На конец июня текущего года объем кредитов, предоставленных банками субъектам хозяйствования, находился на уровне 2017-го. По сравнению с декабрем 2018 года гривневые корпоративные кредиты сократились на 9,4%, в иностранной валюте — на 13,7%. Объем кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса, которые оказались наиболее уязвимыми к экономическому кризису, обусловленному эпидемией COVID-19, на конец июня 2020-го снизился на 10,1% по сравнению с июнем 2019 года. Факторами сдерживания кредитования выступают как низкий спрос предприятий на кредиты из-за их высокой стоимости, так и несклонность банков к риску из-за жестких регуляторных условий и наличия безрисковых альтернатив (государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты НБУ).
При этом адекватность капитала украинских банков более чем вдвое превышает нормативный уровень (на 1 августа 2020-го H2 был равен 21,52%), а ликвидность в банковской системе составляет свыше 150 млрд грн.
Целевое рефинансирование как инструмент стимулирования банковского кредитования
Как свидетельствует опыт многих стран мира, важными составляющими политики центрального банка в контексте поддержки устойчивого экономического роста являются усиление роли банков как института финансового посредничества и развитие инструментов инвестиционного рефинансирования центробанка. Активное участие центрального банка в процессах рефинансирования банков в рамках кредитования инвестиционных проектов повысит эффективность каналов денежной трансмиссии в контексте как поддержки устойчивых темпов экономического роста, так и устранения инфляционных рисков, вызванных ростом денежного предложения.
Внедрение Национальным банком целевой программы рефинансирования банков с целью кредитования предприятий под инвестиционные цели и оборотный капитал позволяет увеличить объем кредитных средств в экономике, создать новые рабочие места и ускорить экономический рост.
Развитие инструментов инвестиционного рефинансирования является обязательным элементом политики центрального банка на этапе перехода от политики монетарной рестрикции к политике монетарного смягчения. Это обосновывается тем, что после периода чрезмерной рестрикции совокупный спрос экономики, а также спрос на деньги все еще остаются подавленными. В таких условиях целесообразно дополнительно упрощать доступ субъектов экономики к денежным ресурсам для формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов экономического роста.
Инвестиционное рефинансирование будет способствовать более эффективному использованию и перераспределению национальных сбережений в той их части, которая связана со сбережениями в банковской системе, то есть будет содействовать трансформации национальных сбережений в инвестиции. Тем самым будет обеспечиваться более эффективное функционирование института финансового посредничества, что является одной из задач центрального банка в рамках достижения цели по финансовой стабильности.
По моему мнению, приоритетными направлениями развития инструментов инвестиционного рефинансирования НБУ могут быть:
— рефинансирование банков по фиксированной процентной ставке;
— расширение перечня приемлемого залога в рамках кредитов рефинансирования;
— сотрудничество с правительством по вопросам рефинансирования инвестиционных проектов в рамках реализации программ, направленных на повышение доступности кредитов для субъектов предпринимательства, поддержку проектов структурной перестройки экономики и т.п.
Долгосрочное рефинансирование в Украине
Кредиты рефинансирования сроком от 14 до 90 дней и от одного до пяти лет НБУ стал выдавать банкам только с начала мая 2020-го (без ограничения общего объема средств путем проведения количественных тендеров). Перечень приемлемого залога расширен: в залоговый пул включены корпоративные облигации, выпущенные под государственные гарантии, и муниципальные облигации. По состоянию на 11 августа 2020 года НБУ выдал кредитов рефинансирования сроком на пять лет общим объемом в 4,6 млрд грн под 6–8% годовых.
Вместе с тем стандартным операциям по рефинансированию банков, по моему мнению, не хватает направленности на достижение конкретных и измеряемых целей, отвечающих ожиданиям общества.
На сегодняшний день возможность получения банками рефинансирования не зависит от эффективности выполнения ими функции финансового посредничества, и направляется такое рефинансирование ими преимущественно на цели, отличающиеся от кредитования реального сектора, например, на покупку государственных ценных бумаг или иностранной валюты (в пределах валютной позиции). Опираясь на успешный международный опыт, можно утверждать, что внедрение целевого рефинансирования станет стимулом для повышения уровня кредитования и монетизации экономики, а значит, одним из факторов формирования мощного внутреннего рынка и повышения устойчивости экономики к шоковым влияниям, что в средне- и долгосрочной перспективе обеспечит надежную основу для сохранения стабильной и низкой инфляции. Количественным ориентиром объемов инвестиционного рефинансирования банков может быть уровень в 3% ВВП в среднесрочной перспективе, что соответствует уровню таких стран, как Грузия, Венгрия, Армения, Турция.
Международный опыт
С учетом разворачивания коронакризиса центральные банки стран Восточной Европы активно реагировали на новые угрозы макроэкономической стабильности. Меры поддержки включали расширение как механизмов рефинансирования банковских кредитов, так и операций с государственными ценными бумагами, операций по выкупу проблемных активов и т.п.
