Никаких исключений: ЕС выступает против разрешения Венгрии и Словакии покупать российские энергоносители

Поделиться
Никаких исключений: ЕС выступает против разрешения Венгрии и Словакии покупать российские энергоносители © Европейский парламент
Вопрос хотят решить до Рождества.

Европарламент выступает против предоставления странам-членам, не имеющим выхода к морю, исключений на импорт нефти и газа из России в случае внезапного перебоя с поставками. Об этом сообщает Euronews со ссылкой на источники в ЕС.

Сейчас Евросоюз обсуждает механизмы запрета на импорт российских энергоресурсов. Инициатива развивает поданное в июне предложение Европейской комиссии полностью прекратить энергетическую зависимость ЕС от Москвы до 2027 года.

Переговоры между правительствами стран ЕС, Европарламентом и Еврокомиссией продолжаются. Предварительно достигнуто неформальное соглашение: страны, более зависимые от импорта энергии, в частности Венгрия и Словакия, могли бы получить право на исключение — разрешить импорт российских энергоресурсов в случае энергетического кризиса.

Однако депутаты настаивают: никаких лазеек и исключений быть не должно, поскольку необходимо гарантировать, что российские ископаемые ресурсы полностью исчезнут из энергобаланса ЕС.

По данным ежегодного доклада Еврокомиссии о состоянии Энергетического союза, опубликованного 6 ноября, импорт российского газа (трубопроводного и СПГ) с августа 2025 года занимает 12% в общем объеме импорта газа ЕС. Это резкое падение по сравнению с 45% в 2021 году, но парламентарии указывают: даже этот показатель означает около 210 миллиардов евро, которые продолжают поступать в российский бюджет.

Латвийская депутат Европарламента Инесе Вайдере из Европейской народной партии в прошлом месяце заявила в сессионном зале, что "непостижимо", как ЕС до сих пор покупает российские энергоносители после трех лет войны в Украине.

"Позиция Парламента значительно жестче предложения Комиссии: запретить импорт как российского газа, так и нефти, включая через посреднические страны, начиная с 1 января 2027 года. Более того, временное приостановление этого запрета недопустимо ни при каких обстоятельствах", — сказала она в Страсбурге во время рассмотрения законодательства.

"К сожалению, позиция государств-членов значительно слабее — она предусматривает только запрет газа и только с 2028 года, предоставляя необоснованные исключения Венгрии и Словакии, которые имеют альтернативные возможности поставки", — добавила Вайдере.

Некоторые депутаты признают трудности с обеспечением газа, с которыми сталкиваются страны без выхода к морю, но отмечают: инфраструктурные проекты трубопроводов в Болгарии и Румынии могут обеспечить надежную альтернативу и способствовать диверсификации рынка.

По оценкам, часть этих проектов заработает в 2026-2027 годах, а это, по мнению депутатов, даст энергетическим операторам достаточно времени, чтобы переключиться на других поставщиков.

Дипломатический источник ЕС сообщил Euronews, что Парламент "видит все лазейки и хочет их закрыть", добавляя, что аргументация депутатов "лишена надлежащего технического понимания вопроса".

Несмотря на разногласия, другой дипломат ЕС отметил: все стороны переговоров стремятся достичь политического соглашения до Рождества. Следующий раунд переговоров должен состояться в четверг.

Румынский газопровод

Министр энергетики Румынии Богдан Иван в июле назвал завершение строительства газопровода "Тузла-Подошор" переломным моментом для страны.

"Румыния входит в новый этап: от потенциала к реальной реализации ресурсов Черного моря", — написал он.

Газопровод "Тузла-Подошор" длиной 308 километров является частью проекта Neptun Deep — масштабного шельфового газодобывающего проекта в румынской части Черного моря, который может стать альтернативой российскому газу для стран вроде Венгрии и Словакии.

По информации Transgaz, румынского оператора национальной газотранспортной системы, Neptun Deep позволит Бухаресту поэтапно увеличивать экспортные мощности в Венгрию — с нынешних 2,63 миллиарда кубометров в год до 2,98, 4,38 и 5,32 миллиарда до 2029 года.

Однако, с точки зрения венгерского правительства, законодательство, которое сейчас обсуждается, — это вопрос энергетического суверенитета.

"Они называют это диверсификацией, но на самом деле это отрезает один из наших жизненно важных маршрутов поставки нефти. Комиссия полностью игнорирует тот факт, что это регулирование уничтожает энергетическую безопасность государств-членов ЕС. Энергия не должна быть политическим вопросом", — заявил министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто.

В то же время, согласно документам Еврокомиссии, комиссар по энергетике Дан Йоргенсен недавно встречался с представителями венгерской нефтегазовой компании MOL, чтобы оценить возможность постепенного отказа от российских энергоресурсов.

Датский комиссар обсудил варианты диверсификации для нефти и газа, в частности использование хорватского нефтепровода Janaf как альтернативы российскому трубопроводу "Дружба", который долгое время обеспечивал поставки странам без выхода к морю.

Нефтепровод Janaf, также известный как "Адрия", берет начало в терминале Омишаль на Адриатическом море и имеет ответвления к нефтеперерабатывающим заводам Хорватии, Венгрии, Сербии, Словакии и Словении.

Впрочем, представители MOL утверждают, что "Адрия" пока не готова справиться с нагрузкой и выражают сожаление по поводу недостаточных инвестиций Хорватии.

"Развитие только венгерского участка недостаточно, и мы до сих пор не имеем надежной информации о состоянии и пропускной способности хорватской части", — сказал представитель MOL Амбруш Галас. — "Пока мы знаем лишь то, что Janaf, нарушив условия контракта, не смог доставить заказанный объем в срок".

Гомайюн Фалакшахи, старший энергетический аналитик агентства Kpler, заявил, что полный запрет ЕС на российские ископаемые ресурсы "несет непропорционально больший удар" по странам без выхода к морю, которые до сих пор полагаются на "Дружбу" для поставок сырой нефти.

"Janaf может помочь Венгрии и Словакии отказаться от "Дружбы", так же как Чехия прекратила импорт российской нефти и перешла на Трансальпийский нефтепровод", — сказал он. — "Но это будет означать более высокую себестоимость для MOL из-за более дорогого импортного сырья, а также потребует технических изменений на нефтеперерабатывающих заводах".

 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме