Невыездные

11 мая, 17:01 Распечатать

Верховенство права для людей с инвалидностью по-украински.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Ссылаясь на экономические трудности, моральную устарелость транспортного парка и другие факторы, власти многих городов Украины принимают довольно непопулярные решения о повышении стоимости проезда в коммунальном транспорте. Вот и киевлян ожидает подорожание проезда до 8 грн. При этом мэр Киева обещает, что "льготы мы сохраним". Действительно ли это так, и что подготовила украинская власть для льготников? Попробуем разобраться.

14 марта 2018 г. Кабинет министров Украины принял постановление "Некоторые вопросы предоставления льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах" (далее — Постановление) и Порядок предоставления упомянутых льгот (далее — Порядок). Официальная позиция — монетизация льготы на проезд преследует цель устранить несправедливость "неравномерного доступа к указанной льготе, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению". На первый взгляд, государство заботится о своих гражданах. Но упомянутое Постановление содержит подводные камни как с законодательной, так и с общечеловеческой точки зрения, на которых я хотел бы остановиться.

Начнем с Постановления.Его авторы декларируют устранение социальной несправедливости, а значит, перемены к лучшему в жизни льготников. Однако это не отвечает истине. Статьей 3 действующей Конституции Украина провозгласила человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность наивысшей социальной ценностью в государстве, а также установила, что именно государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Следовательно, именно государство, а не местные органы власти, является гарантом соблюдения прав и свобод любого гражданина, в том числе представителей льготных категорий.

При этом статья 8 Основного Закона определяет, что Конституция имеет наивысшую юридическую силу, а законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься на ее основе и отвечать ей. Согласно части 1 статьи 46 Конституции граждане имеют право на социальную защиту, которую обязано обеспечивать государство.

Согласно статьям 3, 9 и части 2 статьи 19 Основного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать исключительно в интересах граждан, а государство не вправе делегировать местным радам общегосударственные функции и собственные конституционные обязанности перед гражданами. Конституционный суд (решение №3-рп/2012 от 25 января 2012 г.) подчеркивает, что изменение механизма начисления социальных выплат и пособий должно происходить согласно критериям пропорциональности и справедливости и является конституционно допустимым до тех границ, за которыми подвергается сомнению собственно сущность содержания права на социальную защиту. Таким образом, мы видим, что согласно нормам, закрепленным Конституцией, государство не вправе перекладывать свои непосредственные обязанности по социальной защите населения на местные органы власти.

Теперь обратимся к Закону "Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине". Так, его статьей 38-1 предусмотрено, что "транспортное обслуживание инвалидов осуществляется на льготных условиях", и представители льготных категорий имеют право на бесплатный проезд всеми видами пассажирского городского транспорта, а также всеми видами пригородного транспорта, и на 50-процентную скидку на проезд воздушным, железнодорожным и автобусным транспортом в период с 1 октября по 15 мая. Что же вместо этого предлагает Постановление? Выплату компенсации за 30 поездок, исходя из расчетов стоимости проезда городским коммунальным транспортом. Действительно ли эта замена является адекватной? Думаю, ответ понятен и без подсказки.

Прежде чем перейти к комментариям собственно к тексту Постановления, попробуем смоделировать ситуацию, когда льготы все же начали предоставлять в наличной форме. Во-первых, непонятно, как именно авторы Постановления предлагают рассчитываться за проезд инвалиду по зрению. Представим себе: человек в общественном транспорте передает деньги за проезд, неизвестно какие (поскольку не видит купюр) и неизвестно кому (поскольку не видит кондуктора), получает сдачу и пересчитывает ее. Это нонсенс с точки зрения здравого смысла, не говоря уже о том, что могут найтись желающие воспользоваться беспомощностью незрячего человека. К сожалению, подобные перспективы существуют, и именно они приводят в отчаяние представителей этой льготной категории.

Во-вторых, учитывая размер пенсий и социальных выплат, получаемых льготниками, у них всегда найдутся более неотложные статьи расходов: питание, лекарства, наконец одежда. Совсем небольшая сумма компенсации (чуть ниже мы сможем ее рассчитать, исходя из стоимости проезда в коммунальном транспорте в Киеве) разойдется незаметно и совсем не обязательно по назначению, однако люди с инвалидностью будут лишены законного права на передвижение. Именно это подчеркивают специалисты, работающие с людьми, которые получили инвалидность вследствие психических расстройств. Эти специалисты заранее предупреждают о нецелесообразности монетизации для инвалидов с хроническими психическими расстройствами, включая умственную отсталость разных степеней. Очень часто бывают ситуации, когда инвалид потратил все деньги семьи, после чего он (она) вместе со старенькой мамой варит картофельные очистки несколько дней, чтобы дожить до дня получения пенсии. Возвращаясь к перспективе повышения стоимости проезда в Киеве и других городах Украины, уже сейчас мы можем констатировать, что суммы, рассчитанные Минфином, не покроют даже минимальную потребность льготников.

