Власть открыто предупреждает граждан о том, что «энергетически» грядущие осень и зима будут сложными. Чаще всего это касается электроснабжения. Но готовится к зиме и рынок нефтепродуктов. Он внешне выглядит самым благополучным среди всех энергетических направлений, но и тут есть вызовы.
Свои первые экзамены в условиях войны рынок горючего уже сдал дважды. В первый раз — летом 2022 года, когда преодолел самый глубокий в своей истории кризис вследствие потери 100% источников довоенных поставок.
Во второй раз — прошлой осенью. После начала блэкаутов и до их завершения все марки горючего были в свободном доступе на АЗС, несмотря на резко возросший спрос, в частности и из-за активного использования генераторов.
Это стало результатом структурной трансформации рынка, которую не переживала ни одна страна мира. С марта по июль 2022 года импорт переместился с восточной и северной на западную и южную границу (см. рис. 1–2). На смену России и Беларуси пришли Польша, Румыния, Болгария, Литва и их порты.
Изменилась и логистика. Свыше 40% импорта начало поступать автотранспортом, тогда как до 2022 года такого вида транспортировки в импорте вообще не было. В свою очередь почти 100-процентное доминирование железной дороги уменьшилось до 40–45% (см. рис. 3).
В условиях войны эта система транспортировки хоть и довольно дорогая, но и самая безопасная, поскольку исключает концентрацию горючего в одной точке. Нефтебазы в лучшем случае стали использовать как перевалочные пункты с железной дороги на авто.
Еще одним залогом такой гибкости и изобретательности украинцев стало резкое увеличение числа участников: если в 2021 году количество импортеров бензина и дизельного топлива составляло около 130 компаний, то на пике в декабре 2022-го — более 400.
Враг не спит
Хотя замысел россиян оставить Украину без горючего провалился, враг постоянно держит обеспечение нефтепродуктами под прицелом. Часто под широким понятием «инфраструктурные объекты», о которых расплывчато говорится в официальных сообщениях об обстрелах, скрываются именно нефтебазы и другие производственные объекты.
В июле опасное напряжение возникло на юге, который враг начал усиленно атаковать. Хотя чаще всего речь идет о «зерновой» инфраструктуре, топливным резервуарам также досталось.
Для рынка горючего южное направление имеет большое значение из-за портов — Констанцы, Галац (Румыния) и молдавского Джурджулешты. В два последних танкеры с горючим заходят через канал Сулина, расположенный в радиусе поражения российских военных кораблей. Последние уже начали оказывать психологическое давление на суда, курсирующие в тех широтах.
Из-за обстрелов Измаила опасно стало и в соседнем Джурджулешты.
В целом после первых обстрелов портов Измаила и Рени возникла пауза в поставках во всем регионе из-за военных рисков.
«Кто соглашается (идти в дунайские порты. — С.К.), подняли фрахты почти на 50% и требуют страхования жизни всей команды, включительно с семьями», — рассказывают трейдеры.
В то же время это направление импорта горючего стало довольно мощным, поэтому его потеря является серьезным вызовом рынку.
Переобуться до зимы
Как заместить утраченный источник поставок? Уже прослеживаются основные направления перегруппировки.
Первым является увеличение поставок через румынский порт Констанца, у которого есть прямой выход к морю, а путь к нему проходит в территориальных водах стран НАТО. Это направление было среди ключевых и позволило наладить поставки в период весеннего кризиса 2022 года.
«За прошлый год румыны реанимировали дополнительный железнодорожный путь и увеличили мощность отгрузки. Сейчас это может пригодиться», — отмечает один из импортеров.
Также может увеличиться нагрузка на болгарские порты. От них многие украинские компании отказались в 2022 году первыми, поскольку болгары не смогли наладить ритмичные железнодорожные отправки.
Сейчас здесь существует другая проблема — продолжение закупок болгарами российского топлива. Такое право они получили в виде исключений из европейского антироссийского эмбарго до конца 2024-го.
«Так называемый болгарский продукт очень разит российским, мы не хотим рисковать», — говорит один из крупных украинских трейдеров. При этом далеко не у всех наших компаний настолько чувствительное обояние.
Главным вектором перегруппировки является перенесение грузопотоков с юга на север, а именно — на польскую границу.
Усилением польского направления можно считать выход в июле на украинский рынок холдинга Unimot — крупнейшего частного нефтетрейдера Польши. Одновременно появилась интересная коллаборация Unimot и WOG, заявивших о проекте импорта в Украину американского дизтоплива.