В марте—июне 2020 года из 14 стран Восточной Европы, валюты которых не относятся к резервным и которые проводят политику инфляционного таргетирования, 11 центральных банков осуществляли поддержку экономики через механизмы рефинансирования банков (включая кредитную поддержку специализированных программ по сниженным ставкам), из которых пять центробанков — в объемах свыше 1% ВВП (чистым приростом). Самые крупные операции рефинансирования банков зафиксированы в таких странах, как Венгрия (2,4% ВВП), Армения (2,1%), Турция (2,0%), Грузия (1,4% ВВП). На конец июня 2020-го уровень поддержки банковской ликвидности по этим инструментам в указанных странах превышает 5% ВВП. За ними следуют Россия, Албания, Азербайджан, Польша, где объемы рефинансирования колеблются в пределах 1–3% ВВП. В Украине же этот уровень составляет всего 0,2% ВВП.
Программа предоставления целевых долгосрочных кредитов рефинансирования банкам, действующая в еврозоне с 2014 года (TLTRO I — с июня 2014-го, TLTRO II — с марта 2016 года, TLTRO III — с сентября 2019-го), предусматривает рефинансирование банков еврозоны под кредиты, предоставленные нефинансовым корпорациям и домохозяйствам на льготных по сравнению со стандартными операциями условиях. Целью программы является смягчение кредитных условий для частного сектора и стимулирование банковских кредитов в реальный сектор.
В рамках актуальной Программы TLTRO III рефинансирование предоставляется на три года с началом выплат через два года и по ставке, которая может быть на 50 б.п. ниже средней ставки по депозитным операциям ЕЦБ (сейчас минус 0,5%), на период с 24 июня 2020-го до 23 июня 2021-го и на уровне средней ставки по депозитным операциям на период после 23 июня 2021 года.
В сущности, это создание системы «двойной ставки» (dual rate), которая позволит рефинансировать банки по ставке ниже той, которую они платят для депонирования средств в центральном банке. Объем и условия рефинансирования, которые имеют возможность получить банки, привязаны к объему их кредитов нефинансовым корпорациям и домохозяйствам и зависят от структуры кредитного портфеля банка.
Накануне введения программы ожидалось, что ее объем составит до 1 трлн евро. Но уже в июне 2020 года банкам было предоставлено целевое долгосрочное рефинансирование на сумму около 1,3 млрд евро, что увеличило остаток по долгосрочным кредитам рефинансирования ЕЦБ (вместе с предыдущими сериями) до 1,6 трлн евро.
Целевая программа Банка Венгрии («Финансирование ради роста», FGS) действовала в 2013–2017 годах и была обновлена в 2019–2020 годах. В рамках программы центральный банк осуществлял рефинансирование банков по нулевой процентной ставке на условиях направления средств на кредитование микро-, малых и средних предприятий на срок от трех до десяти лет и по ставке, не превышающей 2,5% годовых. Целевое назначение кредитов определялось центральным банком и включало: рефинансирование ранее полученных кредитов (в национальной или иностранной валюте), финансирование оборотного капитала, финансирование новых долгосрочных инвестиций и пре-финансирование займов из фондов ЕС.
За четыре года реализации программы (с июня 2013-го по март 2017-го) около 40 тысяч предприятий получили финансирование на сумму свыше 2,8 трлн форинтов (более 8 млрд евро, или 7% ВВП). На инвестиционные цели было направлено 60% этой суммы, на пополнение оборотных средств — 18%. После периода продолжительной стагнации ежегодные темпы роста корпоративных кредитов вернулись в диапазон 5–10%. По оценкам Банка Венгрии, реализация программы ускорила экономический рост в 2013–2017 годах на 2–2,5% по сравнению со сценарием медленного восстановления и на 6% по сравнению со сценарием продолжения кредитного кризиса. Это позволило создать около 20 тысяч рабочих мест в экономике.
В России активное применение инструментов инвестиционного рефинансирования произошло одновременно с началом цикла жесткой монетарной политики. С декабря 2014 года Центральный банк России резко повысил ключевую ставку с 9,5 до 17%. Но одновременно с этим было значительно расширено количество программ, в рамках которых ЦБР предоставлял рефинансирование банкам на реализацию определенных проектов по сниженным ставкам от 6,5 до 10,75% годовых. Уже через три месяца после указанного повышения ключевой ставки ЦБР начал программу льготного рефинансирования проектов малого и среднего бизнеса по ставке 6,5% годовых. С началом коронакризиса ЦБР создал новые инструменты предоставления льготного рефинансирования по ставке 4,5% годовых по кредитам банков для предприятий на неотложные потребности и с целью сохранения занятости (в том числе по кредитам без обеспечения). С 22 июня 2020-го ставка таких кредитов снижена до 2,5% годовых.
Выводы и рекомендации
Полученные украинскими банками кредиты рефинансирования на сегодняшний день в основном не связаны с инвестиционными проектами. Большинство из них используются коммерческими банками для покупки государственных ценных бумаг. Очевидно, это не является свидетельством эффективного применения денежного предложения.
С учетом вышеупомянутого считаю целесообразным внедрение Национальным банком целевой программы рефинансирования банков под кредиты реальному сектору на инвестиционные потребности и в поддержку оборотного капитала. Это позволит повысить эффективность института финансового посредничества в Украине и действенность монетарного инструментария Национального банка Украины.