Уже почти пять лет на госбанки в Украине приходится более половины банковского рынка, и их доля продолжает неуклонно расти. Фактически правительству принадлежит банковская группа, занимающая доминирующее положение на рынке. Большая доля госбанков разве что в России и Китае. При этом три из четырех крупнейших банков страны, находящихся в управлении государства, малоэффективны и требуют постоянной подпитки ресурсами из госбюджета, фактически из кармана каждого украинца. Отсутствие честной конкуренции демотивирует международных игроков инвестировать в капитал банков в Украине. В результате украинцы не имеют привлекательных ставок на кредиты.
Сегодня в собственности государства: Приватбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк. И они же занимают в банковской системе первые четыре места по активам. В целом, по данным НБУ, на 1 июля 2020 года доля госбанков в чистых активах банковской системы составляла 54,3%. При этом они сосредоточили более 55% средств клиентов всех банков.
Напомним, что высокая доля госкапитала в украинском банковском секторе — следствие кризисов. В 2008 году она составляла по активам всего около 10%. А после кризиса 2008–2009 годов удвоилась и стала сопоставима с показателями Польши и Сербии. Однако с 2015 года она стремительно выросла до 50% и продолжает увеличиваться год от года, несмотря на регулярные обещания властей обеспечить противоположную динамику.
Ключевыми факторами стали национализация Приватбанка и переход многих клиентов в госбанки, ведь те воспринимались как тихая гавань в период финансовых кризисов и реформ банковской системы. В результате сегодня на финансовом рынке Украины сложилась явно ненормальная ситуация с доминированием госсектора.
Плохая компания
В мире существование банков, принадлежащих государству, является, скорее, экзотикой.
«Если посмотреть на долю банковского госсектора в целом по миру, то очень четко видна тенденция: чем более экономически развитая страна, тем меньше в ней доля госсектора. Список стран, где доля государственных банков наибольшая, включает в себя такие государства, как Алжир, Ирак, Сирия, а Украина ориентируется на более развитые западные рынки», — отмечает заместитель директора представительства ЕБРР в Украине Александр Павлов.
В регионе Центральной и Восточной Европы, состоящем из 18 стран, лишь госбанки Украины, Беларуси и России контролируют более половины финансового рынка услуг своих стран.
Известно, что именно банковская система имеет гораздо более низкий порог монопольного положения, чем другие отрасли экономики. Банк с долей 20% уже может задавать погоду на рынке, манипулируя процентными ставками или межбанковскими операциями.
По факту крупнейший банк Украины — Приватбанк — имеет долю в 28% активов всей банковской системы. Социальное значение банка еще выше. Приватбанк сосредоточил 32% кредитов и 32% депозитов физических лиц.
Господдержка неэффективности
«Вопрос не только в потенциальных нерыночных преимуществах на банковском рынке, но также в эффективности управления госактивами с целью получения максимальной отдачи и избежания вынужденной поддержки госбанков государством за счет налогоплательщиков. К сожалению, госбанки в этом пока не очень хорошо себя зарекомендовали за годы, предшествующие реформе, — отмечает Александр Павлов. — Превалирующее положение госбанков на рынке — это прежде всего элемент неэффективности, создающий дополнительные ненужные риски на банковском рынке в стране, которая является развивающимся рынком и у которой и так хватает элементов нестабильности».
Но главное, это дорого для всей страны, для каждого отдельного налогоплательщика, который, по сути, финансирует малоэффективные государственные банки, ошибки менеджмента или проблемные кредиты.
Причем «плохие» кредиты — это проблема не только старейших государственных банков, но и новичков госсектора. В 2016 году объемы неработающих кредитов государственных банков резко выросли именно за счет национализации Приватбанка. Многие выданные банком кредиты после национализации были признаны неработающими. Практически все они были зарезервированы на 100%, а нехватка капитала профинансирована за счет государства.
Из-за хронических убытков и проблемных кредитов госбанков правительство вынуждено постоянно увеличивать их капитал. Как правило, выпуская новые долговые обязательства. Только за 2014–2017 годы на увеличение капитала госбанков было потрачено 9 млрд долл. (эквивалент 9% ВВП Украины по меркам тех лет). В то же время на здравоохранение и образование из бюджетов всех уровней ежегодно суммарно расходовалось по 9% ВВП. То есть за счет средств, израсходованных на госбанки, можно было год содержать всю медицину и образование или же долгосрочно нарастить их финансирование минимум на 20%! При этом государственные банки еще и являются главными получателями рефинансирования НБУ.
«Всего с 2009 года на рекапитализацию, национализацию и прочие меры по спасению и поддержке госбанков Украины потрачены 15 млрд долл., — утверждает старший банкир, руководитель бизнеса финансового сектора ЕБРР в Украине Оксана Яворская. — Эта цифра не включает недополученные от Ощадбанка платежи в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). А это и есть самая большая преференция госбанкам. Это отчисления в размере как минимум 0,5 и 0,8% от объема привлеченных банком гривневых и валютных депозитов ежегодно. По сути, речь идет о косвенной докапитализации Ощадбанка государством на значительные суммы. В связи с этим мы приветствуем и поддерживаем решение по включению «Ощада» в систему гарантирования вкладов до конца этого года».
Вместе с тем существуют и другие формы поддержки правительством госбанков. Например, с целью поддержки валютных нормативов в капитал госбанков в крупных объемах внесены индексированные облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Одновременно была принята норма, трактующая их как валютные активы.
По данным НБУ, сегодня 84% ОВГЗ в собственности отечественных банков находятся в портфелях именно государственных банков. Отметим, что из почти 400 млрд грн ОВГЗ в госбанках свыше половины — это капитальные ОВГЗ, то есть внесенные государством для капитализации банков. Тут возникает конфликт интересов и еще один источник неэффективности работы как банков, так и экономики в целом. По сути, государство как собственник банков кредитует само себя как заемщика.
Стратегия продажи
Еще в 2016 году Минфин в тесном сотрудничестве с международными финансовыми институтами подготовил стратегию развития банков госсектора. Главная задача стратегии — снизить долю госбанков путем их полной либо частичной продажи и повысить тем самым эффективность банковской системы.
Однако стратегия фактически не реализуется и остается только на бумаге. Пока никому не удалось разорвать порочный круг: новая власть, новый менеджмент госбанков, докапитализация за счет бюджетных средств. Все это вместо строительства новых дорог, школ и больниц.
Сложившаяся ситуация кажется выгодной всем, кроме налогоплательщиков. Государство и менеджмент банков не хотят принимать непопулярных решений. Олигархи, пользуясь возможностью, не погашают проблемные многомиллионные кредиты.
«Как и предусматривается стратегией развития госбанковского сектора (обновленная редакция недавно была утверждена Кабмином), доля государства в капитале и активах банковской системы должна быть снижена минимум в два раза. Этого можно достигнуть только путем трансформации этих банков, путем реформы корпоративного управления в этих банках и дальнейшей их продажи. Поэтапной или одномоментной. Это в каждом конкретном случае может решаться индивидуально, — считает Александр Павлов. — Мы должны дойти до ситуации, когда в банках есть профессиональные наблюдательные советы и выстроенная система корпоративного управления по международным стандартам. Во многом эта задача уже выполнена, но возникают еще «временные сложности» на этом пути. У каждого банка они свои. Процесс реформы идет, но медленнее и не так гладко, как нам бы хотелось».
Вопрос за реализацией
Когда же правительство Украины воплотит свою стратегию в жизнь? Пока заметно явное отставание по срокам, но генеральной цели — постепенной приватизации госсектора и обеспечения операционной самостоятельности госбанков — чиновники (похоже, под давлением международных финансовых организаций) пока придерживаются.
В любом случае для обеспечения деятельности госбанков в интересах налогоплательщиков крайне важно, чтобы государство управляло своими инвестициями в банках не в ручном режиме, а на коммерческой основе, прозрачно, пользуясь правилами, разработанными в развитых странах. Собственники не должны влиять на операционную деятельность хорошо налаженного банковского бизнеса. Тогда и спрос на доли в украинских госбанках наверняка появится. И, главное, рынок банковских услуг станет конкурентным, что со временем однозначно позитивно скажется и на благосостоянии рядового украинца. Ведь в неэффективном государственном банковском исполине кроется одна из причин высоких налогов, недостаточных социальных программ государства, а также опосредовано — высоких ставок по банковским кредитам для добросовестных заемщиков.
Читайте все статьи автора.