Многолетняя борьба Польши за право голоса в европейском руководстве, возможно, наконец, набирает обороты благодаря возрождению давно переставшего действовать "Веймарского треугольника" — дипломатического договора, объединяющего Варшаву с Германией и Францией в регулярном диалоге по вопросам ЕС. Когда польский премьер-министр Дональд Туск присоединился к канцлеру Германии Олафу Шольцу и президенту Франции Эмманюэлю Макрону в демонстрации единства в Берлине в прошлую пятницу 15 марта, они вдохнули новую политическую жизнь в формат, имеющий нереализованный потенциал для объединения Северной Южной и Центральной Европы вокруг общей повестки дня — особенно в отношении поддержки Украины в войне с Россией, сообщает The Guardian.
"Три лидера выходят из совершенно разных отправных точек. Польша спешит перевооружиться и оказать помощь Украине. Шольц упорствует и отказывается предоставить Киеву мощнейшие крылатые ракеты дальнего радиуса действия Германии, а Макрон внезапно превратился в самого откровенного союзника Владимира Зеленского, несмотря на то что Париж значительно отстает от Берлина по объему военной помощи", — считает издание.
Отношения между Францией и Германией, которые длительное время были ведущей парой ЕС, сейчас напряжены как никогда, а внутренняя политика влечет их в противоположные стороны. Очень осторожному Шольцу приходится руководить расколотой коалицией, в которую входят пацифисты из его собственной Социал-демократической партии, а новая позиция Макрона отчасти является попыткой поставить подножку растущей ультраправой оппозиции его центристского правительства меньшинства.
Как объясняет The Guardian, в последнее десятилетие Веймарский треугольник больше напоминал печально известный Бермудский треугольник — пустоту, в которой бесследно исчезают политические инициативы. В основном потому, что предыдущее польское правительство, возглавляемое консервативно-националистической партией "Право и справедливость" Ярослава Качиньского, проводило свое время, враждуя с Берлином и Парижем по всем вопросам — от верховенства закона до контрактов на поставку оружия, борьбы с климатическим кризисом, отношений с Россией и требованиями о репарациях за Вторую мировую войну.
В Берлине и Париже долгое время считали поляков слишком обеспокоенными по отношению к России и слишком близкими к США. Оглядываясь назад, Макрон в прошлом году признал, что Франции следовало бы больше прислушаться к мнению центральной Европы.
Хотя французские и немецкие лидеры и министры регулярно проводили встречи в "веймарском формате" со своими польскими коллегами, западные страны не были восприимчивы к предупреждениям Польши об надвигающейся угрозе ревизионистской России. Настойчивое стремление Германии к более тесным энергетическим связям с Москвой в обход Польши и Украины было типичным проявлением этой неспособности слушать.
"По иронии судьбы, Туску теперь приходится успокаивать напряженные отношения между Парижем и Берлином, которые публично ссорятся по поводу степени приверженности Украине, а также европейских оборонных закупок, ядерной энергии и общих заимствований ЕС, что затрудняет принятие решений в период острого геополитического стресса", — пишет The Guardian.