В 2004 году украинский бизнес перечислил полмиллиарда долларов на научные исследования, правда, за рубеж. И продолжает перечислять. «Зарубеж», в свою очередь, задешево скупает наш золотой интеллектуальный фонд, чтобы нам же втридорога продать. А изобретения украинцев, оставшихся изобретать на родине, будучи потенциально конкурентоспособными сами по себе, страдают от недостатка финансирования. Между отечественным бизнесом и наукой — вакуум, который на Западе заполняют специальные организации, помогающие внедрять изобретения в практику. О том, как исправить сложившуюся в Украине ситуацию, корреспонденту «ЗН» рассказал Николай ПАЛАДИЙ, глава Государственного департамента интеллектуальной собственности при Министерстве образования и науки Украины.
Прежде всего Николай Васильевич обратил внимание на тот факт, что вся приватизация в Украине прошла без учета стоимости интеллектуальной собственности. А ведь в мире ее учитывают в первую очередь. К примеру, одна лишь торговая марка «Мерседес», «Филип Моррис» или «Кока-кола» стоит гораздо больше, чем все производственные мощности этих компаний. Стены, двери, станки и прочее просто не могут конкурировать с интеллектом. Поэтому Государственный департамент интеллектуальной собственности работает с Фондом государственного имущества, проясняя ситуацию о том, что новым собственникам приватизированных предприятий технологии и разработки достались «в нагрузку», то есть даром. В будущем нужно учитывать стоимость интеллектуальных разработок для последующих приватизаций еще оставшегося. Как вариант можно было бы убедить представителей, получившим технологии бесплатно, о необходимости финансирования новых технологий. Уже сегодня наши изобретатели, получившие хорошие деньги за использование своих патентов, готовы помогать еще «не раскрутившимся». Департамент настроен собирать их, привлекать большой бизнес, пытаться инициировать «круговую поруку» самостоятельно. Ведь нашему бизнесу необходимы новые технологии, иначе в условиях того же Евросоюза ему не выжить с отсталыми технологиями. Директора многих заводов, увы, не думают о том, как усовершенствовать производство и повысить его эффективность. Многие руководители даже не пытаются сравнить себя с потенциальными конкурентами в Японии, Германии, и т.д. Но если мы сегодня не сделаем акцент на высоких технологиях, у Украины нет будущего.
При этом Николай Васильевич подтвердил, что интеллектуальный потенциал наших изобретателей значителен. Другое дело, что его иногда нет возможности реализовать, и это огромная проблема. Сегодня они находятся на полном самообслуживании: смог удачно продать свое изобретение — молодец, не смог… При этом в конкурсе «Изобретение года-2004» участвовало 32 автора с патентами на изобретения в области медицины, 25 — в сфере электроники и коммуникаций, 15 — в агропромышленном комплексе. Но уникальные результаты этих и подобных исследований уходят за границу, так как политика нашего государства по поддержке изобретателей и внедрению изобретений в жизнь сегодня оставляет желать лучшего.
Что для этого нужно сделать? Необходимо заполнить вакуум, который сегодня есть между бизнесом и наукой. К примеру, в Финляндии, населенной всего пятью миллионами человек, работает более двух тысяч организаций, помогающих оценивать экономическую эффективность предлагаемых новых технологий, проверять их на практике, внедрять в производство. Просто патента на изобретение недостаточно — необходимо доказать его эффективность и выгодность для бизнеса, представить бизнес-план, расчеты.
Сегодня же у нас генераторам инновационных решений цифры чужды, они не видят бизнеса, а бизнес не видит их. Предприниматель готов воспринимать не идею, а конкретный бизнес-план. Наш вклад в борьбу с этой проблемой мы видим в подготовке специалистов, которые бы, работая в Госдепартаменте, могли бы рассчитывать прибыльность предлагаемых проектов и предлагать их бизнесу.
«Диагноз» нашей экономики виден даже из статистики судебных дел. Наибольшее их количество — по товарным знакам. По патентам — минимум. А ведь патент — это изобретение, нечто, способное повысить эффективность. А знак — всего лишь презентация на рынке, не имеющая ничего общего с повышением эффективности и новыми разработками. Будем надеяться, что через год-два количество споров по патентам увеличится, и это будет следующим шагом к новой экономике.
Немалую помощь могли бы оказать властные структуры. Если бы правительство устраивало диалоги с бизнесом не только на тему цен на бензин, но и, например, на тему «Украина в 2010 году, какой она будет, за счет чего будет развиваться?»! Результатом вполне могла бы стать реальная работа. Однако на развитие науки в 2005 году бюджет выделил 3,5% от общих издержек (в 2004 году это было 4%). Из этих 3,5% Министерство образования и науки распоряжается 11%. Поэтому о серьезном влиянии на развитие науки при таком финансировании и даже распределении существующего финансирования речь не идет. Наша проблема в том, что с 1991 года Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» декларировал ежегодные траты на науку не менее 1,7 % ВВП, и ни разу за все время независимости этот показатель не выполнялся. Типичная ежегодная цифра в три–пять раз меньше. Так что функция науки в нашем обществе — декоративная, социокультурная.
— Мы разработали и представили в Министерство образования и науки Концепцию новой государственной политики поддержки изобретательской деятельности для производства конкурентоспособной продукции. Стратегические ее направления включают запуск программы «Информация», предусматривающей формирование целостного открытого информационного пространства, способного к полной интеграции в национальные и всемирные системы. У нас огромный массив локальных информационных сетей, которые формируются организациями соответственно с разными организационными и техническими принципами, что делает их интеграцию невозможной.
Еще одна из стратегических задач — внедрение программы «Техноимпорт», согласно которой необходимо обеспечить регулирующую роль государства в процессе закупок и внедрения новых иностранных технологий. В этом контексте мы планируем организовать работу с компаниями, которые желают прийти на украинский рынок и могут предложить перспективные технологические разработки.
Программа «Техноэкспорт» предусматривает целенаправленную постепенную замену экспорта энергоемких продуктов переработки сырья высокотехнологичной продукцией. И последнее направление — программа «Венчуры» предполагает государственную поддержку малых форм бизнеса в сфере разработки и производства высокотехнологичной продукции, создание бизнес-инновационных структур разных типов.
Корень многих наших бед — недостаточный уровень ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности. Правда, сегодня в парламенте находится законопроект о лазерных дисках, в котором предусмотрена уже гораздо более жесткая уголовная ответственность за изготовление подделок. В Америке предусмотрено лишение свободы до 10 лет за нарушения авторских прав, в Британии ответственность за подобные нарушения также весьма жесткая. Шесть лет лишения свободы предусматривается в США, если вы с видеокамерой зашли в кинотеатр. У нас же если крадут интеллектуальную собственность, не каждому объяснишь, что было украдено. Наши вузы готовят менеджеров отельного бизнеса, заправочного шоу-бизнеса, наконец. Но вот найти менеджеров в сфере информационных и хай-тек технологий сложно. А ведь именно они могли бы проверять финансовую сторону изобретений – рассчитывать предполагаемую прибыль, момент запуска нового производства, продумывать нюансы защиты интеллектуальной собственности и т.д. Зарабатывать сегодня можно ведь не только на нефти и газе! На науке можно и нужно зарабатывать, получая во много раз больше вложенного.