Прежде всего это касается выведения в Украине из обращения мягких и твердых иностранных валют. Отказ от назначенного на 18 февраля шага - впрочем, как все понимают, вынужденный, под давлением правительства - не поколебал уверенности председателя правления НБУ Виктора Ющенко в том, что мера эта была своевременной и реализовать ее необходимо непременно до проведения денежной реформы. Свою позицию главный банк страны собирается отстаивать и в Кабмине, и перед профильной комиссией Верховного Совета. Так что вопрос о прекращении действия лицензий на торговлю за валюту окончательно не закрыт.
Как Виктор Андреевич объяснил журналистам на пресс-конференции 1 марта, эта мера касается лишь 1126 структур, на которые приходится около 4 процентов украинского товарооборота. Резонен вопрос: если уж она вызвала столь резкое неприятие во властных верхах, то на какой же тогда основе решать проблему упорядочивания работы тех же обменных пунктов (последняя, как известно, затрагивает интересы куда большего числа бизнесменов).
Впрочем, долларизация украинского рынка - не единственная «головная боль» главного банка страны. Хотя в целом ликвидность нашей банковской системы достаточна (по оценкам В.Ющенко, к 1 марта имелся резерв в 56 триллионов карбованцев, то есть вдвое больше необходимого «минимума прочности»), и к ней в некоторой степени применима поговорка: «Где тонко, там и рвется». По-прежнему очень остро стоит вопрос о ликвидности целого ряда коммерческих банков. Как известно, 21 из них завершил минувший год с убытками, и на сегодня, несмотря на принимаемые меры, большие проблемы у 17. Нынче, как подчеркнул председатель правления НБУ, формируется список коммерческих банков, у которых есть перспектива санации. А «неизлечимо больным», безусловно, предстоит стать банкротами.
Увы, не исключено, что этот печальный список вскоре могут пополнить и банкроты не по своей вине. Агропромбанк «Украина» - здесь кандидат №1, если, конечно, начнется реализация постановления Верховного Совета Украины от 14 февраля с. г. «О состоянии подготовки и создании благоприятных экономических условий для проведения весенне-полевых работ в 1995 году». Что же, постановление такое - одних лечит, других калечит? Все от нашей бедности. Безусловно, многим сельскохозяйственным товаропроизводителям не под силу нынче рассчитываться за прошлогодние кредиты, так депутаты пошли по пути наименьшего сопротивления: а давайте-ка прижмем банки, этих современных «мироедов». Особенно примечателен пункт 3 одобренного в парламенте документа, в котором указание дано не только Нацбанку (ему-то ВС указывать имеет право), но и банкам коммерческим: пролонгировать на 5 лет под чисто символические проценты задолженность по кредитам не только селянам, но и поставщиком нефтепродуктов, запчастей и ресурсов по госконтракту.
По оценкам некоторых экспертов, такой широкий жест обернется только для агробанка «Украина» кругленькой суммой - 19 триллионов карбованцев. Нетрудно предположить, что к лету все это может аукнуться хронической непроводимостью платежей во всем сельском хозяйстве. Не хочется верить, что именно этого и добиваются...
Какова же позиция НБУ по данному вопросу? Не вдаваясь в анализ экономической сути постановления, Виктор Ющенко высказал свою точку зрения: несправедливо помогать аграрному сектору за счет того же аграрного сектора. Решение о пролонгации кредитов должно реализовываться либо за счет бюджета, утверждение которого планируется теперь уже в марте, либо за счет эмиссии НБУ. Но здесь последнее слово опять-таки за парламентариями.
Пока обижаться на сам Нацбанк аграриям не приходится. К сегодняшнему дню никто не дал селу больше реальных денег, чем агробиржа, созданная при активнейшем участии НБУ. По результатам семи торгов полученная только по спотовым операциям сумма превысила 2 триллиона карбованцев. Плюс еще 247 миллиардов по операциям форвардным, то есть под будущий урожай.