Вековые исторические здания Вены создают впечатление построенных буквально вчера. Австрийцы тщательно относятся и к современным проектам, и к комфорту проживания граждан, а «автомобильный» вопрос здесь, похоже, решен раз и навсегда…
Страна без заторов
В Вене, как, похоже, и во всей Австрии, не существует заторов автотранспорта. Максимум несколько минут на светофоре — и автомобиль «летит» дальше. Причин несколько.
Главная — основные улицы даже в самом центре города изначально планировались с огромным запасом «прочности». Практически все основные транспортные артерии города имеют по 12–16 полос, включая велосипедные и пешеходные. Одна-две велодорожки, три-четыре пешеходные зоны, две обязательные полосы по краям трассы, выделенные исключительно под стоянку авто по всей длине улицы, одна-две трамвайные линии, ну и от шести до восьми полос собственно для движения автотранспорта в обе стороны.
Парковки для автомашин в центре города в рабочее время исключительно платные. Не просрочена ли оплата — проверяет не инспектор коммунальной службы, а строгие полицейские со сканером. Время стоянки ограничено. Стоимость кратковременной парковки в центре — около 2 евро за час (на окраинах в «перехваточных» паркингах в те же 2 евро обойдется целый день паркинга). Стоимость парковки в центре для местных жителей — по специальным наклейкам — бесплатно.
Еще одной из причин транспортного благополучия даже в самых центральных локациях являются многочисленные подземные паркинги. Они — едва ли не под каждым старинным зданием, заезды в них чрезвычайно широки, с минимальным наклоном и зачастую состоят из двух полос — на въезд и на выезд.
Паркинги в Вене — на каждом шагу. Кроме подземных в центре и по всем районам города, есть и многоуровневые в прицентральных районах. Правда, парковаться там дороже, чем на улице.
Вот только во дворах домов и жилых комплексов ни одного автомобиля выискать не «посчастливилось». Видимо, парковка во дворе дома, в котором живешь, считается у австрийцев — impossible, просто невозможной.
Цена личных паркомест в подземных паркингах — от 20 до 115 тыс. евро (в самых топовых домах центра).
Еще одна причина транспортного порядка в городе — велосипеды. Их не тысячи. Их, скорее всего, десятки тысяч, и они везде. Их можно увидеть «привязанными» на специальных велопарковках даже возле Венской оперы и днем, и ночью.
Ну и, конечно же, гламурные трамваи Вены, в которых не довелось в час пик увидеть висящих друг на друге людей, что очень далеко от сервиса киевских перевозчиков.
На иной планете
Еще не так давно по историческим меркам — с 1772 по 1914 год — Львов пребывал в составе Австрийской (а затем Австро-Венгерской) империи. И именно на архитектуру «австро-поляков» в этот город слетаются туристы из разных стран мира.
Полстолетия «совдепии» и 30 лет последующей украинской олигархической системы экономики оставили неизгладимый шрам на украинском Львове.
Слегка подмарафеченые фасады и одновременно унылая изнанка домов — в основном облупленная сторона старинных строений, темные, зачастую грязноватые дворы.
Имперское наследие Львова разрушается банально из-за недостатка финансов на реставрацию и отсутствия желания расчищать «авгиевы конюшни». А многие красивые старинные виллы, подкрашенные с улицы, в подвалах подтапливаются грязными канализационными стоками даже в самых лучших местах города.
Лестничные площадки (даже в «люксах» и «полу-люксах») оставляют желать лучшего, не говоря уже об обычных старинных зданиях, которые просто медленно, но уверенно, ветшают и разрушаются.
Современная жилая и коммерческая постройка почти так же убога и депрессивна, как и столичная.
Во Львове есть и свои «Позняки—Осокорки—Харьковский», где «счастливые» инвесторы через несколько дней после вселения в вожделенные квартиры начинают замечать, что во дворах ступить негде из-за беспорядочно припаркованных авто. А многоэтажные свечки создают эффект не только «рассмотри дизайн пижамы соседа», но и «двор, где не видно неба».
Зато современные торговые центры сверкают благополучием влитых в них миллионов долларов.
За те же годы Австрия, и Вена в частности, превратилась в одно из лучших мест для жизни на земле.
Архитектура без «свечек»
«Фишка» Вены — в архитектуре и планировке кварталов. Со знаменитого венского колеса обозрения не получилось увидеть ни одной «свечки», если не считать всего лишь нескольких силуэтов офисных небоскребов вдалеке, напоминающих аналоги подобных творений самого богатого района Нью-Йорка — Манхэттена.
Нигде в Вене нет и «стаи» домов, чисто по-львовски запакованных на минимальной территории, как шпроты в консервной банке.
Вена — это роскошные отполированные старинные вековые здания — дворцы, в которых либо размещены коммерческие учреждения, либо живут люди.
Вена — это здания 50-х годов, по-военному простые, но аккуратные и чопорные.
Вена — это и стильные здания 70-х и 80-х годов, по количеству этажей напоминающие киевские «совмины», но больше ничего общего с ними не имеющие.
Наконец, Вена — это современные постройки, преимущественно малоэтажные здания, объединенные чем-то напоминающей «скандинавскую» концепцией жилого комплекса.
Отличительная особенность архитектуры Вены в местах новой застройки — не только полное отсутствие машин во дворах (они все под землей либо на специально отведенных полосах улиц). Это и огромные придомовые территории с симпатичными, как на картинке, зелеными насаждениями и креативными детскими площадками из дерева, метала и песка.
Необходимая инфраструктура присутствует в виде известных европейских продуктовых сетей. Никаких «народных» сетей для малообеспеченных.
