Недавно в Киеве, в Национальной библиотеке Украины им. В.Вернадского экспонировалась интересная выставка, посвященная 140-летию со дня рождения известного еврейского писателя Шолом-Алейхема, произведения которого, написанные на идиш, издавались и переиздавались на украинском, русском, английском и других языках.
За разнообразием экспонатов оставался почти незамеченным маленький диск, на котором записан живой голос писателя: его речь, произнесенная в начале двадцатого столетия во время пребывания в Санкт-Петербурге. А между тем этот экспонат, хоть появился он лишь в прошлом году, не менее уникален, чем редкостные издания и фотографии.
Дело в том, что своим появлением этот современный компакт-диск обязан успешным результатам большой исследовательской и экспериментальной работы коллектива ученых Института проблем регистрации информации, возглавляемого членом-корреспондентом НАН Украины В.Петровым, и группой исследователей из Национальной библиотеки Украины, возглавляемой академиком НАН Украины А.Онищенко. Именно они добились того, что голос Шолом-Алейхема снова зазвучал почти так же, как в 1914 году, когда его выступление было записано на восковом цилиндре с помощью фонографа, изобретенного знаменитым Эдисоном.
Попытки заставить вновь «заговорить» восковые цилиндры делались не раз и делаются поныне в известных в мире центрах воспроизведения звука с фонографических восковых цилиндров Эдисона, в частности, в Фонографическом архиве Академии наук Австрии, в библиотеке Конгресса США и некоторых других. Однако применяемые в них пьезоэлектрический и электродинамический методы не обеспечивают высококачественного воспроизведения звука и к тому же не сохраняют целостности звуковой дорожки.
Киевские же ученые предложили и реализовали на практике принципиально новый метод, который лишен недостатков, присущих методам их зарубежных коллег. Киевляне разработали систему устройств, с помощью которой запоминается в цифровой форме профиль звуковой дорожки, поврежденные участки, а затем восстанавливается сигнал для получения звука. При этом специальный интерферрометрический оптический датчик измеряет профиль звуковой дорожки с точностью до одной сотой микрона. А считывание звука при скорости оборота цилиндра в 25 раз меньшей, чем та, с которой осуществлялась запись звука, и уменьшение давления на звукосъемник до 0,8 грамма дало возможность снизить динамическую нагрузку на дорожку больше чем в пятьсот раз по сравнению с установками пьезоэлектрического считывания.
Это намного улучшило качество воспроизведения звука и вместе с некоторыми другими мерами вплотную приблизило его к естественному звучанию.
Вот почему, когда во время посещения Национальной библиотеки Украины президентом и вице-президентом Академии наук Израиля им продемонстрировали восстановленную запись выступления Шолом-Алейхема, они не скрывали своего восхищения. Так же были восхищены специалисты из некоторых других стран, когда им продемонстрировали записи старинных еврейских песен, сделанных на восковых цилиндрах почти сто лет тому и воспроизведенных теперь по методу украинских ученых.
А исследователи из Института проблем регистрации информации и Национальной библиотеки Украины продолжают работать над дальнейшим усовершенствованием своего метода.
Итак, скоро голоса, музыку и песни, записанные на фонографических восковых цилиндрах Эдисона много десятков лет тому назад, смогут услышать в перезаписи на современных компакт-дисках не только специалисты, но и широкий круг почитателей культуры.
И еще об одном необходимо сказать. Очевидно, в начале нынешнего столетия на фонографе Эдисона были записаны голоса известных деятелей литературы и искусства Украины и России, если не на территории Российской империи, то, возможно, на территории Австро-Венгрии, а также США, Канады, некоторых других государств, где тогда довольно быстро увеличивалась украинская и российская диаспора. В связи с этим целесообразно было бы провести соответствующий поиск. В случае выявления ценных находок киевские ученые могли бы восстановить старые восковые цилиндры и этим обогатить наше национальное культурное наследие.