Согласно дальновидным планам, разработанным Европейской комиссией, вскоре странам, возможно, придется достичь целевых показателей в обмен на их долю в значительной части бюджета ЕС. До сих пор основная часть так называемого финансирования сплочения, которое составляло 392 миллиарда евро на период 2021-2027 годов и было направлено на содействие росту в бедных регионах Европы, выплачивалось в соответствии с согласованными критериями, а не в качестве поощрения за достижение целевых показателей. Но в документе, подписанном 27 комиссарами блока в среду 27 марта, о котором ранее в тот же день сообщило издание Politico, исполнительные власти ЕС впервые подняли вопрос о том, что к финансированию могут быть прикреплены определенные условия в общем объеме.
"Существует широкая поддержка финансирования на основе результатов, еще предстоит разработать официальное предложение. Как только это произойдет, свое слово скажут правительства", — отметили в Еврокомиссии.
Украина и Западные Балканы изменили ход дебатов
Финансирование сплочения составляет значительную часть семилетнего бюджета ЕС в размере 1,2 триллиона евро и направлено на сокращение разрыва между богатыми и бедными регионами. Все беднейшие страны ЕС, от Португалии на западе до Венгрии и Болгарии на востоке, получили огромную пользу от финансирования, в основном сосредоточенного на окружающей среде и транспортной инфраструктуре, например новых автомагистралях.
Реформа стоит на повестке дня, поскольку чиновники ЕС в мыслях готовятся к возможному расширению блока и примут Украину и страны Западных Балкан. Значительная часть этих средств будет использована для того, чтобы помочь им догнать в экономическом плане существующих членов.
В последние годы ЕС пытался убедить некоторые страны, в частности Венгрию и Польшу, соблюдать демократические стандарты и приостановил определенное финансирование, но в очень ограниченных объемах. Если поставить финансирование сплочения в зависимости от проведения реформ с самого начала членства страны в ЕС, это может облегчить удержание правительств. Однако добиться этого будет непросто.
"В принципе, это [обусловленность] может быть средством, но на практике это очень сложно", — сказал Жолт Дарваш из брюссельского аналитического центра Bruegel, добавив, что предыдущие системы, привязывавшие денежные выплаты к конкретным целям, были громоздкими.
По его мнению, бережливые страны, преимущественно из Северной Европы, уже давно утверждают, что текущие расходы на сплочение, которые сейчас сильно смещены в сторону регионов Южной, Центральной и Восточной Европы, неэффективны.
Бюрократия и строгий аудит
Модель расширит формат, подобный правилам, применяемым к постпандемическому фонду ЕС, который был согласован в 2020 году для смягчения экономических последствий Covid-19. Согласно этой схеме, Брюссель связал денежные переводы с проведением внутренних реформ.
Однако может возникнуть определенное сопротивление, поскольку некоторые правительства подвергли его жесткой критике. Дарваш отмечает, что выплата средств из Фонда восстановления была пронизана бюрократической волокитой из-за строгого аудита и контроля.
Нынешние программы сплочения включают в себя долю расходов, связанную с целевыми показателями, но страны-члены неохотно пользуются этим фондом, сказал чиновник ЕС на условиях анонимности. В своем отчете Еврокомиссия пишет, что модель "деньги на реформы" может потенциально "ускорить финансовую реализацию и усилить ориентацию политики на результат".
Исполнительные власти ЕС отметили, что подход "на основе результатов" в постпандемическом фонде поощряет страны ЕС внедрять реформы и "вознаграждает прогресс на этом пути". Но ЕС не хочет точно копировать модель фонда восстановления. Документ поощряет большее привлечение местных общин и заинтересованных сторон — то, чего, по мнению критиков, не хватает постпандемическому фонду.
В тексте Еврокомиссии также отмечается необходимость сильных систем аудита и контроля. Аудиторский надзорный орган ЕС подверг критике Фонд восстановления за якобы слабые проверки на предмет мошенничества.