Прямо посреди дворцов и жилых кварталов вдруг из ниоткуда возникают наземные стеклянные купола. Это альтернатива эскалаторам — лифты прямо на перрон метро.
Совершенно изумительные «королевские» скверы и парки едва ли не в каждом квартале — еще одна приятная особенность этого города.
А еще не получилось найти в Вене ни одного нависающего над пешеходной зоной ТЦ-монстра. Не удалось заметить ни одного ломбарда, ни одной микрофинансовой «забегаловки» и ни одного заведения типа «быстро выпей», свидетельствующих о соответствующем уровне благосостояния населения.
Неожиданные цены
Средний доход жителя Вены превышает 2 тыс. евро нетто, т.е. после уплаты налогов. А еще у многих австрийцев есть 13-я зарплата (к рождественским праздникам), 14-я зарплата (на летний отдых), и 15-я зарплата (для банковских служащих на поддержание соответствующего статуса).
Соответственно — город этот не дешевый.
Кроме вполне комфортной и сравнительно недорогой оплаты проезда в развитом общественном транспорте города, приятно удивили и цены на некоторые продукты в основных сетях (приведены цены в гривневом эквиваленте на качественные, хотя и акционные товары): 1 кг сахара — чуть меньше 30 грн, 1 л растительного масла — чуть ниже 40 грн, шоколад известной швейцарской фирмы — на 50% дешевле, чем в Украине. Известное своим качеством местное австрийское пиво стоит около 13 грн, что очевидно дешевле достаточно непритязательных аналогов нашего разлива (в Украине баночка того же производителя стоит около 30 грн). Полуторалитровая бутылка их минералки стоит около 8 грн (по такой цене у нас разве что вода «из-под крана»).
Причины этих украино-австрийских ценовых перекосов, скорее всего, множественны. Тут не только ввозные налоги, тут — и наш местный монополизм, и сговор сетей, и супермаржа на некоторые виды продуктов и товаров в наших рознице и опте, и банальное желание части бизнеса «сорвать барыш» не на обороте и качестве, а наценкой.
То же касается и отдыха на раскрученных национальных курортах.
Еще немного, и образно говоря, съездить на недельку в Вену будет дешевле, чем на три дня — в Одессу.
Недвижимость по адекватным ценам
Естественно, дворцы-квартиры в центре или ультрасовременные апартаменты для людей с неограниченными финансовыми возможностями в Вене будут стоить дорого. 8 тыс. евро за квадратный метр — еще не самый высокий ценник.
Однако наряду с эксклюзивными вариантами, квартиры в хороших районах, в домах столь же аккуратных и симпатичных (но без царского размаха) могут стоить около 3–3,5 тыс. евро за квадрат.
Особо стоит выделить так называемое социальное жилье в новых домах. К примеру, в очень престижном, прилегающем непосредственно к центру города зеленом районе №2 Вены, Леопольдштадте (недалеко от парка развлечений Пратер и колеса обозрения) аренда 100-метровой трешки от частной фирмы обходится в 700 евро в месяц, плюс 100 евро за подземный паркинг.
Получить такое жилье, конечно, непросто, однако и 25 лет «стоять» в очереди не нужно. Как правило, обычные жители, в т.ч. трудовые мигранты из близлежащих европейских стран такое жилье могут получить в бессрочное пользование, соответственно зарегистрировавшись в самом начале строительства дома. Таким же образом можно заполучить в «бессрочку» и целый дом в 170–200 кв. м с земельным участком для сада-огорода в очаровательном пригороде за 1200 евро ежемесячно.
А ведь дома такого класса не строятся ни во Львове, ни в столичном Киеве.
Симпатичные, обязательно 5–6 этажные строения (опять-таки в «скандинавском» стиле) с «безразмерной» придомовой территорией, зачастую расположены в центральных районах. В наших мегаполисах квартиры такого качества и по цене 3 тыс. долл. за кв. м даже на окраинах не купишь.
Коммерческая аренда обычного несоциального жилья — тоже (сравнительно с доходами местных жителей) не особо зашкаливает.
Основа австрийского чуда
А ведь это — результат стабильной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни, плюс адекватная разница между средней зарплатой по стране и доходами топ чиновников.
Ни в Австрии, ни в любой другой цивилизованной стране Европы невозможна ситуация, схожая с украинской, когда рядовые работники компании получают среднюю зарплату в 200 долл., а доход руководителя госкомпании составляет десятки тысяч долларов ежемесячно.
Экономический прыжок Австрии зачастую связывают с аналогичными процессами в Германии. Поддержка низкого уровня инфляции и безработицы, высокие темпы роста ВВП, значительный рост промышленного производства, социальные гарантии населению превратили Австрию в одну из наиболее развитых стран Европы.
В свою очередь Украина по сути потеряла три последних десятилетия и для экономики, и для граждан. Более того, за это время архитектура страны изуродована до предела.
Вместо жесткого пресечения монополий страна стала практически «заповедником» олигархии. Результат мы наблюдаем сегодня.
Вместо буквально «вылизанных» исторических зданий — разрушающееся архитектурное наследие, вместо реального (не косметического) роста экономики и промышленности — стагнация и перманентные финансово-экономические кризисы, вместо стержня экономики в виде среднего класса — паразитирование на финансах гастарбайтеров и бесконечная пирамида долгов.
Вот поэтому нашим соотечественникам стоит хоть ненадолго посетить Вену и узнать — какой могла бы быть сегодня наша страна. Если бы не…
Все статьи Вадима Башты читайте здесь.