он будет заменен другим на следующие два года.
Организация труда. ИМ — основная научная работа ведется в отделах в соответствии с пятилетними программами, утвержденными президиумом НАН Украины, по завершении которых пишутся отчеты. На семинарах отделов заслушиваются результаты работы сотрудников. В нынешнем году в институте фактически было проведено две конференции. Ученый совет обычно два раза в месяц проводит заседание, на котором должны обязательно присутствовать все научные сотрудники. Повестка дня заседаний, как правило, такова: первый вопрос — «научный доклад», второй — «научно-организационные вопросы», третий — «разное».
МРІ — основная работа ведется во временных группах, постоянно действующих общеинститутских семинарах. Каждый год в институте по разным направлениям математики проводятся несколько так называемых активностей (семестров) продолжительностью три-шесть месяцев, во время которых проводятся конференции и дополнительно приглашаются ученые для докладов на них. Так, в нынешнем году МРІ уже провел две активности и восемь конференций. Отчет о работе пишется в Общество им.Макса Планка один раз в три года ведущими учеными (не обязательно постоянно работающими в институте, пишущий эти строки тоже имел честь сделать это) по основным направлениям работы, которая велась в MPI в отчетный период. На основе этих отчетов оценивается работа института с соответствующими последствиями для финансирования на следующие три года. В МРІ есть определенный аналог ученого совета ИМ, в состав которого входят все шесть постоянных научных сотрудников и примерно 15 известнейших математиков Европы (среди которых филдсовские лауреаты — Alain Connes и Максим Концевич, а также директора таких ведущих математических институтов, как Институт высших научных исследований (Париж) и Институт математических наук им. Ньютона (Кембридж)). Этот «ученый совет» проводит закрытые заседания три раза в год, на которых разрабатывает математическую политику не только МРІ, но и основных математических центров Европы на будущее.
Условия труда. Институты имеют примерно одинаковое количество комнат для научных сотрудников. Правда, в МРІ каждый сотрудник имеет собственное место для работы, оборудованное современными видами связи, постоянно получает информацию о новых поступлениях в библиотеку (которая не закрывается ни днем ни ночью), семинарах, новых грантах, конференциях (плакаты с подобного рода информацией заполнили большие стенды на двух этажах; в ІМ их с десяток, не более). Библиотека МРІ имеет свободный доступ практически ко всем электронным версиям математических журналов (Electronic journals; Springer eBooks 2005—2007; Encyclopedia of Mathematics; Banach Center Publications; (Ovid) Databases; Lecture Notes in Mathematics; Science Citation Index (Web of Science); MathSciNet; Zentralblatt der Mathematik).
Результаты труда. Как известно, одним из основных критериев оценки труда («производительности») ученого является цитирование его работ. Например, в математике есть всемирно признанная база цитирований Американского математического общества. Она существует всего несколько лет, поэтому учитывает только цитирование последних семи-десяти лет. На сегодняшний день самые лучшие показатели пяти постоянных научных сотрудников Института математики Общества им.Макса Планка такие: Ю.Манин — 1794 (ссылок на его труды) — 1309 (авторов этих ссылок) — 284 (публикаций, где он является одним из авторов)); D. Zagier (1390 — 930 — 135); F. Hirzebruch (866 — 719 — 133); G. Faltings (851 — 549 — 83); W. Ballmann (551 — 334 — 46). Замечу, что среди не постоянно работающих научных сотрудников MPI есть даже существенно лучшие показатели. А соответствующие наилучшие показатели пяти постоянных научных сотрудников Института математики НАН Украины такие (по этическим соображениям без фамилий): 1-й — 489 (ссылок на его труды) — 248 (авторов этих ссылок) — 223 (публикации, где он является одним из авторов); 2-й — (326 — 185 — 94); 3-й — (332 — 205 — 405); 4-й — (300 — 46 — 166); 5-й — (220 — 188 — 167). Справедливости ради стоит заметить: среди бывших сотрудников ИМ, которые сейчас работают за границей, есть намного лучшие показатели.
Добавлю, что, согласно ISI Web of Knowledge, по цитированию научных работ за последние десять лет Украина занимает 41-е место в мире (42490 трудов — 130500 ссылок — 3,07 ссылки на один труд), Германия занимает третье место после США и Англии (726850 трудов — 7692444 ссылки — 10,58 ссылки на один труд), наши соседи Россия и Польша соответственно 18-е и 25-е. Если взять показатели только по математике, то Украина занимает 36-е место в мире (1812 трудов — 3155 ссылок — 1,74 ссылки на один труд), Германия занимает третье место после США и Франции (17915 трудов — 58222 ссылки — 3,25 ссылки на один труд). Отмечу, что Украина занимает 26-е место в разделе «Физика», также 36-е в разделе «Химия», 49-е — «Молекулярная биология и генетика» и 55-е — «Информатика». Россия и Польша имеют также намного лучшие показатели, чем наши. Соответственно, 11-е и 15-е — «Математика»; 6-е и 14-е — «Физика», 14-е и 17-е — «Химия», 20-е и 27-е — «Молекулярная биология и генетика» и 28-е и 25-е — «Информатика». Напоследок отмечу, что по количеству цитирований «Математика» занимает последнее (21-22-е) место в передовых научных государствах — США и Англии, а у нас в Украине — восьмое... Поэтому создается впечатление, что с другими науками у нас тоже не все в порядке.
Если взять соответствующие показатели научных организаций и университетов, то Национальная академия наук Украины (единственный(!) представитель Украины, попавший в список более чем 3 тыс. учреждений мира, что еще раз подтверждает тезис об уровне научных исследований в университетах Украины) занимает 677-е место по цитированиям по всем дисциплинам (первая тройка: Harvard University, University of Texas (США), Общество им.Макса Планка), Российская академия наук — 47-е, Польская академия наук — 264-е, нас также опережают Словацкая и Болгарская академии наук — 548-е и 607-е, Московский государственный университет — 252-е, и даже Universitat Autonoma de Barcelona (Испания) — 343-е и Universidad de Chile (Чили) — 536-е. В разделах «Физика» и «Химия» в НАН Украины этот показатель несколько лучше, но не намного, соответственно — 306-е и 336-е («Физика»: Общество им.Макса Планка — первое, Российская академия наук — пятое, Польская академия наук — 102-е; «Химия»: Общество им. Макса Планка — первое, Российская академия наук — 7-е, Польская академия наук — 56-е).
4. Слабым является уровень научных журналов, в частности «Украинского математического журнала». Отсутствие ротации и почтенный средний возраст членов редколлегий, безответственная редакционная политика привели к заметному падению уровня журналов, их непопулярности за границей и, как следствие, к отсутствию (или почти отсутствию) подписки на них зарубежными библиотеками. Низким остается уровень большинства конференций и других научных мероприятий, которые проводятся в Украине. Это не позволяет молодым ученым доводить до мировой научной общественности результаты своих исследований, а также получать оперативную информацию о развитии современной науки за границей, о текущих результатах и следить за новациями в научном и технологическом процессе.
5. Отсутствие или выживание научных обществ, их контактов с зарубежными научными обществами.
Получается, что имеем способную молодежь, которой гордимся, когда нужно похвалить себя, а потом наиболее талантливая ее часть едет на обучение в Америку или Европу. Если же добавить сотню замечательных математиков, которые эмигрировали ранее, то кто остается в Украине?
Как исправить ситуацию. Наряду с теми шагами, к которым прибегают прогрессивные научные работники Украины, ученые, выехавшие работать за рубеж, начали создавать Американский (заграничный) фонд поддержки науки в Украине.
Для этого они прежде всего ищут спонсоров, которые согласятся финансировать проекты. Создают рабочую (координационную) группу, которая будет состоять из известных ученых и частично из политических, общественных деятелей, представителей бизнеса. Целью разных ветвей такой группы должны быть: создание и реализация эффективных проектов поддержки науки и студенчества в Украине; контроль за выполнением проектов на местах; обеспечение информированности общества в Украине и на Западе об осуществляемых мероприятиях и их результатах.
Первым шагом в этом направлении будет конкурс для молодых математиков, учредителем которого выступили Научное общество им.Шевченко в Америке и фонд «Украина—США» (объявление можно найти на веб-странице общества и в «Зеркале недели»). В дальнейшем аналогичные конкурсы планируется проводить среди молодых физиков, биологов, химиков и других научных работников.
Что нужно делать непосредственно в Украине, чтобы студенты, оставаясь в стране, достигли выдающихся научных результатов в математике (науке), а в Украине появились новые математические школы с мировыми именами? Для этого необходимо, чтобы студенты имели научных руководителей, интенсивно работающих сейчас и достигших существенных результатов сами, или же студенты имели возможность слушать лекции о научных работах этих и других ведущих математиков мира.
Не владея полной информацией о ситуации в других городах Украины, укажу, что в 2001/2002-м, 2002/2003-м и прошлом учебных годах при Институте математики НАН Украины автором этих предложений (при поддержке благотворительной организации «Фонд содействия развитию математической науки», президент — академик НАН Украины Анатолий Самойленко) были проведены такие циклы лекций и установлена десяти самым лучшим студентам стипендия им.Михаила Остроградского.
Это дало определенные положительные результаты, и мы планируем продолжать такую работу в дальнейшем. Ее можно организовать в ведущих математических центрах Украины, скажем, на базе Украинского математического общества и местных центров.
К сожалению, основной проблемой в реализации наших планов является отсутствие спонсорской или грантовой поддержки математики в Украине. Поэтому любая финансовая помощь будет принята с благодарностью и использована на развитие математики в Украине.
Мы обращаемся ко всем, кто болеет за судьбу «царицы наук» в Украине. При наличии существенной финансовой поддержки от отдельных физических лиц или организаций Украинское математическое общество может учредить именные гранты, премии или стипендии. После этого сделаем соответствующие объявления во всех вузах и научных учреждениях Украины. Для соблюдения демократических принципов и прозрачности ежегодно группа ведущих математиков из Украины будет определять лауреатов стипендий и премии путем независимого реферирования запросов. Выплата будет производиться Украинским математическим обществом.
Пожелания. Президенту Украины — ввести в действие концепцию развития/реформ научной сферы на основе проектов рабочей группы, согласно своему распоряжению от 3 октября 2005 года N 1183/2005-рп (подробнее см. nas.gov.ua/knk/pages/koncepc/koncepcm.html).
Помните: математика — «царица наук».
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