А теперь о подводных камнях Порядка, в котором перечислены категории льготников, имеющих право на получение льгот в наличной форме, и определен порядок наличных выплат. Чрезвычайно интересен пункт 4 Порядка, определяющий, каким именно образом будут начисляться наличные выплаты. Размер ежемесячной наличной выплаты "определяется путем умножения средней стоимости проезда в городском коммунальном транспорте в области (г. Киеве) на 30 поездок". Проводим совсем несложные вычисления. В Киеве есть четыре вида коммунального транспорта, проезд в трех из них стоит 4 грн за одну поездку, в одном — 5 грн. Средняя стоимость поездки составляет 4,25 грн. Умножаем ее на 30 поездок, и получается, что каждый киевлянин, входящий в число льготников, должен получить компенсацию в сумме 127,50 грн. Продолжая расчеты, напомним, что коммунальный транспорт в нашем городе ходит плохо и далеко не везде, то есть ради экономии времени или из-за отсутствия коммунального транспорта люди вынуждены передвигаться на маршрутках, стоимость проезда в которых значительно выше. Если же упомянуть о том, что проезд в крупных городах предусматривает пересадки, иногда даже несколько, становится понятно, что наличные средства будут потрачены значительно быстрее. Теперь упомянем о льготном проезде лиц с инвалидностью первой группы и детей, которым установлена инвалидность. Безусловно, передвигаясь по городу, они нуждаются в посторонней помощи (сопровождении). На этот случай Порядком предусмотрено удвоение суммы наличных выплат. Но с учетом изложенного выше понятно, что удвоенной суммы компенсации будет мало. Средства закончились, и что делать дальше? Жить в четырех стенах? Платить сопровождающему из собственной пенсии?

Сложнее всего будет тем льготникам, которые проживают в небольших городах и ездят на работу, например, в Киев, пользуясь, соответственно, пригородным или междугородным видом транспорта. До сих пор они имели право на бесплатное пользование упомянутыми видами транспорта. Теперь сумму ежемесячной компенсации им увеличат на 20%, исходя из стоимости проезда коммунальным транспортом. Не секрет, что на пригородных и междугородных маршрутах очень мало коммунального транспорта, значительно большее количество маршрутных такси. Итак, отнимая у людей право бесплатно передвигаться в пределах района или области, им предлагают увеличить выплаты на 20%. Это колоссальная экономия для государства, однако полная катастрофа для лиц с инвалидностью.

Перспектива передвигаться за свой счет разрушительна и для общественно-полезной, и для общественной, и для культурной жизни лиц с инвалидностью. Это же касается и обучения. Что делать, если ездишь на учебу в другой конец города, с несколькими пересадками, и деньги закончились где-то через две недели? Бросать учебу? Ездить за свой счет? Ответов на эти вопросы у нас тоже нет. Но ведь, кроме работы и учебы, у человека с инвалидностью есть еще и другие потребности. Это отдых, оздоровление, лечение, реабилитация, участие в культурно-художественной жизни. Мизерная монетизация льготы на проезд фактически лишает его этого права, замыкая в четырех стенах собственного жилья.

Какой выход из этого положения мы можем предложить? Установка валидаторов на всех видах транспорта, включая маршрутные такси, за счет перевозчика (вероятно, это можно будет сделать за счет беспроцентного кредита на установку валидатора, предоставленного перевозчику). В этом случае перевозчик с помощью валидатора четко фиксирует, сколько льготников он перевозит в течение дня (недели, месяца, года), и передает эти данные органам государственной власти на местном уровне. Количество перевезенных льготников будет четко зафиксировано, что сделает невозможными злоупотребления как со стороны перевозчика, так и со стороны государства. По предоставленным результатам государство компенсирует перевозчику затраты на перевозку представителей льготных категорий. Не будем забывать, что все они, независимо от местожительства, граждане Украины, и имеют льготы, установленные и гарантированные государством.

Самым интересным является, наверное, пункт 6 Порядка. Согласно ему лицо, имеющее право на льготы по оплате проезда и проживающее на территории, где не внедрена их монетизация, приехав на другую территорию, должно получить билет с печатью перевозчика и подписью ответственного лица об оплате им проезда. Только при наличии этого документа упомянутое лицо имеет право на возмещение расходов на проезд, осуществляемое органом местного самоуправления по месту проживания. Если же этого по каким-то причинам не произошло, то льготник может обратиться в суд. Не кажется ли уважаемым господам, что в этом случае государство окончательно перекладывает собственные обязанности на плечи людей, которым само предоставило льготы? Особенно тяжело в этом случае будет людям с нарушениями зрения, слуха, а также тем, кто передвигается на инвалидной коляске. Не говоря уж о том, что судиться можно и пять, и десять лет, но даже если суд будет выигран, не предусмотрены механизмы взыскания этих денег.

Подводя итоги, хотел бы задать читателям вопрос, который, на первый взгляд, непосредственно не касается темы статьи. Итак, что будет, если бросить лягушку в кастрюлю с горячей водой? Ответ прост: лягушка сразу же решит, что ей некомфортно, и выпрыгнет наружу. А если эту же лягушку положить в кастрюлю с холодной водой, поставить кастрюлю на огонь и постепенно нагревать? Тогда лягушка заметит, что вода становится теплее, но не обратит на это внимания, и в результате сварится. К чему я веду? Многое в жизни накапливается постепенно, в том числе и ограничения прав. И наша задача — не быть лягушкой, потерявшей бдительность в теплой воде, не замечая ее нагревания, то есть знать свои права и уметь их отстаивать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно