НАНОТЕХНОЛОГИИ — ПОД ЗАПРЕТОМ?

Какие бы фантастические перспективы ни рисовали создатели новых технологий, всегда найдутся специалисты, способные обнаружить и оборотную сторону медали. Внедрение нанотехнологий, с которым связывали решение чуть ли не всех проблем человечества, — от создания «вечного» элемента питания до адресной доставки отдельным клеткам лекарственных препаратов, — по мнению некоторых ученых, может быть весьма рискованным для здоровья людей. Фулерин (сверхтонкий синтетический углеродистый материал, чьи структуры имеют размеры в несколько тысячных долей диаметра человеческого волоса), как выяснилось, может попадать через легкие в мозг и другие внутренние органы человека. Эта тема очень живо обсуждалась во время встречи представителей Американского химического общества.

Гюнтер Обердостер, профессор экологической медицины Рочестерского университета, заставлял крыс дышать воздухом, содержащим наночастицы. Через день после подобной «ингаляции» ученый обнаружил эти структуры в обонятельной луковице мозга подопытных животных. А его дочь, Ева Обердостер, эколог-токсиколог Даласского университета, поставила аналогичный эксперимент на рыбах. И выявила наночастицы в рыбьей печени. И в мозгу, и в печени фулерин разрушал жировые клетки, а в случае с рыбами спровоцировал изменения в генах мальков.

После этих сообщений уже последовали требования объявить мораторий на внедрение нанотехнологий. Впрочем, большинство ученых не поддерживают столь радикальные меры. Тем более что в экспериментах использовались лабораторные образцы наночастиц, отличающихся от коммерческих отсутствием специальной оболочки. Тем не менее в проведении дальнейших исследований в этом направлении заинтересованы не только противники внедрения нанотехнологий, но и их горячие поклонники. Ведь вкладывать миллиарды долларов в проекты, которые могут быть блокированы недоверием со стороны потенциальных потребителей, уже никто не хочет.