Армия Китая, по всей видимости, планирует построить ряд зарубежных военно-морских баз, поскольку Пекин надеется защитить судоходные пути и усилить свою способность противостоять санкциям со стороны США и их союзников. Об этом сообщает The Guardian.
Хамбантота в Шри-Ланке, Бата в Экваториальной Гвинее и Гвадар в Пакистане являются тремя наиболее вероятными локациями для создания китайской военно-морской базы в ближайшие два-пять лет, согласно анализу американского исследовательского института AidData.
Авторы отчета приняли во внимание объем финансирования развития, предоставленный китайскими государственными банками для портовых проектов, стратегическую ценность имеющейся инфраструктуры и прочные отношения Пекина с правительствами этих трех стран, а также другие факторы, чтобы составить список из восьми ключевых вариантов для будущих китайских военно-морских баз.
В настоящее время военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) имеют лишь одну зарубежную военную базу в Джибути, на побережье Африканского Рога.
Но по мере того как соперничество между США и Китаем обостряется, Пекин пытается догнать Вашингтон в морских силах за океаном. В отличие от США, Китай не является участником международных оборонных альянсов – его единственный официальный оборонный договор заключен с Северной Кореей. Это делает развитие зарубежных военно-морских баз приоритетом для военного развития Пекина, утверждают исследователи AidData.
Будущие амбиции армии Китая могут быть тесно связаны с китайской инициативой "Пояс и путь". Четыре из восьми мест для баз, включенных в список AidData, находятся в Африке. Хотя наиболее насущные морские амбиции Пекина связаны с Южно-Китайским морем и Тайваньским проливом, авторы отчета отмечают, что эти операции могут проводиться "полностью с материковой части Китая и внутренних военно-морских баз". Такие базы армии Китая помогли бы Пекину сохранить судоходные пути, особенно в случае западных санкций, а также собирать разведывательную информацию.
По данным AidData, порт Хамбантота в Шри-Ланке считается самым вероятным местом для размещения базы ВМС Китая в ближайшем будущем. Открывшийся в 2010 году порт был профинансирован за счет кредита в размере $306,7 млн, предоставленного китайским банком развития China Exim Bank. AidData утверждает, что Пекин имеет "прямой контроль над объектом".
В 2017 году китайская компания взяла порт в 99-летнюю аренду после того, как правительство Шри-Ланки столкнулось с трудностями в обслуживании своих внешних долгов. Хамбантота часто приводится в качестве примера китайской "дипломатии долговой ловушки", но экономисты утверждают, что эта сага скорее отражает нестабильность правительства Шри-Ланки, чем согласованную китайскую стратегию, направленную на получение контроля над иностранной базой.
"Хотя в большинстве случаев эти инвестиции в порты вряд ли станут официальными базами для армии Китая, для Коммунистической партии полезно иметь дружеские места, где НОАК может искать пополнение запасов и ремонта техники во всем мире", - говорит научный сотрудник Центра исследований Соединенных Штатов при Сиднейском университете Блэйк Герцингер.
Ранее сообщалось, что Китай добился значительного прогресса в строительстве военно-морской базы в Камбодже и близок к завершению строительства пирса, который может принять авианосец, согласно спутниковым снимкам. По подозрению правительства США, Пекин строит объект для усиления своего военно-морского присутствия в регионе. Пекин и правительство Камбоджи отрицают, что там будет присутствовать Народно-освободительная армия. Военные аналитики говорят, что эта база предоставит Пекину значительные стратегические преимущества, включая доступ к Сиамскому заливу.
За десять лет Китай стал другим. И дело не в показателях роста ВВП. В первую очередь речь идет о внешней политике и дипломатии, явно свидетельствующих о глобальных амбициях Китая во главе с Си Цзиньпином, желающего «взрастить сад мировой Си-вилизации». Как на это смотрят США, Япония и Индия? Какое место во всей этой геополитике отведено России? Читайте статью посла Украины в Японии Сергея Корсунского «Удастся ли Китаю построить мировую Си-вилизацию?».