В конце марта этого года в издательстве МБА выходит новая книга Акопа Назаретяна "Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования". В ней на основе систематизации накопленного за четверть века материала автор пытается заглянуть в обозримое будущее. Ставится вопрос: является ли разум космологически значимым фактором и от чего может зависеть наличие или отсутствие универсальной перспективы для человечества.
Все мы, живущие на постсоветском пространстве, и даже те, кто родился и вырос после распада "совка", имеем практически одни и те же стереотипы, часто даже не подозревая об этом. К примеру, один из таких прочно укоренившихся в массовом сознании стереотипов - вера в то, что с помощью воспитания из ребенка можно "вырастить" практически все что угодно, главное - применить "правильную" методику. В Советском Союзе строился коммунизм. А для его построения нужно было воспитать "нового человека". Поэтому считалось, что с помощью неких "рецептов" из человеческого материала можно вырастить нечто совершенное - гомункулуса, преисполненного физического и морального совершенства. Иначе формула коммунистической утопии "от каждого по способностям, каждому по потребностям", по вполне очевидным причинам, работать не сможет.
Сегодня немодно говорить не только о коммунизме, но и о любом другом гипотетическом светлом будущем. Глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов - вот то, что нас ожидает. Единственным выходом видится развитие технологического могущества человека, которое поможет преодолеть надвигающиеся кризисы. И теоретически это возможно! Но уверенность в том, что сработает именно такой оптимистический прогноз, сильно уменьшается, если мы начнем анализировать того, кто этими технологиями воспользуется. Речь идет о человеке и о том, что определяет его поведение, - о его психике.
В настоящее время создавать прогностические модели в самых разных сферах человеческой деятельности, привлекая психологию, не является чем-то экстравагантным. Так, Нобелевскую премию 2002 г. в области экономики получил психолог Даниэль Канеман, доказавший, что в товарно-денежных отношениях мы руководствуемся не столько разумом, сколько эмоциями. Но человечество на протяжении исторического периода занималось не только торговлей. Важными факторами, структурирующими социум, всегда были война и тип использования природных ресурсов.
При росте технологического могущества всегда усиливалась кровопролитность войн и увеличивалось давление на окружающую среду, что, в свою очередь, приводило к изменениям в социальном устройстве. Оно усложнялось, и появлялись более деликатные нравственные ограничители. Такое соотношение технологий и нравственных установок получило название "закон техно-гуманитарного баланса". Ее автор - российский профессор Акоп Назаретян, главный редактор междисциплинарного академического журнала "Историческая психология и социология истории" и руководитель Евро-азиатского Центра мегаистории и системного прогнозирования ИВ РАН. Из-под пера ученого вышло огромное количество научных трудов, многие из которых посвящены проблемам развития цивилизации в контексте эволюции Вселенной, что в некотором смысле является продолжением идей русских космистов, учения В.Вернадского о ноосфере.
Акоп Назаретян - человек публичный, активно дискутирующий с оппонентами и постоянно популяризирующий свои наработки. Какова же причина того, что ученый выходит за рамки своей академической среды, где ему комфортнее? С этого мы и начнем беседу с Акопом Погосовичем.
- Что лично вам важнее в ваших исследованиях: интерес первооткрывателя каких-нибудь новых закономерностей или возможность дать те или иные рекомендации, которые помогут понять, как изменить мир к лучшему?
- Скажем так: мне очень хочется, чтобы история и цивилизация МОЕЙ планеты имела универсальное продолжение, тем самым обеспечивая наличие стратегического смысла моей и вашей жизни. Книга не то чтобы совсем популярная - она рассчитана на достаточно грамотного и мотивированного читателя. Вместе с тем это работа междисциплинарная, а потому я старался сделать текст по возможности доступным широкому кругу читателей, особенно молодых. Если используются "умные" слова, то они тщательно поясняются, чтобы профессиональный физик легко понял психолога, психолог - физика, биолог - антрополога и т. д. И только после того как книга была написана, я смог осознать сверхзадачу, которая меня вдохновляла: чтобы по прочтении думающему человеку, не одурманенному мистикой, мифологией, идеологией и религией, сильнее захотелось жить и вместе с тем было не страшно умереть…
- Размышления над "Универсальной историей", или, как ее еще принято называть, мегаисторией - это исключительно теоретический изыск, интересная научная и философская проблема, или здесь имеется потенциал практических решений? Какие пути перехода от теории к практике вы видите?
- Универсальная (равно как и глобальная) история - это не философия, а строго научный междисциплинарный проект. Как следует из подзаголовка книги "Нелинейное будущее", ее задача как раз и состоит в том, чтобы использовать опыт мегаистории для создания прогнозных моделей.
- Предполагается, что примерно к 2045 г. произойдет некий глобальный кризис, перелом, последствия и значимость которого будут сопоставимы с возникновением жизни на Земле.
- 2045 г. - это очень условная дата, придуманная Рэем Курцвейлом. Но серия независимых расчетов (Г.Снукс, А.Панов) показывает, что где-то около середины XXI века действительно должен произойти грандиозный фазовый переход, по глобальному и, возможно, универсальному (метагалактическому) значению сопоставимый с возникновением жизни.
- У вас есть предположения по поводу того, что послужит этому причиной?
- В новой книге как раз и обсуждаются аттракторы, сценарии и условия такого перехода.
- Многие считают, что выход из будущего кризиса заключается в том, чтобы как можно точнее угадать его специфику и разработать меры по подготовке общественного сознания к появлению угроз, связанных с бурным развитием технологий. Что предлагаете вы?
- Сохранение планетарной цивилизации в XXI в. решающим образом зависит от того, сможет ли разум преодолеть инерцию религиозно-идеологического мышления, которое непременно делит людей на своих и чужих ("Кто не со мной, тот против меня"). До недавнего времени религии, идеологии и войны оставались жизненно необходимыми элементами социального сознания и бытия. Они упорядочивали внутривидовую агрессию, не давали ей принимать хаотические формы ("война всех против всех"). Но когда перед цивилизацией встала задача устранить насилие из социальной и политической жизни, прежние механизмы культуры оказались контрпродуктивными. В синергетике это называется правилом отсроченной дисфункции: негэнтропийные механизмы, обеспечивавшие жизнеспособность на одной стадии системной эволюции, становятся саморазрушительными на другой. Разум, мыслящий себя как русский, украинский, французский, китайский, еврейский, христианский, мусульманский, африканский, европейский и т. д., не способен стать планетарным и тем более космическим. И по закону техно-гуманитарного баланса разум, не сумевший стать космическим, в сочетании с нанотехнологией, квантовыми компьютерами и прочими прорывами в ускоряющемся технологическом развитии обречен на самоистребление.