В повышенной готовности держит свои контракты на севере и западе Европы самый крупный украинский игрок — ОККО. В 2022 году он запомнился реализацией сложного маршрута поставок — из Нидерландов. Была задействована сложная комбинированная логистическая схема, включающая транспортировку по воде из Роттердама в немецкий порт Шпейр с дальнейшей погрузкой в железнодорожные цистерны.
Вскоре обещает хорошие новости третий номер в рейтинге «дизельных» импортеров — UPG. Летом 2022 года компания неожиданно для многих приобрела комплекс по морской перевалке нефтепродуктов в польском Щецине. В течение года UPG активно инвестировала в развитие актива и этой осенью ожидает завершения проекта по увеличению мощностей терминала по отгрузке по железной дороге. Параллельно UPG расширяет спектр поставщиков горючего по морю.
Очистка юга
Кроме повышения надежности поставок, переориентация импорта с юга на север будет иметь еще одно важное следствие. Черное и Средиземное моря стали убежищем для огромных объемов российских нефтепродуктов. В поисках новых рынков сбыта россияне в первую очередь обратили внимание на логистически близкие, а поэтому более ликвидные рынки стран Средиземноморья.
Турция сейчас крупнейший импортер российского дизтоплива в мире с ежемесячным объемом 1,2–1,7 млн тонн. Далее потоки российской нефти затопили страны Северной Африки — Алжир, Египет, Ливию, Марокко и Тунис. Наконец, эти страны внезапно стали мощными экспортерами дизеля, в том числе и в Украину. Понятно, что по документам продают они исключительно нероссийское горючее. Но уже достаточно прецедентов, когда эти партии имели все признаки горючего из РФ. Особенно это проявилось в межсезонье, когда из знойных южных стран к нам поехало… зимнее дизтопливо.
Это является новым вызовом для Украины, которая из-за российской агрессии стала основным драйвером головокружительных изменений в потоках энергоносителей во всем мире. В западных СМИ россияне используют случаи попадания на наш рынок российских нефтепродуктов или горючего из российской нефти для попыток расколоть западную коалицию партнеров Украины, мол, вы по требованию украинцев вводите нам санкции, а сами украинцы не пренебрегают нашим горючим.
В мае правительство усилило контроль за происхождением импортных нефтепродуктов (постановление №1147), сделав обязательным наличие сертификата происхождения. Но заграничные экспортеры быстро адаптировались и начали штамповать сертификаты на любой вкус. Сейчас вопрос дальнейшего усиления контроля находится в повестке дня СНБО.
В то же время чудеса ответственности и солидарности демонстрирует и сам топливный рынок. Наиболее показательным стал коллективный отказ от работы с портами турецкой компании OPET — наибольшего импортера российского дизтоплива (в среднем 500 тыс. тонн в месяц, или почти объем потребления всей Украиной). Компания заявляет, что российские объемы направляет на внутренний рынок, а в Украину продает нероссийское горючее, в частности индийское, но рынок занял принципиальную позицию.
«Можно спорить о происхождении нефтепродуктов, но фактом остается работа этих стран, отдельных компаний, портов с Россией. Даже если эти страны продают нам нероссийское горючее, фактически мы стимулируем их бизнес с Россией, поэтому для Украины как жертвы российской агрессии это недопустимо», — заявил глава Нефтегазовой ассоциации Украины Ярослав Старовойтенко.
Между тем это только позиция крупных игроков, в то время как сотни трейдеров поменьше не гнушаются ничем, что обеспечивает устойчивый поток горючего сомнительного происхождения.
***
Рынок нефтепродуктов активно трансформируется, основным драйвером для этого является обострение ситуации на юге. Также процесс движет необходимость дистанцироваться от «нероссийских» ресурсов, которые щедро предлагают партнеры РФ.
Скорость развития альтернативных каналов поставок напрямую будет зависеть от дальнейших шагов власти по построению заслонов на пути токсичных объемов, которые более дешевые, а поэтому более конкурентоспособные.
В контексте подготовки к зиме, да и в целом очень актуальным системным решением является создание минимальных запасов нефтепродуктов. Идея ходит по властным коридорам более 15 лет, а недавно Минэнерго презентовало соответствующий законопроект. Он довольно прогрессивный по сравнению со всеми предыдущими и на первом этапе предусматривает фактически хранение объемов запасов, которые по факту компании и так держат в текущей оперативной деятельности. При этом из-за ситуации в сфере безопасности у проекта много оппонентов.
Ситуация с обеспечением горючим сейчас выглядит наиболее уверенно, рынок перманентно находится в состоянии профицита и имеет все возможности для увеличения импорта как с юга, так и с севера. Поэтому Украина будет с горючим. Прежде всего это следствие высокой конкуренции и незначительного влияния государства. К сожалению, в отраслях с высоким государственным участием и регулированием не все так хорошо.