Академические финансы хором поют романсы

Поделиться
На сей раз отчитаться за потраченные в минувшем году деньги Национальная академия наук Украины решила публично...

На сей раз отчитаться за потраченные в минувшем году деньги Национальная академия наук Украины решила публично. Виной всему разгоревшаяся в этот раз с подачи вице-премьера по гуманитарным вопросам Николая Томенко дискуссия о целесообразности финансирования НАН из госбюджета, а следовательно, и о существовании академии в ее нынешнем виде.

Однако финансовый отчет, с помощью которого НАН пытается доказать свое право на получение бюджетных денег, оставил смешанные чувства досады и удивления. Как следует из документа, Национальная академия за весьма скромные 935 млн. грн. в 2004 году выдала достаточно весомые результаты. Украина получила суперкомпьютер, способный совершать несколько сотен миллиардов операций в секунду, георадар, который может видеть Землю на десятки метров вглубь, дефектоскоп, позволяющий оперативно выявлять дефекты магистральных трубопроводов и других стратегических объектов. Наши институты разработали автоматическую систему управления объектами электроэнергетики, выпуск нанопорошков и аморфных сплавов с уникальными свойствами, метод пиковолновой стерилизации пищевых продуктов —современный и более щадящий. У нас создана аппаратура для электросварки живых тканей (и это не только прикладная, но и большая фундаментальная работа), тепловизор для определения опухолей на ранних стадиях рака и диагностики ран, гамма-камера для нейродиагностики, прибор для аудиовидеоспектроскопической диагностики органов дыхания — современный стетоскоп.

В прошлом году Академия наук вместе со специалистами из других отраслей завершила разработку энергетической стратегии Украины. Подготовлен проект концепции государственной программы безопасных технологий в основных отраслях экономики, государственные программы по гуманитарному развитию Украины, проект концепции демографического развития Украины, разработана общегосударственная программа развития малых городов страны. Все это междисциплинарные проблемы, которые без участия НАН государству было бы весьма сложно решить. Было внедрено в различные отрасли экономики более 2100 новых разработок. Среди них информационные технологии, машинное оборудование, материалы, АСУ, программные продукты, базы данных, сорта растений, методические рекомендации и стандарты.

Понятно, что все эти масштабные разработки — дело не одного года, однако завершить их, судя по отчету НАН, удалось именно в 2004-м. Это тем более удивительно, что большая часть выделенных денег — 57 процентов — «съела» заработная плата. На покупку же приборов и оборудования академией было потрачено чуть более трети, и каким образом ученые проводили свои исследования, остается лишь догадываться.

Тут возникает вполне законный вопрос: если все эти достижения столь значимы, то почему НАН смогла заработать на них всего 180 млн. грн. — именно столько было перечислено в спецфонд — и сегодня опять с надеждой смотрит на госбюджет? В мире стоимость продукции с элементами нанотехнологий достигла миллиардов долларов, а биология и фармацевтика считаются сегодня самыми прибыльными областями бизнеса после добычи и реализации нефти.

Вывод напрашивается следующий. Либо уровень научных работ все-таки не столь высок, как об этом говорят в НАН (наши ученые слабо интегрированы в мировую науку, и проверить их эффективность с помощью такого признанного метода, как количество публикаций в наиболее авторитетных научных журналах мира и ссылок на них, возможности нет), либо государство не понимает роли науки в экономике.

Из-за этого и нежелание всерьез вникнуть в проблемы науки, отсутствие четкой концепции ее реформирования и развития, механизма привлечения в науку частного капитала, достойного представления украинских разработок на мировом уровне. У нас до сих пор к науке, особенно фундаментальной, относятся как к чему-то вроде бы и нужному, но в данный момент бесполезному, а иногда и вовсе ненужному, поскольку та не окупает вложенные деньги.

Между тем во всем мире отношение к науке, в том числе и фундаментальной, изменилось коренным образом. Главным образом потому, что в последние десятилетия развитие производства пошло по интенсивному пути: больше прибыли дает внедрение новых технологий, нежели расширение производства или перенесение его в слаборазвитые страны. Об инновационной экономике сегодня говорит весь мир, вернее, уже не столько говорит, сколько ищет наиболее эффективные пути ее развития.

В наиболее развитых странах вклад научно-технического прогресса в прирост ВВП составляет от 75 до 100%. В США рентабельность капиталовложений в научные исследования составляет 100—200%. Что же касается исключительно фундаментальной науки (а сегодня все сверхрентабельные разработки, скажем, в области биотехнологии, по сути, фундаментальные научные исследования), то, по данным английских экспертов, ее рентабельность составляет 28%, не считая вклада в подготовку высококвалифицированных кадров.

Вероятно, поэтому и деньги на науку выделяются не маленькие: только Европа, пытаясь сократить технологический разрыв между США и Японией, ежегодно на эти цели тратит порядка 15 млрд. евро. К 2010 г. ЕС намеревается довести объем инвестиций в науку до 3% ВВП (сейчас 1,93%). Согласно украинскому законодательству, эта цифра должна равняться 1,7%, а реально не дотягивает и до 0,5%. Для сравнения: США в прошлом году направили на научные изыскания (по разным данным) 3-4% ВВП, Япония — на один процент больше.

Однако речь не только о необходимости серьезных «вливаний» в одну из ключевых отраслей экономики, сколько в самой системе организации научных исследований, определении приоритетных направлений и тем и, как следствие, распределении денег на науку. Собственно, внешне вроде бы и предпринимаются какие-то шаги, но реально на положение дел они не влияют.

Так, год назад состоялось расширенное заседание президиума НАН, где рассматривались пути усовершенствования научной деятельности и было подтверждено, что необходимо шире использовать программно-целевой метод финансирования. То есть не распылять средства, а структурировать их и направлять на приоритетные направления. Поэтому президиум НАН сформировал комплексные программы фундаментальных исследований: это наноструктурные системы, наноматериалы и нанотехнологии, сенсорные системы и технологии, а также проблемы демократии и человеческого развития.

Однако, учитывая смехотворный бюджет исследований, отсутствие реальных реформ в сфере науки и государственной системы инновационного развития, вряд ли стоит ожидать в скором будущем весомых результатов. По крайней мере, для экономики страны. Значит, наука еще не скоро станет тем локомотивом, который способен «вывезти» Украину в ЕС, помочь ей стать равной среди развитых стран мира, заставить считаться с собой и уважать. А не только «кормить» кредитами и гуманитарной помощью в обмен на геополитическую лояльность.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме