Война, начатая Россией, повлияла на образовательный процесс в Украине. В этом году многие учебные заведения могут начать обучение офлайн, но все будет зависеть от ситуации безопасности в регионе. Детский семейный психолог Светлана Ройз рассказала, как родителям адаптировать детей к новому учебному году, пишет NV.
Режим дня и настройка рутины
Важно уже сейчас начинать всей семье просыпаться раньше. Сейчас у нас может быть мало сил на скорую адаптацию. Настройка телесных ритмов – само собой терапевтически, пробуждение, еда, подготовка ко сну – это вклад в общее состояние устойчивости (жаль, что они у нас сбиваются тревогами).
Настройка детей больше связана с эмоциональными, «внешними» действиями — уборка одежды, разложение по полочкам того, что «школьное».
Подготовка рабочего места: при обучении онлайн тоже важно разделить просторы – «домашний» и «рабочий». Это может быть стол, лампа, флажок, обозначающий "рабочее пространство", постер на стене. Это будет ускорять настройку на работу.
С ребенком, который ходит в младшую школу, подготовить рюкзак. Подумать вместе, что с собой нужно иметь в школе, кроме канцелярии (в прошлом году мы готовили маленький фонарик, игрушку-брелок, необходимые лекарства, выписывали телефоны близких на бумаге, делали бейдж с именем ребенка).
Важно готовить руку к письму. Возможно, играть в игры, где нужно писать слова, лепить из теста или пластилина.
Дорога в школу
Если ребенок учится офлайн и будет ходить в школу сам — пройти несколько раз по дороге в школу.
Зафиксировать, где по дороге есть укрытие, договориться о том, что ребенок должен делать во время сирены, если идет, если едет в транспорте, когда выходит на связь с нами.
Если есть возможность зайти в школу. Детям важно «телом почувствовать» место, где они будут находиться. Прикоснуться к парте, пойти в туалет, увидеть столовую.
Если ребенок будет учиться онлайн – договориться, что делать дома во время сирены. Напомнить, как включаются приложения, которые используются в обучении.
Отношения
У ребенка перед началом учебного года всегда бывает много тревоги: примут ли его одноклассники, сохранились ли отношения, найдет ли он свое место в классе. Война и стресс обостряют чувство одиночества. У детей, которые после обучения онлайн переходят в офлайн-формат, может быть много разных чувств одновременно – и радость, и тревога. Прекрасно, если дети смогут озвучить то, что их беспокоит (мы можем начать разговор сами по своим воспоминаниям).
Если в этом году система обучения не похожа на ту, которая была раньше, например, разные предметы ведут разные учителя, важно ребенка предупредить об этом, увидеть фото учителей или еще успеть сделать собрание, чтобы дети могли познакомиться.
Самооценка и эмоции
Стыд, вина, тревожность, одиночество, чувство неадекватности, несостоятельности – это возможные последствия травматизации и хронического стресса. Первое, что нужно создавать, – пространство безопасности и близости рядом со взрослыми.
Детям важно почувствовать и услышать от нас, что они способны учиться, способны хоть что-то контролировать и создавать в мире, который невозможно проконтролировать и разрушается.
Дети часто живут в режиме ожидания неудачи. Им нужен опыт и поддержка. Маленькие знакомые задачи, задачи, в которых был бы скорый результат. Празднование «побед дня». Это очень важно, потому что разочарование в начале учебного года может привести к тому, что у ребенка не хватит сил продолжать процесс.
Чем больше уровень тревоги, тем больше потребность в контроле, в информации, в создании «рамок безопасности и отношений». Следует рассказывать, что за чем будет идти в действиях и планах. Если есть изменения, о них нужно предупреждать заранее, так как сейчас могут возникнуть сложности с перенастройкой, быстрой адаптацией.
Длительное переживание стресса может приводить к двум противоположным реакциям: гиперактивность и заторможенность (важно помнить, что после того, как ребенок почувствовал безопасность рядом с нами, вышел из состояния ступора, он может демонстрировать раздражение, агрессию, чрезмерную активность. Это нормальный процесс. Но нужно быть готовыми эту активность направлять.
Дети будут быстро уставать. Темп обучения может быть другим – детям важно говорить о том, что это нормально. И нам важно чаще делать паузы, предлагать разные задачи. Детям важно не просто слышать слова, а чувствовать, что у них особенно сейчас есть свое время и свой темп в усвоении материала. И мы им поможем.
Учебный процесс
Дети (и взрослые), пережившие опыт травматизации, часто «забывают» правила орфографии (на последствия наводнения у многих наложился стресс). Возможно, игры со словами, кроссворды, карты будут вспомогательны.
Возможны сложности с предметами и знаниями, связанными с пространственной ориентацией (это одновременно и геометрия, тригонометрия, и то, что связано с предлогами: над, за, под, через). Нужны любые активности, где ребенок мог бы создавать 3D модели: лего, пластилин, оригами, лепка, а также спорт и игра на музыкальных инструментах.
Навыки чтения у детей могут ухудшиться. У каждого из нас (взрослых и детей) была своя адаптация к стрессу — кто начал учиться и больше читать, а кто до сих пор не может сконцентрироваться.
Травматизация влияет на нашу способность связно выражать мнения. И с одной стороны, когда мы начинаем писать, говорить, рефлексировать, это всегда терапевтически, а с другой, мы должны быть готовы к тому, что у детей это может быть затруднено.
Многие дети за это время привыкли держать телефон в руках – это для них символ управляемости, контролируемости. Нужно подумать, что с этим делать может включать приложения в телефонах в процесс обучения.
Независимо от формата обучения, первоклассникам нужно навестить врача и получить необходимую справку. Напомним, перечень обследований и прививок, которые придется сделать первоклассникам.